Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика построения уроков обобщения по грамматике и правописанию.






 

Повторительно-обобщающие уроки имеют некоторые разновидности. Цель уроков повторения в начале учебного года – восстановить в памяти детей утраченную за лето информацию. Учитель отбирает темы, которые, по его мнению, наиболее трудны для учащихся, попутно повторяя и другие правила.

Уроки повторения проводятся также после изучения очередного раздела. Это может быть подготовка к контрольному диктанту с грамматическим заданием. Зная текст будущего диктанта, преподаватель повторяет с детьми на уроке правила орфографии и пунктуации, которые представлены в этом тексте, а также обращается к теоретическим сведениям, которые понадобятся при выполнении грамматического задания на уроке контроля.

Специфичны уроки обобщения, завершающие изучение раздела. Их цель – привести в систему, обобщить изученные теоретические сведения. Такие уроки могут быть проведены по темам: «Фонетика», «Лексика», «Состав слова и словообразование», после изучения каждой знаменательной части речи, по теме «Служебные части речи»; «Обособленные члены предложения»; «Виды придаточных предложений». На таких уроках используются обобщающие таблицы (например, «Разделы науки о языке», «Способы образования слов в русском языке», «Морфология (части речи)», «Синтаксис (Члены предложения)». Проводится беседа по обобщающим вопросам, которые не предполагают репродуктивных ответов. Дети могут выступить с грамматическими докладами. Полезны упражнения в коллективном составлении таблиц, грамматическом разборе; наблюдения над данным явлением в речи.

Если при обобщении теоретических сведений главное – привести изученное в систему и показать роль данного языкового явления в речи, то обобщение правил правописания преследует другую цель – формирование обобщенного навыка грамотного письма. В русском языке имеется ряд сходных правил правописания, например: правописание приставок; правописание О-Е после шипящих; правописание чередующихся гласных в корне слова; правописание Н и НН в разных частях речи; правописание НЕ с разными частями речи; мягкий знак на конце слов после шипящих; дефисные написания в русском языке; запятая перед союзом И; запятая перед КАК; случаи постановки двоеточия в русском языке; случаи постановки тире; обособленные члены предложения и знаки препинания при них и др. Чтобы сформировать у школьников обобщенный орфографический или пунктуационный навык, такие правила необходимо систематизировать. При этом обобщение может быть промежуточным, если изучены не все правила данного типа; или итоговым, если познакомились с последним правилом данного ряда. Например: правописание НЕ с разными частями речи изучается с пятого по седьмой класс. Первый урок обобщения можно провести, когда изучены три правила: правописание НЕ с глаголами, существительными и прилагательными. Далее последовательно добавятся правила правописания отрицательных местоимений (второй этап обобщения), Не с причастиями и деепричастиями (третий этап) и НЕ с наречиями (итоговое обобщение). Структура таких уроков следующая: сначала дети повторяют сходные правила правописания; после этого коллективно составляется способ применения этих правил или обобщенный алгоритм и записывается в тетради-справочники учащихся; затем следует система тренировочных упражнений, причем каждое упражнение содержит примеры на все случаи, которые рассматриваются на уроке. Для таких уроков учитель обычно берет сдвоенные часы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал