Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика построения традиционного урока изучения нового материала.
Планирование урока изучения нового начинается с выяснения его темы и определения специальной цели. Тема формулируется так же, как название параграфа в учебнике, а цель зависит от содержания языкового материала и этапа его изучения. Если предстоит ознакомить учащихся с теоретическим понятием, то целью урока будет знакомство с новым языковым явлением и формирование умения опознавать его. Например, тема урока – «Местоимение». Познавательная и практическая цель – знакомство с морфологическими признаками местоимений; формирование умения находить местоимения в предложениях. Если материал параграфа содержит правило правописания, то целью урока будет формирование навыка грамотного письма на основе знакомства с правилом и умения применять его. Например, тема «Правописание приставок пре- и при-». Обучающая цель урока – формировать первичный орфографический навык. Эта же тема потребует провести урок закрепления, тогда цель урока изменится: совершенствование навыка пользования правилом. В современной методике цели обучения подразделяются на специальные (познавательные и практические) и общепредметные. Уроки изучения теоретического материала или уроки развития связной речи преследуют конечную цель – формирование соответствующего умения; уроки по орфографии и пунктуации – выработку орфографического или пунктуационного навыка. Это специальные цели обучения. Общепредметные цели уроков русского языка (или, иначе говоря, развивающие и воспитывающие) нередко смыкаются. Это прежде всего формирование логического мышления детей; обучение самостоятельному пополнению знаний по русскому языку (приемы работы с книгой, учебным текстом; со словарями и другой справочной литературой); совершенствование навыков чтения. Воспитательные цели зависят от тех задач, которые учитель намерен решать в конкретном классе. Нередко они реализуются через дидактический материал упражнений параграфа или специально подобранный учителем с выраженной воспитательной направленностью. Это обычно связные тексты, с помощью которых можно расширять кругозор детей, воспитывать наблюдательность, культуру поведения, заботливое отношение к природе, к близким людям; интерес к художественному слову; к разным видам искусства; речевому этикету; к личности того или иного писателя или поэта и т.д. В структуру урока изучения нового входят следующие компоненты: 1. Сообщение темы урока и постановка цели. 2. Проверка домашнего задания и опрос. 3. Опорное повторение (подход к новой теме). 4. Изучение нового материала. 5. Обучение способу применения правила. 6. Закрепительные и повторительные упражнения. 7. Задание на дом. 8. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Такова традиционная структура урока изучения нового материала. Она может иметь варианты. Если новый материал не связан тесно с предыдущим или труден для усвоения, то учитель может не проводить проверку домашнего задания и опрос. Возможна также проверка домашнего задания в самом конце урока, чтобы самое продуктивное время было использовано для работы над новой темой. Домашнее задание может быть задано не в конце урока, а сразу после знакомства с новым параграфом или после выполнения упражнения, которое аналогично будущей домашней работе. Это дает возможность записать задание и объяснить его не наспех, как бывает, когда оно дается после звонка с урока.
|