![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способность брать на себя ответственность в критических ситуациях.
Критические ситуации – это возможность перехвата управления. Лидер в таких ситуациях должен находится вне круга, и брать управление на себя, когда готов принять ответственность. Для этого можно оставить команду «поломать копья» между собой, чтобы не включаться в борьбу с отдельными ведомыми, а затем, когда команда устанет от дезорганизации, придти и взять управление на себя. Если уйти некуда, то лидеру достаточно отключиться от обсуждения, не отвечая ни на какие вопросы, занять позицию наблюдателя и оценщика. III. Лидер обладает состоянием хозяина. В психологическом взаимодействии людей можно выделить два состояния: «Хозяин» и «Гость». Внешние отличия, связанные с этими внутренними процессами представлены в табл. 9.2.
Таблица 9.2 Внутренние состояния личности «Хозяин» и «Гость»
Окончание табл. 9.2
На все эти внешние действия должно быть внутреннее право. Дает или не дает себе это право сам человек. Эффективный лидер обладает этим правом во взаимодействии с членами команды. Члены команды в здоровой системе избегают состояния хозяина в присутствии руководителя, иначе начинается управленческая борьба. Перехват управления и удержание власти. Перехват управления – это перехват ответственности. Способы перехвата управления: 1. Задавать вопросы. Кто задает вопросы и получает на них ответы, тот хозяин. Как только человек начал отвечать на вопрос, так он становится гостем. Иногда люди спрашивают не для того, чтобы получить ответ, а для того, чтобы перехватить ответственность и завладеть инициативой. Кто больше выдал информации, тот гость. 2. Хвалить – критиковать, выдавать оценки. Как только человек кого-то похвалил, он тут же получает психологическое право его критиковать. Некоторых людей с выраженным состоянием хозяина бывает психологически трудно похвалить. Такие люди внутренне отказываются от похвалы, не желая попадать под влияние того, кто хвалит. Как только принял похвалу, то сразу оказался в состоянии ребенка, над которым есть родитель, оценивающий его действия. Таким образом, хозяин хвалит и критикует гостя, а гость принимает оценки. 3. Держать паузу, вести темпоритм беседы. Кто может держать паузу в разговоре, тот способен устанавливать регламент общения, получает право перебить своего собеседника, когда захочет. Кто первым сорвался в паузе – тот стал гостем. Вести темпоритм беседы означает замедлять и убыстрять темп разговора по своему желанию, заставляя собеседника следовать за собой, тем самым, диктуя энергетику взаимодействия. Это довольно незаметный для собеседника перехват управления, но очень эффективный. 4. Разговоры о чувствах, о здоровье, о семье. Когда с человеком говорят о его семье, здоровье или чувствах, он запускает своего собеседника в свою интимную зону и становится гостем. Здесь не идет речь о равных откровенных разговорах – это большое искусство. Лидер обычно говорит со своими ведомыми об их семьях, здоровье и чувствах. 5. Право на мелкие уступки. Сначала нужно заработать право на мелкие уступки, если хочешь, чтобы уступили в чем–то большом. По мере уступок повышается психологическая свобода того, кто заработал это право. Чем больше мелких уступок сделано, тем сложнее уступившему настоять на своей позиции. (Закройте, пожалуйста, дверь; пересядьте, пожалуйста, вот сюда; давайте начнем не с этого).
|