Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основні етапи вітчизняного конституційного будівництва. Сучасний етап конституційних перетворень в Україні: конституційна модернізація та реформування в Україні (1989-2013 р. р.).






Основные этапы:

1) Универсалы ЦР, Конституция УНР от 29 апреля 1918 г. (10 июня 1917 г. ЦР издала 1 Универсал, в котором провозглашалась автономия Украины;

3 июля 1917 ЦР издала 2 Универсал, в котором заявляла о своем согласии ждать законодательного утверждения автономии Украины Учредительным собранием в ноябре 1917 г.;

7 ноября 1917 г. ЦР издала 3 Универсал, в котором Украина провозглашалась народной республикой в составе Федерации равных и свободных народов;

4 Универсал ЦР провозгласила о полной независимости);

2) Конституция РСФСР и УССР 1919 г. (Конституция РСФСР 1918 г. была принята вскоре после Октябрьской революции 1917 г., роспуска Учредительного собрания, имела следующие особенности: не опиралась на принцип преемственности конституционного развития;

была наиболее идеологизированной;

имела значительное количество программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых в будущем она направлена;

выход ее норм и положений за рамки внутригосударственного регулирования;

она открыто признавала применение насилия в целях утверждения принципов нового социалистического строя;

с юридической точки зрения она была несовершенна).

3) Первая Конституция СССР 1925 г. (причиной замены Конституции 1918 г. Конституцией 1925 г. явилось объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие новой Конституции. В ней отражен был факт вхождения РСФСР в Союз ССР. Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, в отличие от последующих конституций не определялась прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР).

4) Конституция СССР 1936 г. (конституции этого этапа как Союза, так и других союзных республик, отличают следующие черты: сохранили классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата;

впервые введены главы об основных правах и обязанностях граждан;

закрепление руководящей роли КПСС;

с юридической точки зрения более совершенна;

закреплены нормы о сохранении права любой из республик на выход из СССР);

5) Конституция УССР от 20 апреля 1978 г. (она закрепляет общественное устройство, политическую организацию общества, основы правового положения личности, гражданство Украины, права и обязанности граждан, национально-территориальное устройство страны, систему органов государства, порядок их формирования, компетенцию и формы деятельности).

В юридической литературе выделяют 4 основных этапа конституционного строительства

1. Зарождение украинского конституционного строительства (нач 18 - серед 19 вв) – подписание документа в форме договора между Пилипом Орликом и войском запорожским -5 апреля 1710 – «Пакты и конституции законов и вольностей войска запорожского. Конституция действовала на Правобережной Украине и состояла из преамбулы и 16 параграфов.

2. этап –характеристика конституционного строительства и национальная конституционная мысль сер 19 – нач. 20 вв. –Кирилло-мефодиевское братство, Андруский «Очерки конституции республики» - идея славянской федерации;

деятельность Драгоманова –конституция федерализма. Грушевский -05. 1995 проект будущего строя российской империи. В 1917г по инициативе Грушевского, Ефремова – создается многопартийный политич блок «Товариство украинских поступовцев» - автономия Украины в составе федеративного Российского государства. 4 универсала ЦР, 29 апреля 1918 г. Конституция УНР.

3 этап советский период -1919- 1990 – конституция УССР 19919, классового характера, конституция союзная 1924, 1929 украинская, 1936 – конституция СССР, 1937- УССР, 1978 – конституция УССР – понятие народ, разные права- на жилье, здравоохранение и проведение референдумов.

4. Этап – становление конституционных положений в современной независимой Украине и принятие актов конституц характера – Декларация о госуд суверенитете -16. 07. 1990, Акт провозглашения независимости Украины - 24. 08. 1991, конституционное строительство – 1989-2011 – принятие КУ 28. 06. 1996, 2004 г внесение изменений в КУ, 2010- отмена внесенных в 2004 г изменении решением КСУ.

Конституционная реформа - процесс создания нормативно-правовой базы конституционного строя государства и общества, формирования конституционного сознания, развития конституц отношений, создания специальных средств защиты конституц строя и конституц законности.

Конституц реформа осуществлялась в Украине поэтапно -

1. Первый этап начинается с внесение изменений и дополнений в констит УССР 1978 – 27. 101989 – закон «Об изменении и дополнении Конст УССР» -срок полномочий 5 лет, состав верховного совета – 450; ЗУ от 24. 10 1990г была исключена ст. 6 КУССР о руководящей роли коммунистической партии, изменена статья 7- многопартийность. 5. 07. 91 – закон «об утверждении поста президента УССР», конституция дополнялось новой главой – президент, принятие Декларация гос суверенитете Украины от 16 июля 1990, Акт провозглашения независимости Украины от 24. 08. 91, ЗУ «О правопреемстве Украины» от 12. 09. 1991. –в этих документах - Украина самостоятельна в решении любых вопросов государ жизни, принцип полновластия народа, принцип деления властей, экономическая самостоятельность, админ-територ устройство, гражданство, гос границы, свои вооруж силы, преимущества общечеловеческих ценностей.

2. 2й этап начинается с одобрения верховным советом Украины 19 июня 1991 года концепция новой КУ - через всю конст должны быть проведены идеалы правового государства, в центре внимания конституции – человек, и его права, свободы и гарантии, закрепить принципы справедливости, гуманности и демократичности, утверждения демократичных выборов, нормы конституции- нормами прямого действия, конституция должна быть стабильная с жестким механизмом внесения изменений и дополнений. С 15 июля по декабрь 92 года – проект конст был вынесен на всенародное обсуждение, в результате которого был одобрен новый проект конституции и представлен в ВР – 26. 10. 93.

3. 3й этап – конец 93 по 95год – обострение противостояния между законодательной и исполнительной властью, конст реформа велась в направлении внесений изменений в конст 1978. 8. 06. 95 – принятие конст договора между ПУ и ВРУ «об основных принципах организации и функционировании государственной власти и местного самоуправления на период до принятие новой КУ». С августа 95 процесс подготовки КУ активизировался, в октябре 95 был подготовлен новый проект конституции, который дорабатывался временной специальной конст комиссией, созданной от 5. 01. 96. 24. 02. 1996 –комиссия одобрила окончательный проект КУ и передала его в ВР, с 5. 05 по 28. 06. 96 –ВР постатейно обсуждало проект КУ.

4. 4й этап – принятие ВРУ 28 июня 1996 года КУ

5. 5й этап современный этап конституционной реформы – конст реформа продолжается. Тенденции современного этапа конст реформы – обеспечение реализации конст норм, анализ конст правоположений в процессе проверки их на эффективность конст практики, возможность внесения изменений и дополнений конст Украины. Современный этап конст реформы на сегодняшний день выражается в политическом реформировании. Полит реформа была инициирована ПУв 2002 году, 3. 10. 2002 издан указ ПУ «об организации работы по подготовке законопроектов о внесении изменении КУ избирательные законы», 6 марта 2003 год – указ ПУ «о вынесении на всенародное обсуждение проекта ЗУ о внесении изменении КУ».

Для преодоления острого кризиса 8 декабря 2004 года Верховная Рада приняла ЗУ № 2222-IV «О внесении изменений в Конституцию Украины» и (в пакете к нему) о внесении изменений в закон о выборах Президента (последние позволили провести пере голосования 2-го тура выборов Президента). В тот же день Президент Украины Леонид Кучма подписал эти документы. Закон на основе проекта Симоненко-Медведчука об изменениях к Конституции (о политической реформе) предусматривал переход от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме правления, формирование правительства коалицией депутатских фракций, продление срока полномочий Верховной Рады до 5 лет. Согласно заключительным и переходным положениям закона, он должен был вступить в силу с 1 сентября 2005 года в случае, если бы на то время были приняты изменения к Конституции относительно реформирования системы местного самоуправления (законопроект 3207-1). Поскольку до 1 января 2006 года эти изменения не были приняты, то (согласно заключительным и переходным положениям) закон вступил в силу самостоятельно с 1 января 2006 года.

После прихода к власти Виктора Януковича и Партии Регионов 1 октября 2010 года Конституционный Суд Украины признал таким, что не отвечает Конституции Украины, Закон «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 8 декабря 2004 года №2222-IV в связи с нарушением процедуры его рассмотрения и принятия. Согласно решению КС, соответствующий закон №2222 теряет силу со дня принятия Конституционным Судом этого решения. Конституционный Суд Украины восстановил действие Конституции 1996 года и обратился к органам государственной власти с требованием безотлагательно привести украинское законодательство в соответствие Основному Закону в редакции от 28 июня 1996 года. 2010 год 30 сентября 2010 года Конституционный Суд Украины отменил действие конституционных реформ, которые были приняты в 2004 году. С этой даты снова действует Конституция 1996 года. 2011 год 1 февраля 2011 года Верховная Рада Украины приняла ЗУ № 2952-VI «О внесении изменений в Конституцию Украины относительно проведения очередных выборов народных депутатов Украины, Президента Украины, депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов», предварительно одобренный Верховной Радой Украины 19 ноября 2010 года. Закон вступил в силу 4 февраля 2011 года. Поэтому можно только приветствовать указ президента от 21 февраля 2011 года " О поддержке инициативы по созданию Конституционной Ассамблеи", который дал старт реформе.

В. ЯНУКОВИЧ создал научно-экспертную группу по подготовке создания Конституционной ассамблеи. 25 марта член Венецианской комиссии Марина СТАВНИЙЧУК сообщила, что Венецианская комиссия приветствует идею создания Конституционной ассамблеи для подготовки предложений по конституционному реформированию. “Важное значение при этом имеет вопрос независимости работы этого органа, высокого профессионального уровня его состава, свободного и конструктивного обмена идеями, мнениями”, - сказала Г. СТАВНИЙЧУК.

Основной проблемой в реализации инициативы относительно создания Конституционной Ассамблеи, поддержанной ПУЯнуковичем, является противоречие между внепарламентским характером Конституционной Ассамблеи и конституционно закрепленным механизмом внесения изменений к Основному Закону, которое невозможно без участия парламента. Успешность деятельности КА зависит от политических позиций президента (критерием успешности можно считать принятие в ВРУ разработанного Конституционной Ассамблеей проекта изменений к Конституции) и определяется рядом факторов: наличием лояльной главы государства конституционного большинства в ВР, уровнем общественной поддержки политики президента, степенью согласованности интересов институтов гражданского общества и политических сил при формировании КА.

Среди факторов, которые могут помешать успешной деятельности Конституционной Ассамблеи можно назвать:

- возможное изменение персонального состава парламентского большинства после выборов народных депутатов в 2012, снижение рейтингов пропрезидентских политических сил в межвыборный период;

- противоречия между содержанием предлагаемых Конституционной Ассамблеей изменений к Конституции и интересами ведущих участников политического процесса;

- корпоративная незаинтересованность народных депутатов во внедрении некоторых норм (например, в отношении содержания или сроков полномочий ВРУ);

- высокая вероятность внесения в текст законопроекта самими народными депутатами принципиальных изменений, которые могут кардинально изменить его направленность;

- недостаточная общественная легитимность Конституционной Ассамблеи (проблема ее возможной политической ангажированности).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал