Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика изучения синтаксиса. Виды синтаксического разбора. Связь изучения синтаксиса с развитием речи и грамматической стилистикой.
Синтаксис – высший уровень языка. Завершает изучение всех языковых разделов, формирует представление о системе языка, об уровне их взаимосвязей, формирование языковых умений. Совершенствуются лингвистическая и коммуникативная компетенции. Цели: *На основе усвоения синтаксических понятий обогатить синт.строй речи *Расширить и систематизировать линвистические знания *формировать речевые умения и навыки Задачи: * познакомить школьников с синт.единицами, с их взаимосвязями и т.о. сформировать представление о строе РЯ * совершенствовать речь на основе усвоения синт.связей * формировать умение использовать синт.единицы в речи в соответствии с коммуникативной ситуацией * обогащать грамматический строй, обучая использованию синтаксических синонимов * формировать основы развития пунктационных умений Основные понятия. Синтаксические единицы: словосочетание. Словосочетание используется в предложении как «строевой материал», внутри предложения. Но внутри оно важно. Хорошо видны связи между словами. В предложении словосочетание помогает усвоить грамматические нормы. Словосочетание может быть названием. Словосочетание изучается в 5 классе, а потом в 8. В большинстве только подчинительные (СУП). Дети находят главное слово и задают вопрос к этому слову. В 8омм классе добавляется материал об именных, глагольных, наречных СС. Некоторые СС – в сравнении с грамматической нормой (благодаря чему?). Распространенные словосочетания. Предложение. - простые (двусост./односост., полн./неполн., распр./нераспр., осложн./неосложн.) -сложные (ССП, СПП, БСП) + предложения с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое или сверхфразовое единство. Самостоятельно высказывание, фрагмент целого текста. Способы передачи чужой речи: прямая, косвенная речь, цитаты, диалог + интонация, высказывание, предикативность Изучается характеристика П по интонации, по цели высказывания. СС, общая характеристика простого предложения, главные и второстепенные члены П, схема синтаксического разбора. Характеристика интонации. ССП и СПП связь интонации и знаков препинания способы передачи чужой речи случаи осложнения простого П Способы выражения подлежащего и сказуемого вводные конструкции 8-9 классы – основной курс углубленное изучение словосочетания виды простого П с осложненными вариантами способы передачи чужой речи все сложное П, с различными видами связи Обращение к тексту. Теория актуального членения предложения. 2 способа связи – последовательная и параллельная. Абзац. Умения. СС * правильно строить СС * находить СС в П * использовать в речи СС – синонимы * соблюдать при построении СС речевые нормы * производить синтаксич. разбор
П * распознавать простые и сложные П * использовать разные виды П при построении текста * разбирать П (синт.разбор) * соблюдать нормы РЯ при построении П * употреблять разные типа синт.конструкций в соответствии с коммуникативной ситуацией * умение находить средства синт.выразительности * обосновывать выбор знаков препинания на основе синтаксических знаний * устанавливать способы и средства связи П в тексте. Синтаксический разбор – это полная грамматическая характеристика синтаксической единицы: *словосочетания *простого предложения *сложного предложения
Методика обучения орфографии (задачи, содержание, принципы обучения, особенности формирования орфографического навыка). Орфография – раздел языкознания, который изучает и разрабатывает систему правил, обеспечивает единообразное написание. Содержание раздела: Когда в 70 е годы попытались систематизировать, то выяснилось что в рус.яз 78 оофограмм. - Правило правописания гл. и согл. В составе морфем от частей речи в окончаниях и суффиксах, не зависимо от приставки и корня. - Правописание Ъ, Ь знаков. - Слитные, дефисные, раздельные написания. - Прописные, строчные буквы. - Перенос слова. Принципы обучения орфографии: 1) Морфологический принцип – во всех словах морфемы пишутся одинаково, независимо от их произношения. ПР: куб < П> - куба < б>. 2) Фонетический принцип – как произносится, так и пишется (слова или их части). ПР: возразить – воскликнуть. 3) Исторический (традиционный) принцип – слова пишутся так как они писались, в старину (как сложилось, так и осталось). ПР: замуж, лишь, уж.
Целью обучения орфографии в школе является формирование относительной грамотности учащихся, т.е. умение писать слова, в соответствии с орфографическими правилами, изучаемыми в школе и некоторые слова с непроверяемыми орфограммами, в соответствии с орфографическим минимумом. Познавательные цели: - знакомство с основными орфографическими понятиями. Практические цели: - формирование орфографических умений. Содержание обучения орфографии составляет орфографическая теория или орфографические понятия и орфографические умения. К орфографическим понятиям относятся: орфограмма, орфографическое правило, орфографический факт, опознавательные признаки орфограмм, условия выбора орфограмм, актуальная и неактуальная орфограмма, орфографический словарь. Орфограмма – это написание, регулируемое орфографическим правилом. Различают несколько типов орфограмм: буква, пробел, слитное написание, дефис, черточка или перенос. Орфографическое правило – это инструкция, позволяющая знать норму письма и условия, определяющие данную норму. Орфографический факт – это написание, которое запоминается в лицо: слова с непроверяемыми орфограммами, отдельные морфемы, отдельные служебные слова. Знакомство с понятием орфограмма целесообразно начать с противопоставления слов, которые различаются написанием и произношением и которые не различаются. Принципы методики орфографии целесообразно рассмотреть с принципами русской орфографии: 1. Морфологический (фонематический), который предполагает единообразие написания морфем в школе, 2. Фонетический, написание в соответствии с произношением, 3. Исторический (традиционный), написание по традиции. Принципы методики обучения орфографии: - принцип опоры на фонетический или грамматический материал, - сопоставление произношения и написания, - принцип опоры на орфографическую теорию (понятие «орфограмма, опознавательные признаки орфограмм»). Эти принципы обеспечивают сознательное усвоение орфографии и поэтапность работы по формированию орфографических умений. Орфографическое правило изучается с опорой на понятие орфограмма и опознавательные признаки орфограмм. Путь от орфограммы к орфографическому правилу через анализ языкового материала наиболее эффективен. Формулировка орфографических правил указывается смысловые, фонетические, грамматические признаки орфограммы. Перед изучением орфографического правила нужно убедиться, что ученики знают фонетические явления. При выборе формы работы над ОП нужно учитывать и общие дидактические требования (сознательности, активности, самостоятельности учащихся) и особенности орфографического явления. Работа по изучению ОП может быть проверена в форме беседы, а может в форме объяснения самим учителем. После изучения ОП, нужно дать учащимся 2-3 минуты для чтения этого правила. Далее воспроизведение этого правила. Важным этапом в работе является составление учениками алгоритма действий: как применять это правило на практике. Общий алгоритм: 1. Опознавательные признаки орфограммы, 2. Часть речи, 3. Часть слова, 4. Применение правила. Орфографические умения – это аналитические способности ученика увидеть орфограмму, соотнести ее с отдельным правилом, действовать в соответствии с алгоритмом или инструкцией и определить норму письма. Орфографические умения: - обнаружить в слове орфограмму (орфографическая зоркость), - обосновать выбор орфограммы, - писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, - пользоваться орфографическим словарем. Орфографический навык – это орфографическое умение, доведенное до автоматизации, в котором все действия протекают быстро во внутреннем плане ученика. Практические методы формирования орфографических умений представляют собой специальные и неспециальные орфографические упражнения. К специальным относятся различного рода списывания и диктанты (кроме творческого и свободного). Списывание предполагает развитие орфографической зоркости учащихся. Списывание бывает: осложненное, неосложненное. Диктанты: Обучающие (предупредительные, комментируемые, объяснительные, «Проверяю себя!»). Система упражнений по орфографии в современной методике строится на основе того или иного вида памяти. 4 вида памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная, моторная («память руки»). Слуховую память развивают диктанты. Зрительную – списывание, или диктант по памяти. Речедвигательную – послоговое орфографическое проговаривание. Моторную – многократная запись. Работа над ошибками – важный этап в деле формирования орфографических умений. Она складывается из специальной работы по предупреждению орфографических ошибок, фиксации учителем орфографических ошибок, учета слов с ошибками при подготовке урока работы над ошибками, работа над ошибками на уроке.
|