Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституційно-процесуальне право: поняття і предмет. Конституційний процес, конституційна процедура, конституційні провадження.






Конституционно-процессуальное право это система процессуально-правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих порядок общественных отношений, возникающих в связи с реализацией субъектами конституционных отношений своих прав и обязанностей, которые складываются в процессе организации и осуществления верховной государственной власти.

Объективная необходимость существования и функционирования конституционно-процессуального права обусловливается потребностью установления определенного порядка осуществления в конкретных конституционно-правовых отношениях субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей их участников.

Конституционно-процессуальное право является производным от конституционного права и призвано обеспечивать потребности эффективной реализации последнего.

Предмет правового регулирования является основным орудием деления системы права на соответствующие отрасли. С одной стороны, он непосредственно влияет на качественно определенный вид общественных отношений, которые требуют соответствующего правового регулирования, с другой - общественные отношения являются той объективной основой, которая вызывает право к жизни и вносит в него соответствующие системообразующие признаки.

Каждая отрасль права, в том числе и отрасль конституционно-процессуального права, регламентирующего определенный вид общественных отношений, которые требуют надлежащего правового урегулирования.

П редмет правового регулирования - это совокупность качественно однородныхобщественных отношений, урегулированных правовыми нормами. предмет правового регулирования указывает, на какую группу общественных отношений направленное воздействие конкретных норм права. а поскольку конституционно-процессуальные нормы направлены на регулирование порядка осуществления юридических прав и обязанностей, определенных нормами конституционного материального права, предметом правового регулирования конституционно-процессуального права можно считать те общественные отношения, которые возникают в связи с реализацией субъектами конституционных отношений своих прав и обязанностей, которые складываются в процессе организации и осуществления верховной государственной власти, реализации народовластия, осуществления местного самоуправления, реализации прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, взаимодействия государства и лица и т.д.

Конституционно-процессуальное право воздействует на общественные отношения с помощью присущих ему специфических способов и средств, которые являются методами конституционно-процессуального права.

Метод конституционно-процессуального регулирования - это совокупность средств и способов, с помощью которых упорядочиваются общественные отношения, которые составляют предмет отрасли конституционно-процессуального права. Применение различных методов конституционно-процессуального регулирования позволяет обеспечить стабильное функционирование институтов публичной власти, гарантирует реальное народовластие, соответствующие охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Метод конституционно-процессуального права отмечается общими признаками:

императивным и универсальным характером;

кругом субъектов, которых государство признает правоспособными и дееспособными;

порядке (процедуре) формирование, установление и законодательного закрепления юридических прав и обязанностей субъектов, их непосредственной реализации;

максимально высоким юридическим уровнем;

значительной степенью определенности содержания средств и способов, с помощью которых должно осуществляться юридическая процедура реализации прав и обязанностей субъектов.

Специфика метода конституционно-процессуального права заключается в том, что он представляет собой совокупность способов регулирования поведения субъектов конституционно-правовых отношений в процессе осуществления ими принадлежащих им на правовых началах субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей, которыми они обладают как непосредственные или косвенные участники этих отношений.

Для конституционно-процессуального права, как и для всех других отраслей публичного права, характерно доминирование императивного метода правового регулирования над диспозитивним, за которого отношения между субъектами права основываются на началах субординации. Учитывая это их поведение четко регламентируется, способы и средства реализации прав и обязанностей определенные процессуальным ЗУ и от воли самих субъектов, как правило, не зависят.

Система источников конституционно-процессуального права, которая представляет собой организованную совокупность взаимосвязанных нормативно-правовых актов, содержащие конституционно-процессуальные нормы, включает:

Конституцию Украины, которая как основной Закон государства имеет высшую юридическую силу и приоритет перед иными правовыми актами (в том числе и международными), которые принимаются на ее основе и должны ей соответствовать.

Конституция - это базовый законодательный акт, положения которого являются исходными для всех других отраслей права, поскольку она является законом, который определяет принципы регулирования всех общественных отношений, которые возникают в государстве;

акты всеукраинского и местных референдумов как акты непосредственной власти народа, выступает ее единственным носителем;

ЗУ, другие нормативные акты ВРУ;

нормативные указы президента Украины;

нормативные постановления Кабинета Министров Украины;

приказы, инструкции и иные подзаконные акты центральных и местных органов исполнительной власти;

решения и заключения Конституционного суда Украины;

правовые акты Верховной рады автономной республики Крым и решения совета министров автономной республики Крым;

уставы территориальных общин, другие акты органов местного самоуправления;

нормативно-правовые (например, Конституционный договор между ВРУ и ПУ “об основных принципах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в Украине на период до принятия новой Конституции Украины” от 8 июня 1995 г.) и международно-правовые договоры Украины.

Суть конституционного процесса состоит в обеспечении становления и развития правовой системы государства, утверждения законности и правопорядка в обществе, воспитании правового сознания и формировании политической культуры населения. Его развертывания в Украине осложнялось отсутствием самостоятельной национальной правовой системы;

замедленным формированием четкой концепции реформирования и научно обоснованной модели будущего общественного и государственного устройства;

незавершенностью распределения функций между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти;

борьбой вокруг законодательства различных политических сил;

сопротивлением определенных общественных слоев, не заинтересованных в определенности и регламентации общественных отношений.

Центральным событием конституционного процесса 1991-2000 гг. стало принятие новой Конституции Украины - законодательного акта, который определил базовые принципы организации высших органов государства и местного самоуправления, их отношения и компетенцию, а также права, свободы и обязанности граждан. Утверждение основного закона государства создает юридическую основу для эффективной и рациональной развития политических структур, стабилизации экономики, формирования развитого гражданского общества, органичного вхождения Украины в мировое сообщество, перехода украинского народа к цивилизованному образу жизни.

Деятельность органа конституционной юстиции относительно осуществления специализированного конституционного контроля и официального толкования Конституции предусматривает наличие специальной процедуры рассмотрения соответствующих дел. Необходимость и содержание такой процедуры следует из правовой природы Конституционного Суда как органа конституционного контроля и органа юстиции. Именно из-за принадлежности Конституционного Суда в судебных органов производства в Конституционном Суде Украины рассматривается как вид судебного производства и называется конституционным производством.

Конституционно-правовая процедура - это разновидность юридической процедуры, который направлен на достижение конституционно-правового результата, который выражается в формировании конституционно-правовых норм, образовании или прекращении существования субъектов конституционного права, предупреждении правонарушений в конституционно-правовой сфере или в возникновении, реализации, изменении или прекращении определенного конституционного правоотношения.

Конституционно-правовые процедуры характеризуются тем, что все они призваны определить наиболее целесообразный порядок осуществления правотворческой, правоприменительной, учредительной и контрольной деятельности в конституционной сфере регулирования общественных отношений, тем самым способствуя эффективному и справедливому достижению результата, предусмотренный соответствующими материальными нормами конституционного права;

процедурные предписания, как правило, адресуются субъектам властных отношений, что во многом определяется самой спецификой конституционного права как такового;

эти процедуры направлены на достижение результата, имеющей публичный, конституционно-правовой характер.

Таким образом, конституционно-правовые процедуры направлены на регулирование отношений, складывающихся в процессе организационно-правовых форм деятельности с применения материальных норм конституционного права.

Значение конституционно-правовых процедур проявляется в следующем:

а) конституционные процедуры значительно уменьшают риск отклонения субъектов конституционного права, особенно должностных лиц при реализации властных полномочий, от достижения нормативно закрепленной цели конституционных правоотношений;

б) является гарантией от субъективизма, снижая степень усмотрения органов государственной власти и местного самоуправления при принятии соответствующих решений;

в) создают условия для осуществления надлежащего контроля за процессом принятия решений и при необходимости позволяют корректировать ошибочные решения, не дожидаясь развития конфликтной ситуации;

г) обеспечивают единообразное применение государственно-властных полномочий;

д) создают гласную, открытую модель реализации конституционных правоотношений;

е) выступают эффективным правовым средством защиты более слабой стороны в правоотношении.

В основу классификации конституционно-правовых процедур должен быть положен критерий, согласно которому в любом процедурно-процессуальном институте следует выделять внутреннюю и внешнюю формы (стороны). Внутренняя сторона охватывает глубинные, сущностные свойства и характеристики того или иного института, внешняя - соответствующие формы объективации этих свойств в нормативном материале.

В зависимости от их внутренней формы конституционно-правовые процедуры можно систематизировать по направлениям: а) юридическими действиями;

б) правовыми отношениями;

в) правовыми формами деятельности, в рамках которых протекает существование субъектов конституционного права и на благоустройство ходу которых направлены те или иные конституционные процедуры.

В зависимости от внешней формы: а) «законодательное основание», то есть по юридическая сила тех правовых актов, в нормах которых они закреплены;

б) сроки действия;

в) виды конституционно-правовых норм, в предписаниях которых они закреплены;

г) территориальнык масштабы действия;

д) субъекты и т.д.

Конституционное производство - это совокупность процессуальных действий по рассмотрению и разрешению дел в Конституционном Суде Украины. Процедуру решения Конституционным Судом дел, отнесенных к его компетенции еще называют конституционным судопроизводством.

Так, согласно с. 3 ст. 124 Конституции Украины, а также ч. 2 ст. 1 Закона “О судоустройстве Украины”, судопроизводство осуществляется Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции.

Понятие “ конституционное производство ” и ” конституционное судопроизводство ” являются тождественными по своему значению, хотя в принципе, проведением называют особую процедуру рассмотрения определенных дел в пределах определенного вида судопроизводства. Процедура рассмотрения дел Конституционным Судом Украины определена ЗУ “О Конституционном Суде Украины”, а именно разделом II “Конституционное производство” и разделом III “Особенности конституционного производства”, а также Регламентом Конституционного Суда Украины.

Длительное время обсуждается предложение о принятии отдельного закона о конституционном производства. Имеется значительное сходство производства в Конституционном Суде Украины с другими видами судебного производства. Вне этим

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал