Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Территориальная подсудность административных дел и ее разновидности.






Территориальная подсудность - совокупность правил, определяющих разграничение компетенции административных судов одного уровня в зависимости от места рассмотрения административных дел по первой инстанции.

КАС установлено несколько разновидностей территориальной подсудности.

Общая территориальная подсудность формирует основное правило о разграничении компетенции одноуровневых административных судов. По правилам общей подсудности административных дел решаются административным судом по местонахождению ответчика (ч. 1 ст. 19 КАС Украины). Ч. 1 ст. 182 КАС Украины установлено правило рассмотрения административного дела по местонахождению истца - субъекта властных полномочий, распространяется на дела по административным искам субъектов властных полномочий об ограничении реализации права на мирные сборы. Правилами ч. 3 ст. 175 и ч. 1 ст. 183 КАС Украины установлено территориальную подсудность административных дел по месту совершения действия (проведение мероприятий) или местом, где это действие должно быть совершено. Так, в соответствии с нормами ч. 3 ст. 175 КАС Украины обжалуются действия или бездействия кандидата в депутаты сельского, поселкового совета, кандидатов на должность сельского, поселкового головы, их доверенных лиц подается в местный общий суд как административный суд по месту совершения действия или месту, где это действие должно быть совершено (кроме дел по обжалованию действий или бездействия кандидата на пост Президента Украины, инициативных групп всеукраинского референдума, других субъектов инициирования всеукраинского референдума). А в соответствии с нормами ч. 1 ст. 183 КАС Украины дела по административным искам об устранении ограничений в реализации права на мирные собрания рассматриваются по месту проведения этих мер.

Альтернативная территориальная подсудность административных дел допускает рассмотрение определенных административных дел местным административным судом по выбору истца. Ч. 2 ст. 19 КАС Украины содержит правило: административные дела по поводу обжалования правовых актов индивидуального действия, а также действий или бездеятельности субъектов властных полномочий, которые приняты (совершены, допущены) в отношении конкретного физического или юридического лица (их объединений), решаются по выбору истца административным судом по зарегистрированному в установленном ЗУ порядке месту жительства (пребывания, нахождения) этого лица-истца, или административным судом по местонахождению ответчика, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Если такое лицо не имеет места жительства (пребывания, нахождения) в Украине, тогда дело решает административный суд по местонахождению ответчика. (Ч. 4 ст. 19 КАС Украины). В случае неопределенности КАСУ территориальной подсудности административного дела такое дело рассматривается местным административным судом по выбору истца.

Исключительная территориальная подсудность (здесь есть и элементы предметной и территориальной подсудности) допускает рассмотрение определенных категорий административных дел только судом, прямо определен в законе - окружным административным судом, территориальная юрисдикция которого распространяется на г. Киев (Окружной административный суд г. Киева).

К таким делам в соответствии с ч. 3 ст. 19 КАС Украины отнесены: административные дела по поводу обжалования нормативно-правовых актов Кабинета Министров Украины, министерства или другого центрального органа исполнительной власти, Национального банка Украины или другого субъекта властных полномочий, полномочия которого распространяются на всю территорию Украины (например, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, съезд судей Украины, Совет судей Украины, Высший совет юстиции, Высшая квалификационная комиссия судей и т.п.).

Рассмотрение указанных дел в Окружном административном суде г. Киева обусловлен необходимостью избежания ситуации, когда правомерность таких актов, касающихся прав многих лиц, могла бы проверяться параллельно различными административными судами, что могло бы приводить к разным результатам проверки; административные дела по поводу обжалования решений Антимонопольного комитета Украины по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере государственных закупок; административные дела, ответчиком по которым является зарубежное дипломатическое или консульское представительство Украины, их должностное или служебное лицо. В этом случае законодательно прямо установлен административный суд, в который должны обращаться с исками лица к указанным ответчикам находящихся вне территории Украины и в этом случае невозможно было бы использование других правил территориальной подсудности административных дел; административные дела об аннулировании регистрационного свидетельства политической партии, о запрете (принудительном роспуске, ликвидации) политической партии. В соответствии с ЗУ " О политических партиях в Украине" регистрация политической партии осуществляется Министерством юстиции Украины. Аннулировании регистрационного свидетельства политической партии осуществляется по иску Министерства юстиции Украины (ст. 24 ЗУ " О политических партиях в Украине"). Запрет политической партии осуществляется по иску Министерства юстиции Украины или Генерального прокурора Украины (ст. 21 ЗУ " О политических партиях в Украине"). Органы большинства политических партий также находятся в Киеве. При таких условиях законодатель определил целесообразным определить территориальную подсудность таких административных дел Окружном административном суда г. Киева.

Также Окружном административном суда г. Киева подсудны: административные дела по обжалованию действий или бездействия кандидата на пост Президента Украины, инициативных групп всеукраинского референдума, других субъектов инициирования всеукраинского референдума, нарушающих законодательство о выборах или референдуме (ч. 3 ст. 175 КАС Украина); Разновидностью территориальной подсудности административных дел выступает подсудность по связи дел. КАС определено, что истец может заявить несколько требований в одном исковом заявлении, если они связаны между собой. Если дело о связанных требований территориально подсудно различным местным административным судам, то ее рассматривает один из этих судов по выбору истца.

Если дело в отношении одного из требований подсудно окружному административному суду, а по другой требования (требований) - местный общий суд как административному суду, такое дело рассматривает окружной административный суд. Если дело в отношении одного из требований подсудно Киевскому апелляционному административному суду, а по другой требования (требований) - другому административному суду, такое дело рассматривает Киевский апелляционный административный суд.

Требования о возмещении вреда, причиненного противоправными решениями, действиями или бездействием субъекта властных полномочий или другим нарушением прав, свобод и интересов субъектов публично-правовых отношений, рассматриваются административным судом, если они заявлены в одном производстве с требованием решить публично-правовой спор. Иначе требования о возмещении вреда решаются судами в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства. Эти правила позволяют рассмотрены все требования в одном производстве. Таким образом, создаются лучшие условия для исследования всех материалов дела, достигается экономия времени и процессуальных средств.

Последствия наруш. правил территор. подсудности: правила территориальной подсудности менее жесткими, чем правила предметной подсудности. Ведь считается, что уровень суда надлежащий, но вследствие нарушения правил территориальной подсудности могут создаваться дополнительные неудобства, которые, однако, обычно на содержание решения объективно не влияют.

Если нарушение правил территориальной подсудности выявлено еще до начала судебного разбирательства, то административное дело надлежит передать в надлежащий суд (п.3 ч. 1 ст. 22 Кодекса). Однако если нарушение правил территориальной подсудности выявлено во время судебного разбирательства, суд должен завершить рассмотрение и принять судебное решение по существу спора. В суде высшей инстанции само по себе несоблюдение правил территориальной подсудности не может иметь следствием отмену судебного решения (см. пункт 6 постановления Пленума Высшего административного суда Украины " О практике применения административными судами отдельных положений Кодекса административного судопроизводства Украины во время рассмотрения административных дел" от 6 марта 2008 года N 2).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал