Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система обучения сочинениям в 5-9 классах. Формирование основных речевых умений учащихся.
Сочинения, проводимые на уроках русского языка, по тематике (по содержанию) делятся на две большие группы: сочинения на лингвистические темы (например: " Сравнительная характеристика слов зелень - зеленый - зеленеть", " Самая интересная тема программы по русскому языку", " Для чего нужно изучать фонетику" и т.д.) и сочинения на темы из жизни - на так называемые свободные темы. В современной школе сочинения на темы из жизни занимают в практике работы учителя-словесника большое место, что объясняется их широкими воспитательно-образовательньми возможностями. По типу создаваемых текстов различаются: а) сочинения, традиционно относящиеся к " школьным жанрам", - сочинения-повествования, описания, рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения; рассуждения с элементами повествования, описания и т.д.; б) сочинения, близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике, - речевые жанры (хотя и они выполняются на школьном уровне): рассказ, заметка, статья в газету, репортаж, очерк (портретный), доклад и т.д. По стилю различаются сочинения разговорного стиля (например, рассказ о случае из жизни) и книжных стилей: делового (например, деловое описание), научного, учебно-научного (доклад на тему школьной программы), публицистического (статья в газету, очерк), художественного (например, художественное описание природы). По источнику получения материала различаются сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, диа-, кино-, телефильмов, радио- и телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений и т.д. При этом, естественно, в сочинении может использоваться как один, так и несколько источников получения материала. К источникам другого - психологического - ряда относятся память (сочинения на основе жизненного опыта, в основе которых лежат прошлый опыт, сложившиеся представления, приобретенные ранее знания и т.д.); восприятие (сочинения по наблюдениям, т.е. на основе специально организованного восприятия); воображение (сочинения по воображению, когда на основе имеющегося опыта создаются такие представления, образы, с которыми в жизни юный автор никогда не встречался: " Школа в будущем", " Я лечу на Луну" и т.д.). По объему выделяются сочинения-миниатюры. Они отличаются небольшим сравнительно с обычными сочинениями объемом, который в большинстве случаев обусловлен конкретным " узким" характером темы (" Осеннее небо сегодня", а не " Осень в нашем парке"), реже - композиционно-жанровыми особенностями сочинения (в частности, формой дневниковых записей, пейзажных зарисовок и т.д.). К сочинениям-миниатюрам предъявляются те же требования, что и к обычным сочинениям. По осложненности дополнительным языковым заданием выделяются: сочинения с лексическим, грамматическим (морфологическим, синтаксическим), стилистическим и другими заданиями; сочинения по опорным словам и словосочетаниям. Эти сочинения используются, как правило, на уроках родного языка для закрепления знаний, умений и навыков, полученных учениками при изучении материала основной программы. В деятельности учителя, связанной с проведением сочинений, выделяются три этапа: 1) подготовка и организация сочинений; 2) их проверка и оценка; 3) анализ проверенных работ в классе. Работа над сочинением: 1)вступит.беседа? о теме соч? я, его объем, время проведения. Выбор темы позв.сформулир.осн.мысль. 2)сбор материала? наблюд, подбор мат-ла из литерат.источников, экскурсии, изуч.произвед.культуры и искусства. 3)систематизация мат? ла и составление плана? накопив материал уч? к выбирает тот, к? ый понадобится для шк.сочинения. послед? ть изложения информации, связь между предл? ями и частями сочинения.Позв.выделить микротемы и создать план. 4)словарн.работа? постоянн.обогащ.состава речи уч? ся. 5)работа по предупреждению орфогр.и пункт.ошибок? сводится к повторению уже изуч.орфографич и пунктуацион.правил. +учитель выпис.на доску слова с неизуч.орфограммами, имена собств и тп. 6) работа над композицией? важно напомнить о комп? ии соч? опис, соч? рассужд, соч? повеств. Вступл и закл не должны превыш 1/5 всей работы. 7)работа с черновиком? совершенство.написанного 8)перепис с черновика, проверка гот.работы.? уч? ся должен распред.время так, чтобы успеть не только перепис.текст сочинения, но и внимат? но его проверить. 9)при проверке и оценке сочинения? уч? ль д.учитывать полноту раскрытия темы, яркость замысла, самостоят? ть мышления, логичность, умение исп.выразит.ср? ва языка. При анализе на уроке д.учит.различн.ошибки: фактич, грамматич, пунктуац и др. Формирование основных речевых умений учащихся: 1)Понимание темы сочинения и основной мысли. 2)Отбор материала для сочинения 3)Умение формулировать тезис к микротеме 4)Оформление цитат(если литературный текст) 5)Умение оформлять план. 6)Логика изложения.
|