Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обучение школьников способам применения правил.
(Рассуждение, инструкция и алгоритм.) После объяснения нового материала необходимо продумать, как учить детей пользоваться новым правилом или понятием. В некоторых параграфах учебников приводятся образцы рассуждений к конкретным языковым примерам. Более эффективными для обучения способу применения правила являются схемы рассуждения и алгоритмы. Если же такой материал отсутствует, учитель сам составляет схему, а на уроке вместе с детьми обговаривает все операции, чтобы дети принимали участие в работе, а не просто механически запоминали последовательность действий по правилу. К схеме рассуждения предъявляются следующие требования: в ней должны быть отражены все существенные признаки понятия или правила, не должно быть ничего лишнего. Операции должны располагаться в строго определенном порядке. Начинать применять схему по орфографии надо с опознавательного признака. Наиболее разработаны в методике именно схемы по орфографии. Например: Правописание сложных слов с пол-. 1)Убедись, что это сложное слово с ПОЛ- 2)Проверь, с чего начинается вторая часть слова 3) 1-С Л, или с гласной, или с большой буквы: пиши через дефис пол-апельсина. 2- другой вариант: пиши слитно: полкласса. Приведём пример схемы рассуждения по пунктуации: Тире между подлежащим и сказуемым Пример: «Октябрь» - крупный кинотеатр. 1. Подлежащее … выражено … (часть речи) 2. Сказуемое … выражено … (часть речи) 3. Связка (имеется, отсутствует) 4. Между подлежащим и сказуемым (не) ставим тире. Все логические операции, необходимые для действия по правилу, могут быть отражены в алгоритмах. Приведём пример составления алгоритма по орфографии: Чередование А-О в корне РАСТ-(РАЩ-) – РОС-. После знакомства с правилом учитель с помощью учеников выписывает на доску основные его признаки: А(Перед СТ, Щ), О(в остальных случаях) Исключения: росток, отрасль После этого коллективно выясняют порядок действий: 1.Корень слова имеет значение расти, развиваться? –да. 2. Это слово- исключение? - да- пиши по словарю. Нет-определить -после гласной есть СТ (Щ)? 3.да- пишем а. Нет-пиши о. (Примеры: росток, выросли, сращение).
Чтобы дети освоили схему рассуждения или алгоритм, учитель может сначала сам показать способ их применения или вызвать сильного ученика. Важно, чтобы все действия проговаривались, делались графические обозначения и запись. По мере освоения схемы (алгоритма) действия надо сокращать, т.е. объяснять только конкретный случай, иначе будет тормозиться формирование умения или навыка. Инструкция(тема-гласные в суффиксах причастий настоящего времени) 1)Найти страдательные причастия с суффиксами ем\им 2)определить, от глагола какого спряжения оно образовано 3)если причастие образовано от глагола первого спряжения(увлекать)- пишем е-увлекаемый. 4)если причастие образовано от глагола второго спряжения(видеть)-пишем и-видимый. Алгоритм. 1)Найти страдательные причастия с суффиксами ем\им 2)Оно образовано от глагола 1 спряжения? -да.пишем е-увлекаемый -нет.пишем и-видимый.
|