Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Инфраструктура менеджмента
1. Организация как система. 2. Внутренняя среда предприятия. 3. Внешняя среда предприятия. -1- Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно обладать следующими обязательными признаками: 1) наличие по крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которая придает смысл существованию организации; 2) наличие не менее 2-х людей, которые считают себя частью этой группы; 3) обособленность, которая проявляется в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих ее от внешнего окружения; 4) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели; 5) наличие связей между отдельными элементами организации (эти связи могут быть: экономические, технологические, управленческие, информационные); 6) способность к саморегулированию; 7) использование ресурсов для достижения организационных целей. 8) устойчивость организации к внешним и внутренним кризисам. Единство людей, образующих коллектив, и условий их деятельности (помещения, мебель, компьютеры, денежные средства, приказы, инструкции, договоры) образует содержание такого понятия, как «организация». Но основным элементом организации является коллектив. Организация – это, прежде всего, организация людей, а не вещей. Любая организация существует в определенной среде, которая воздействует на ее функционирование. Поэтому для эффективного управления фирмой нужно уметь определить влияние на организацию множества факторов среды и предвидеть это влияние. Факторы среды принято называть переменными. Различают внутренние и внешние переменные.
-2- Внутренняя среда – это ситуационные факторы внутри организации, которые поддаются контролю и регулированию со стороны менеджера. Основные составляющие внутренней среды: 1. цели организации; 2. задачи; 3. структура организации; 4. технология и оборудование; 5. трудовой коллектив. Цели – это развернутые положения относительно того, чего организация хочет достичь в будущем. Цели должны быть: - конкретными; - измеримыми; - достижимыми; - ориентированными во времени. Структура – логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Задачи – это предписанная работа, серия работ или часто работы, которые должны быть выполнены заранее установленным способом за ранее установленные сроки. Трудовой коллектив. Люди — наиболее важная составляющая внутренней среды. Характеристиками, влияющими на их поведение и деятельность, выступают: статус личности, общественно-функциональные роли, ценностные ориентации, мотивы, характер, темперамент, способности, ожидания и пр. Отношения в коллективе можно разделить: - по содержанию: деловые и эмоциональные; - по форме: силовые и партнерские. Технология и материально-технические ресурсы. В состав этой внутренней переменной входят основные технические составляющие производственного процесса. Это оборудование, материалы и тип технологии. Оборудование. Мощность, универсальность и надежность оборудования определяют объем производства конечной продукции, ее качество и трудоемкость. Парк оборудования определяет тип технологии, реализуемой на предприятии, с одной стороны, и объемы материальных ресурсов - с другой. Материальные запасы. Приобретаются или накапливаются для того, чтобы обеспечить производство товаров (услуг). Существуют три основных вида материальных запасов: запасы сырья; запасы незавершенного производства, запасы готовой продукции. Одна из проблем управления материальными запасами организации сводится к ответу на довольно сложный вопрос: " Сколько и какие производственные запасы должна иметь организация? " Технология как внутренняя переменная технология имеет широкое значение и определяется следующим образом. Технология - это сочетание квалификационных навыков., оборудования, инструментов и соответствующих желаемых преобразований в материалах, информации и людях. Все внутренние переменные взаимосвязаны. Изменение одной из них влечет за собой изменения и во всех остальных переменных. -3- Внешняя среда – это силы, внешние по отношению к организации, которые воздействуют на ее результативность. Факторы внешней среды влияют на деятельность фирмы и организация должнабыть в состоянии реагировать на изменения среды, чтобы выживать и достигать поставленных целей. Различают среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия. Среда прямого воздействия - это факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации. Это поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, законы и государственные учреждения. Среда косвенного воздействия представлена факторами, которые могут не оказывать непосредственного влияния на организацию, но сказываются на ее деятельности. Это состояние экономики, НТП, социально-культурные и политические изменения, события в других странах и пр. Основные характеристики внешней среды: - взаимосвязанность факторов, т.е. сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другой фактор; - сложность внешней среды, число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на деятельность предприятия; - подвижность, относительная скорость изменения среды; - неопределенность, относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности. Таким образом, управление внутренней переменной оказывается в зависимости не только от внутренних материальных и финансовых возможностей данной организации, уровня и квалификации управленческих кадров и соответствующих специалистов, но и от внешних условий, среды внешнего окружения, в которых она находится.
Тема 3. Информационное обеспечение менеджмента 1. Общее понятие управленческой информации. 2. Роль, значения и виды коммуникаций управления. 3. Основные элементы коммуникационного процесса и коммуникативные барьеры. 4. Системы информации на предприятии. -1- Информация – это средство общения людей; мера устранения неопределенности о каком-либо факте или явлении.
Основные требования к информации в управлении
-2- Коммуникация – это процесс обмена и понимания информации между двумя и более людьми так, чтобы на ее основе можно было действовать. Виды коммуникаций: 1. по месту образования информации: - внешние; - внутренние; 2. по направлению движения информации: - горизонтальные (общение на одном уровне, «рабочие-рабочие»); - вертикальные: а) нисходящие; б) восходящие; 3. по преобладающей системе кодирования информации - вербальные; - невербальные. -3- Простейшая схема коммуникационного процесса:
обратная связь
Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т.е. сообщения. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей. В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента: 1. Отправитель, лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее. 2. Сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов. 3. Канал, средство передачи информации. 4. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее. При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы таковы: 1. Зарождение идеи. 2. Кодирование и выбор канала. 3. Передача. 4. Декодирование. 5. Обратная связь. -4- В зависимости от места формирования информация на предприятии бывает двух видов: - внутренняя характеризует техническое и экономическое состояние управляемого объекта; - к внешней информации относятся распоряжения, задания, инструкции, т.е. та информация, которая отражает содержание управляемого решения вышестоящего органа управления, а также информация о достижениях и направлениях развития науки, техники и экономики. Система информации на предприятии включает в себя следующие элементы: - информация о подготовке производства; - информация о ходе производства; - информация о сбыте готовой продукции; - информация о вспомогательном производстве; - информация о хозяйственном обслуживании; - информация о финансировании.
Тема 4. Технология принятия управленческих решений 1. Роли менеджера в организации. 2. Управленческое решение: виды, типы и уровни. 3. Процесс принятия и реализации управленческого решения. -1- Роль – это набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности. Минцберг выделил 3 крупные категории ролей, которые взаимосвязаны и взаимодействуют для создания единого целого: 1. Межличностные роли, т.е. роли, которые вытекают из полномочий и статуса руководителя и охватывают сферу его взаимодействия с людьми: - руководитель; - лидер; - связующее звено. 2. Информационные роли – это роли, основанные на сосредоточении у менеджера определенной информации: - приемник информации; - передача, т.е. распространитель информации; - представитель. 3. Роли, связанные с принятием решений: - предприниматель, - устраняющий нарушения; - распределитель ресурсов; - ведущий переговоры. -2- Управленческое решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Классификация управленческих решений: 1. Виды управленческих решений: - запрограммированное решение – это результат реализации определенной последовательности шагов; - незапрограммированное управленческое решение, – которое требуется в ситуациях, которые новы или сопряжены с неизменными факторами. 2. Уровни принятия управленческих решений. Выделяют 4 уровня принятия управленческого решения: - рутинный, в этом случае руководитель ведет себя в соответствии с должностной инструкцией. Его задача распознать и классифицировать информацию и найти в инструкции соответствующий вариант управленческого решения; - селективный, в этом случае есть несколько возможных альтернатив решения, все они известны, опробованы и рекомендованы, руководителю требуется лишь доля инициативы, чтобы сделать наиболее удачный выбор; - адаптационный уровень, принимается новое для данной организации или для данной ситуации решение, которое в другом месте или другим руководителем в похожих ситуациях уже принималось; - инновационный уровень. 3. Типы управленческих решений: 1. Интуитивные решения – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правильный; 2. Решения, основанные на суждениях – это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом; 3. Рациональные управленческие решения – такие решения обосновываются с помощью аналитического процесса. Основные требования, предъявляемые к управленческим решениям: 1. целевая направленность – решения должны быть направлены на достижение определенных целей; 2. иерархическая субординация, т.е. решения менеджера должны соответствовать делегированным ему полномочиям; 3. обоснованность, т.е. решение должно иметь объективное обоснование рациональности; 4. адресность, т.е. решения должны быть ориентированы в пространстве и во времени, т.е. направлены на конкретного исполнителя и ограничены во времени; 5. обеспеченность, решения должны предусматривать определенные ресурсы и устанавливать источники их получения; 6. директивность, решения должны быть обязательными для исполнения. -3- Процесс принятия управленческого решения включает в себя следующие этапы: 1. определение управленческой проблемы: а) сбор информации; б) оценка ситуации; в) формулирование проблемы. 2. формирование альтернатив решения: а) формирование критериев оценки управленческого решения; б) определение ограничений; в) интегрирование вариантов 3. принятие и реализация управленческого решения: а) оценка вариантов; б) принятие решения; в) контроль за исполнением управленческого решения. Методы подготовки управленческих решений: 1.Аналогия - использование аналогичных знаний 2.Инверсия - преодоление психологической инерции и подход к проблеме» с новой позиции. 3. Эмпатия - рассмотрение с позиции кого-либо. 4. Фантазия - с целью натолкнуть на идею. 5.Мозговой штурм – свободное высказывание идей без критики и обсуждения. 6. Упрощение - отбрасываются не значительные факты. 7. Классификация- отнесение к типовой группе. 8. Индукция – от общего к частному. 9. Дедукция - от частного к общему. 10. Эффективный рынок- решение в неизвестной области. Одним из групповых приемов принятия решения является спираль разрешения проблем. Проблема – разрыв между неудовлетворительной текущей ситуацией и желаемой удовлетворительной ситуацией, Спираль разрешения проблем – метод, направленный на действие. В ходе организации выполнения принятых решений в рамках своих функций руководитель должен решить следующие вопросы: 1. ознакомление трудового коллектива с поставленными перед ними решениями; 2. обеспечение всего комплекса работ необходимыми ресурсами; 3. уточнение задания для каждого подразделения. В задании должен быть указан объем работ, сроки выполнения, виды отчетности и выделяемые ресурсы; 4. отладка связующих процессов и координация деятельности всех участников.
Тема 5. Организационные отношения и организационная структура в менеджменте 1. Понятие структуры организации и ее проектирование. 2. Основные виды организационных структур. -1- Организация – это процесс создания структуры предприятия, которая позволит людям эффективно работать для достижения поставленной цели. Организационное проектирование включает следующие этапы: 1. деление организации по горизонтали на блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности; 2. установление соответствия, полномочий, различных должностей, установление цепей команд и дальнейшее их деление на более мелкие подразделения; 3. определение должностных обязанностей. Департаментализация – это процесс деления организации на отдельные блоки, которые могут называться отделами, секторами. Управленческая структура организации представляет собой упорядоченную совокупность связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач организации. В ней выделяют такие понятия, как элементы (звенья), связи и уровни. Элементы — это службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции управления в соответствии с принятым разделением управленческих задач, функций и работ. Отношения между элементами поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми (между отделами, цехами, управлениями). Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления (Генеральный директор – начальник цеха – начальник участка – мастер). Кроме того, связи в управленческой структуре могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или её структурных подразделений (ректор университета – декан – заведующий кафедрой). Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления. В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно - права и ответственность за их выполнение. С этих позиций управленческую структуру можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей организации. К наиболее важным понятиям управленческой структуры, имеющих непосредственное отношение к её построению, относятся: полномочия - это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия подчинённых на выполнение конкретных задач; ответственность - это обязанность выполнять задачи и отвечать за их решение; делегирование - это передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение; власть — это право влиять на поведение других людей и заставлять их действовать в определённом направлении. Делегирование – представляет собой передачу задач и полномочий сотруднику, который принимает на себя ответственность за их выполнение. Причины неэффективного делегирования полномочий: - отсутствие у руководителя способности руководить; - отсутствие доверия подчиненных; - боязнь риска; - подчиненные не охотно участвуют в процессе делегирования полномочий и задач. -2- Построение управленческой структуры организации - это важная составная часть общей функции управления - организовывания, одной из центральных задач которой является создание необходимых условий для выполнения всей системы планов организации. Все организационные структуры делятся на два вида: - бюрократические организационные структуры; - адаптивные или органические организационные структуры. Бюрократические структуры – характеризуются высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, многочисленными нормами и правилами поведения. Адаптивные структуры в отличие от бюрократических структур могут быстро реагировать на происходящие изменения. Примеры организационных структур: При линейной структуре во главе производственного звена любого уровня стоит руководитель — единоначальник, который осуществляет все функции управления и подчиняется по всем вопросам вышестоящему начальнику. Так складывается соподчиненность руководителей различных уровней по вертикали (линия), которые одновременно осуществляют административное и функциональное управление.
Исполнители Исполнители
|