Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика обучения грамматике. Связь морфологии и синтаксиса, грамматики и развития речи учащихся.
Роль сведений о языке в школьном курсе: 1. Грамматика объясняет строение языка 2. На основе фонетики, лексики и грамматики развивается и совершенствуется речь. 3. Изучение языковых разделов развивает логическое мышление 4. Грамматика объясняет процессы правописания 5. Грамматика – основа выразительного чтения. Содержание и важнейшие принципы преподавания. В школьном курсе РЯ изучаются все его уровни: фонетический, лексико-семантический и грамматический. В разделах изучаются единицы соответствующего уровня. Грамматика занимает центральное место в школьном курсе, состоит из двух взаимосвязанных частей - морфологии и синтаксиса. Цели изучения грамматики в школе: 1. дать понятие об основных особенностях грамматических единиц русского языка 2. познакомить с функционированием в речи этих грамматических единиц 3. дать понятие о грамматических нормах русского литературного языка (морфологии и синтаксиса), сформировать умения и навыки правильного использования грамматических единиц в собственной речи, в этом проявляется связь между изучением грамматики и культуры речи 4. дать понятие о возможностях стилистического использования грамматических единиц. На этой основе сформировать умения использовать грамматические единицы в собственной речи с учетом цели и ситуации общения. В этом проявляется связь между изучением грамматики и стилистики. 5. Сформировать базовые морфологические понятия для усвоения орфографии: часть речи, собственное и нарицательное существительное, склонение существительных, род, число, падеж, отрицательные и неопределенные местоимения и пр. Сформировать базовые синтаксические понятия: словосочетание, главное и зависимое слово в словосочетании, члены предложения и пр. Осуществляется связь между изучением грамматики с орфографией. 6. Сформировать базовые синтаксические понятия для усвоения пунктуации А) понятия, относящиеся к структуре и интонации всего предложения: грамматическая основа, связка, пропуск члена предложения и пр. Б) понятия, описывающие виды осложнений простых предложений и их интонацию: однородные члены, обобщающие слова, обособленные члены предложения, интонация звательная, перечислительная и пр. В) понятия, характеризующие строение и интонацию сложного предложения Г) понятия, описывающие предложения с прямой речью Осуществляется связь между изучением синтаксиса и пунктуации. Отмеченные цели позволяют обозначить познавательное и практическое значение данного раздела. Грамматика изучается с 5 по 9 классы: морфология (5-7 кл.), синтаксис (5 пропедевтический курс, 8-9 кл.) Принципы преподавания: - единство формы и содержания - постепенное формирование лингвистических знаний и лингвистических понятий с обязательной их систематизацией - любое языковое понятие должно вводиться, использоваться, применяться обращение к другим разделам - связь грамматики с речью - взаимосвязь в изучении языковых разделов: лексика-морфемика; морфемика-морфология; морфология-синтаксис; синтаксис-фонетика (интонация) - созидательное усвоение всех правил, определений. На основе анализа может сложиться понимание. - взаимосвязь уроков языка с художественным текстом (анализ текста) Приемы работы. 1. Работа с языковым понятием Приставка: - значимая часть слова - находится перед корнем - служит для образования новых слов Анализировать как текст: что мы знаем о приставке основное? Какие признаки приставки помогают отличать приставку от других значимых частей? а) структура определения б) осмысление как находить явление (практическое применение) в) приводить свои примеры С понятиями, которые не определяются, работают через практическую деятельность. 2. Использование вопросов. - вопросы учителя к определению - дети учат дома определения, а на урок приходят с вопросами к определению - вопросы практического характера 3. Сравнение / сопоставление имен-глагола, причастия-деепричатия… - исключение смешивания признака 4. Замена одних форм (конструкций) другими 5. Использование наглядности 6. Систематизация и обобщение изученного 7. Разбор может быть полным или частичным. Можно проводить в устной или письменной форме. Может быть смешанный разбор. Для разбора берутся уже изученные слова, связанные с темой урока. Методист Текучев А.В., считающий грамматический разбор одним из методов обучения русскому языку, предлагает следующую его классификацию: - по содержанию: разбор МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ с двумя основными его разновидностями — разбором по составу слова и разбором по частям речи, и разбор СИНТАКСИЧЕСКИЙ — по членам предложения. Разбор-суждение: на поляне – сущ., потому что… Разбо-рассуждение: признаки перечисляются и доказываются Разбор-указание: в слове… надо писать букву… 8. Поиск изучаемого языкового явления в тексте. В грамматике выделяют два основных раздела: морфологию и синтаксис. Если синтаксис изучает предложение и словосочетание, структуру предложений, типы предложений, то морфология (от греч. morphe «форма» и logos «учение») – это грамматическое учение о слове, о его грамматических классах и категориях, способах выражения грамматических значений, а также учение о частях. Связь морфологии и синтаксиса проявляется в том, что морфология изучает грамматические свойства слова, обеспечивающие их способность участвовать в построении предложений. 12)Методика изучения раздела «Фонетика. Орфоэпия. Графика». Фонетический и фонетико-графический разбор. Значение раздела Изучение фонетики раскрывает роль звуковой системы языка в речи. Показывает связь между звуком и смыслом. Она является основой орфоэпии. Помогает осваивать орфографию. Фонетика важна при работе с текстом (интонация, паузы, логические ударения, изобразительные возможности…) Содержание раздела Соотношение звука и буквы на основе знакомства со звуковым составом РЯ. Изучаются звуки гласные и согласные. Гласные: ударные /безударные; согласные: глухие /звонкие, твердые /мягкие, парные/ непарные+ шипящие, сонорные, j’. Понятие слова, слоговое деление, ударные/ безударные слоги Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я Разные виды разбора Умения: - различать звуковой и буквенный состав слова - фиксировать фонетический облик слова - различение гласных и согласных звуков - умение ставить ударение и определять ударный слог - опознавать глухие звонкие, твердые мягкие шипящие - среди гласных умение обозначать редуцированный гласный звук - умение сравнивать звуковой состав слов - умение использовать разные виды разбора - графика: знать алфавит и пользоваться им Виды разбора при изучении фонетики. 1)Фонетический разбор и 2)Фонетико-графический разбор(только у Разумовской!!!) Берёза-разбор. 1)[б’ иэ р’ о з ъ]; [б’] – согл., зв., мягкий; [иэ] – гл., безуд. …. 6 звуков. 2)[б’ иэ р’ о з ъ]; + обозначен буквой Б; + обозначен буквой Е….6 букв (буквы Е и А обознач. безуд. редуц. Гласные). Связана с орфоэпией, графикой и орфографией. Также с лексикой (омонимия, ударение)и синтаксисом (интонация). 13)Методика изучения раздела «Лексика и фразеология». Обогащение словарного запаса учащихся. Лексический анализ слова. Роль раздела: Обогащение словарного запаса учащегося. Лексика помогает работать с функционированием слова, улучшением понимания текста: выделение микротем в лексемах. Формирование орфографических навыков. Содержание раздела: В 5 классе – лексическое значение слова (прямое, переносное, однозначное, многозначное, синонимы, антонимы, омонимы). Лексика с т.з. происхождения: исконно-русская, заимств., устар., активно действ., неологизмы с т.з функционирования: общеупотр., ограниченная (диалекты, проф.лексика, жаргон, изобразит. возможности) Цель Обогащение слов.запаса, развитие речи, развитие эстетического чувства, развитие навыков лексического анализа текста. Учиться находить в тексте слова, непонятные с т.з. значения и пользоваться словарем. Лексические нормы РЛЯ Умения -умение истолковывать смысл слова -находить значение слова в различных словарях -подбирать синонимы (подбор контекстных синонимов) -подбирать антонимы, различать омонимы -видеть изобразительные средства, роль лексич.единицы - умение производить лексический разбор - уточнять значение слова, чтобы правильно его написать Полный лекический анализ слова: 1. Однозначное слово или многозначное 2. В прямом или переносном значении 3. Сопоставление словарного значения с контекстным 4. Общеупотребительное слово или нет 5. Активный или пассивный словарный запас 6. Исконно-русское слово или заимствованное 7. Имеются ли синонимы, антонимы, омонимы 8. В каком стиле речи преимущественно употребляется Лексика связана с развитием речи, с работой с текстом (анализ, создание). Без лексики невозможно изучать орфографию, морфемику. Связана с морфологией (межчастиречная омонимия).
14)Методики изучения раздела «Морфемика и словообразование». Морфемный, словообразовательный и этимологический разбор.(только у Бабайцевой- у Разумовской это анализ). Морфемика – наук о строении слова. Словообразование – о способах образования слов. Связь с орфографией. Чтобы точно определить значение слова, чтобы понимать состав слова необходимо знать его правильное написание. Словообразование – обогащение словарного запаса, грамотное письмо. Установление связей между различными частями речи. Содержание. Морфемика: *все морфемы *основа слова * корень как основная значимая часть слова Словообр.: *производящая основа *СО аффикс * способы образования слова *производная основа *СО цепочка * первообразные слова * словообразование и словоизменение Умения и навыки. 1. Выявлять в слове морфемы. 2. Определять окончание и основу 3. Подбирать однокоренные слова 4. Понимать значения, вносимые в однокоренные слова суффиксами и приставками 5. Производить морфемный анализ слова, словообразовательный анализ 6. Указывать способы СО, выстраивать СО цепочки 7. Строить СО гнездо 8. Объяснять правописание слова с опорой на его морфемный состав и СО. План морфемного разбора 1. Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи). 2. У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать. 3. Указать основу слова. 4. Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова. 5. Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем. План словообразовательного разбора 1. Поставить слово в начальную форму. 2. Указать основу слова и определить, является ли оно производным. 3. Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово). 4. Указать основу в производящем слове. 5. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть). 6. Указать способ образования слова. Методика этимологического анализа 1. Восстановить начальную форму слова и его частиречную принадлежность; установить лексическое значение слова. 2. Показать современное членение слова. 3. Определить с помощью этимологических словарей историческое членение слова. Показать его с помощью пунктирных линий.
|