Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность монополий
Монополия (от греч.???? (mono) – один и????? (poleo) – продаю) трактуется как " исключительное право на какую-либо деятельность по производству, торговле, обслуживанию; рынок, на котором действует только один продавец товара или услуги". В экономике монополия – одна из видов рыночных структур, характеризующих следующие условия конкурентной борьбы между фирмами отрасли в условиях рынка: - существует один продавец уникального товара, т.е. у товара нет близких заменителей, и его продажей занимается одна фирма; - существуют непреодолимые или труднопреодолимые входные барьеры в данную отрасль (на рынок данного товара), такие как эффект масштаба (необходимость огромных капиталовложений для ведения хозяйственной деятельности в данной отрасли), превосходство монополиста (исключительная собственность на патенты или контроль над сырьём), недобросовестная конкуренция и др. Фирма, работающая на рынке в условиях монополии, контролирует рынок (отрасль) полностью или в значительной степени. Искусственные монополии возникают в результате сосредоточения у отдельной фирмы производства и сбыта отдельных видов продукции. Такие монополии возникают, если вдруг появляется возможность производить и продавать товар в лучших условиях производства, чем у других фирм, которые отказываются от производства аналогичных товаров. Другой вариант: захват крупной фирмой рынка сбыта на основе организационно-экономического объединения нескольких фирм под своим руководством. И, наконец, когда группа предпринимателей с помощью государства становится единственными продавцами или поставщиками на определённом рынке. Характерные черты всех монополий: 1. Единственный продавец. Отрасль состоит только из одной фирмы, отрасль отождествлена с ней. 2. Нет близких заменителей. Товар уникален, т.е. покупатель должен покупать его по цене монополиста или обходиться без него. Монополисты не нуждаются в рекламе своих товаров. 3. Диктовка цены. Производитель сам устанавливает цену и может манипулировать количеством производимого продукта. 4. Блокировка вступления. Монополия существует до тех пор, пока будут барьеры для входа в отрасль, которые удерживают новых конкурентов от вступления в отрасль.
Конечно, барьер может быть снят, но есть монополии единственные в своём роде. Очень сложно допустить, что у московского метрополитена появятся конкуренты. Монополия сама определяет свои цены, исходя из объёма рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведёт, как правило, к относительному сокращению объёмов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жёсткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Поэтому отдельно следует выделить государственные монополии, которые возникают также в тех сферах, где её наличие обусловлено соображениями общественной безопасности. Такие монополии возникают в ситуации, при которой отрасль, производящая (реализующая) товары и услуги, эффективно удовлетворяет спрос в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства. Её товары или услуги имеют устойчивый спрос независимо от значительного изменения цены, поскольку их оказывается невозможным заменить другими товарами. Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.). Различают закрытую, открытую и естественную монополии. Закрытая монополия защищена от конкуренции юридически или экономически. Например, патенты, авторское право, определённый денежный взнос за право заниматься этим видом деятельности или предприятие является собственником единственного месторождения природного ресурса. Открытая монополия – монополия, при которой одна фирма на некоторое время становится монополистом по продаже товара или услуги, но не имеет специальной защиты от конкуренции, например, патента. В такой ситуации часто оказываются фирмы, выходящие на рынок в первый раз и с новой продукцией. Их конкуренты могут появиться на этом рынке немного позже. Естественная монополия – официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. В условиях естественной монополии производство продукции одной фирмой при любом объёме выпуска выгодней, чем производство двумя или более фирмами. Мировая экономическая мысль однозначно считает монополии нежелательными элементами в хозяйственных системах. Недостатки монополий гораздо хуже всех их достоинств: 1. Обладая исключительным положением, они везде устраняют конкурентов, разрушая нормальный рынок. 2. Снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП. 3. Вздувают цены, обеспечивая себе сверхприбыли. 4. Снижается эффективность производства, что ведёт к стагнации. 5. У монополий практически отсутствует стимул хоть как-то улучшать качество своей продукции или условий производства, нет инноваций. Антимонопольное законодательство многих стран рассматривает занятие одной фирмой 30-70% рынка как монопольное положение на рынке и вводит различные санкции – регулирование цен, принудительный раздел фирмы и т.д. Понятие и содержание антимонопольной политики Антимонопольная политика – это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей. Антимонопольная политика представляет собой комплекс государственных мер, включающий соответствующее законодательство, систему налогообложения, денационализацию собственности, поощрение малого предпринимательства и пр. В целом данная политика направлена против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей. Антимонопольная политика государства опирается на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке. Антимонопольное регулирование – комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование. В рамках антимонопольной политики государством осуществляется демонополизация экономики страны и реализуется стратегия вмешательства в деятельность существующих монополий в плане ограничения цен на продукцию. Демонополизация – политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Демонополизация осуществляется с помощью законодательных мер, обеспечивающих: - равные условия для различных форм собственности, - увеличение количества производителей - устранение привилегий и препятствий для конкуренции. Демонополизация предполагает: - предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке; - запрещение соглашений о разделе рынков; - запрещение переплетающихся директоратов; - приобретение акций конкурирующей фирмой. Стратегия вмешательства – пути вмешательства государства в процесс монополистического ценообразования с целью снижения потерь от монополии. Выделяют несколько основных стратегий: - налоговое регулирование, позволяющее снизить негативные последствия от монополии за счёт перераспределения её прибылей; - ценовой контроль, позволяющий, в частности, снижать цены в монополизированных отраслях; - управление государственной собственностью; - государственное регулирование, предполагающее наличие специальных управлений, наблюдающих за ценами, объёмами производства, входом фирм в отрасли и выходом из них; - антитрестовская политика, устанавливающая правила и ограничения, препятствующие развитию анти конкурентных явлений. Стержнем антимонопольной политики является антимонопольное законодательство, которое представляет собой комплекс правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Это законодательно закреплённые основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления. Основные задачи антимонопольного законодательства: - обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике; - снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющей исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов; - определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции; - защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса; - создание условий для развития национального хозяйства. Антимонопольное законодательство тесно связано с общей системой мер, с помощью которых государство пытается воздействовать на рыночные отношения и формы объединения предпринимателей. Оно ограничивает некоторые наиболее грубые и очевидные приёмы монополистической деятельности, оказывает определённое воздействие на конкурентную борьбу, но никогда не задевает важнейших интересов крупных корпораций. Конкретная программа антимонопольных действий разрабатывается и проводится находящимся у власти правительством. Следовательно, эта программа входит составной частью в общую экономическую программу правительства, которое может отражать интересы отдельной предпринимательской группы, тех или иных социальных групп или общие интересы нации и должно учитывать общую внутреннюю и внешнюю экономическую, социальную и политическую конъюнктуру. Это значит, что эффективность применения антимонопольного законодательства и действенность антимонопольной политики в целом меняются и зависят от смены политического руководства страны. В хозяйственной практике развитых стран проблема реализации антимонопольной политики в течение XX в. в основном успешно решается. Прежде всего – путём правовых барьеров. Именно поэтому антимонопольное регулирование выступает, по сути, одним из составных элементов задачи обеспечения правового порядка в стране. В мировой экономической теории и практике вопрос о соотношении потенциалов участвующих в рыночном процессе фирм рассматривается не столько в конкретно-прикладном, сколько в общеэкономическом смысле. Сдерживающий контроль государства над естественным стремлением динамично развивающихся фирм к чрезмерной экспансии, к монополизму, понимается обществом как необходимость сохранения и поддержания в национальной экономике максимальной конкуренции, ценового равновесия на рынке. Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс и объясняется это тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистам. Используя законодательные рычаги, государство контролирует динамику потребительских цен в каждой развитой стране. При возникновении опасных тенденций, излишне динамичного роста цен государственные ведомства срочно проводят расследования, выявляя конкретных виновников, которыми обычно являются фирмы, сумевшие захватить чрезмерно активные позиции на одном из рынков. Антимонопольная политика государства со временем приобретала новые тенденции своего развития. С нарастанием волны международной конкуренции во второй половине XX в. позиция государства натолкнулась на определённые сложности. Противостояние зарубежной экспансии на внутреннем рынке, попытки расширить свои позиции в других странах потребовали от государства поддержки своего крупного бизнеса. Однако общие правовые условия этого делать не позволяют. В итоге дело решается компромиссом: в особо напряжённых случаях государство допускает " исключения из правил" некоторым крупным компания, которые представляют, как правило, гордость национальной экономики, даётся разрешение на объединение. Другая особенность современной антимонопольной практики заключается в том, что государство в большей степени ориентируется сегодня на то, чтобы косвенными мерами обеспечить наличие в своей стране наиболее оптимального соотношения фирм разного масштаба. Практика доказала, что на мировой арене выигрывает больше та страна, которая сумела обеспечить наиболее разумную институционально-производственную структуру. Крупные корпорации в обход антимонопольного законодательства используют легальные с точки зрения антимонопольного законодательства формы объединений и монополистической деятельности – холдинговые компании, систему участия, конгломеративные слияния (объединения компаний, относящихся к разным сферам хозяйственной деятельности), а также скрытые приёмы установления монопольного господства – джентльменские соглашения, лидерство в ценах. В современных условиях усиления действия антимонопольного законодательства корпорации проводят перестройку своей структуры, приспосабливаясь к изменяющимся реалиям и сохраняя свою суть.
|