Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы интеракции студенческой молодежи и правоохранительных органов






Проблема интеракции молодежи и правоохранительных органов является одной из основных на протяжении всего времени существования такого социального института, как государство. Однако в современном мире данная проблема приобрела особую значимость, поскольку общество столкнулось с новыми опасностями, например, угроза безопасности. Распространение наркомании и преступности, терроризм, катастрофы техногенного характера, которые ухудшают и без того непростую экологическую ситуацию, кризис нравственных устоев справедливо можно отнести к глобальным проблемам современного мира. В условиях формирующихся процессов глобализации указанные проблемы будут принимать более тяжелый характер. Именно поэтому в целях выживания и сохранения человечества международному сообществу стоит разрабатывать комплексные меры по предотвращению и преодолению негативных последствий процесса глобализации и приступить к их реализации. Важную роль в данном процессе играют правоохранительные органы, качество и эффективность работы которых могут позволить уменьшить негативные последствия глобализации и тем самым добиться повышения уровня безопасности всех государств, а вместе с тем и их населения.

В современной России процессы глобализации, которые негативно сказываются на состоянии общественной системы, также находят свое место. За несколько десятилетий сложилась ситуация, в которой доверие к органам правопорядка фактически исчезло, правоохранительные органы потеряли свой статус органа безопасности и надежности. Современная молодежь не боится совершать противозаконные акты, постоянно провоцируя властные структуры и правоохранительные органы. Ярким примером этого может служить восстание на Болотной площади, которое произошло в 2012 году.

Однако, стоит отметить тот факт, что с молодым поколением ищут всевозможные методы и формы взаимодействия, пытаются показать важность и значимость органов правопорядка для современного общества. Проводятся всевозможные социологические исследования для прослеживания динамики взаимоотношений молодежи с правоохранительными органами, организуются встречи, публикуются на данную тему статьи и видеорепортажи в средствах массовой коммуникации.

Так, например, в прошлом году состоялся тренинг «Молодежь и правоохранительные органы». Данный тренинг проводился в рамках микропроекта «Сотрудничество милиции и национальных молодежных объединений Москвы». В мероприятии приняли участие лидеры различных молодежных направлений и сотрудник правоохранительных органов Москвы. Основной целью данного тренинга было – развитие контактов и взаимопонимания между молодежными организациями и сотрудниками правоохранительных органов. В ходе данного тренинга проводились различные состязания между молодыми людьми и представителями органов правопорядка. Например, сотрудники правоохранительных органов и члены молодежных объединений должны были сформулировать важные для них права и определить степень их важности. Среди обсуждаемых были выделены следующие права личности: право на жизнь, свободу слова, вероисповедания и совести, самоопределения, свободы выбора места жительства и перемещения, право на образование и трудовую деятельность, неприкосновенность личной жизни, частной собственности и избирательное право. Одной из главных тем тренинга стала тема выработки мероприятий и идей, которые направлены на улучшение взаимодействия между национальными меньшинствами, сотрудниками правоохранительных органов и представителями власти. Были рассмотрены и озвучены следующие предложения:

· необходимость активного взаимодействия между молодежными организациями, сотрудниками органов правопорядка и представителями власти, которые направлены на сотрудничество в решении национальных вопросов;

· повышение уровня правовой культуры, как самой молодежи, так и представителей правоохранительных органов;

· популяризацию идей толерантности в обществе.

Также прозвучали идеи и предложения, которые были направлены на повышение престижа службы в правоохранительных органах, а также призывы избегать конфликтов и икать компромиссы. Стоит отметить, что такие встречи молодежи с представителями органов правопорядка не единичны, они проводятся постоянно и имеют определенный успех.

Хотелось бы рассмотреть примеры социологических методов изучения интеракции молодого поколения с правоохранительными органами. Совсем недавно был проведен всероссийский опрос студентов о их взаимоотношениях с правоохранительными органами, который был проведен по заказу правозащитного фонда «Общественный вердикт» Левада-Центром. Данный порос был направлен на исследование места и роли правоохранительных органов в жизни современной молодежи, оценок деятельности этих органов студентами.

Негативное отношение населения к правоохранительным органам было зафиксировано уже первыми социологическими исследованиями Левада-Центра (тогда – ВЦИОМа) в конце 80-х годов прошлого столетия и остается практически неизменным до нынешнего дня. Население России, в том числе и молодежь, не доверяет всем органам правопорядка. Массовый страх перед произволом сотрудников правоохранительных органов как представителей властных структур лишь незначительно уступает страхам перед террористическими актами, перед нападениями хулиганов и преступников. 80% опрошенных молодых людей (из 1600 человек) не чувствуют себя защищенными от подобного произвола, причем 31% считают, что вообще не защищены от него. Те же 80% опрошенных студентов считают произвол правоохранительных органов «серьезной проблемой для современной России». Стоит отметить, что по данным Левада-Центра, оба эти показателя устойчивы на протяжении последних лет.

30% опрошенных молодых людей, по их словам, вступали за последние 12 месяцев в те или иные контакты с представителями правоохранительных органов. Юноши сталкиваются с правоохранительными органами заметно чаще девушек (38 и 21% соответственно). Чаще отмечают подобные контакты молодые люди из менее обеспеченных семей, молодые жители столицы и других крупных городов[36].

Чаще всего подобные контакты заключались в проверке документов – с этим сталкивался каждый четвертый из тех, кто, так или иначе, контактировал с правоохранительными органами. Двое из каждых трех имевших контакты с представителями правоохранительных органов отметили в целом корректное поведение представителей власти, но треть указала на хамство, угрозы, применение силы со стороны представителей органов правопорядка.

Лишь 41% опрошенных студентов относятся к работникам правоохранительных органов с той или иной степень доверия, тогда как 59% их скорее опасаются. Только треть респондентов считают маловероятным или вовсе исключают, что они и их близкие могут стать жертвой произвола данных органов – остальные либо испытывают его на себе, либо считают такую опасность вполне вероятной. 70% считают, что они не защищены от такого произвола, 84% называют беззаконие и произвол правоохранительных органов серьезной проблемой сегодняшнего российского общества. Наиболее вероятными проявлениями подобного произвола, обращенного против них самих, опрошенными представляются необоснованное задержание (такую опасность ощутили 44% опрошенных студентов), оскорбления со стороны представителей правоохранительных органов (38%), вымогательство (25%) и шантаж (22%).

Предпочтительными источниками информации о том, как правильно вести себя в случаях конфликта с представителями правоохранительных органов и другими силовыми организациями, для молодежи, по ее словам, выступают правозащитники (мнение 40%), родители и старшие братья и сестра (39%), юридическая литература (37%), друзья и сверстники (28% опрошенных), средства массовой коммуникации (21%). Стоит подчеркнуть, что речь здесь идет не о реально используемых источниках, а о предполагаемых в принципе, отсюда, как можно предположить, столь высокая оценка правозащитных организаций со стороны молодежи[37].

Отношение со стороны молодежи (включая доверие или недоверие) к различным социальным институтам, в том числе и правоохранительным органам, обусловлено не личным опытом взаимодействия с ними, а коллективными представлениями и сложившимися стереотипами, которые характерны для той среды, в которой существуют молодые люди. За исключением контактов с представителями правоохранительных органов (а они имело место у 30% опрошенных), у молодых людей нет никаких прямых стимулов или поводов вступать во взаимоотношения с ними. В целом показатели доверия или недоверия к правоохранительным органам имеют важное значение. Стоит учитывать тот факт, что симпатия или доверие, так и антипатия носят отвлеченный и опосредованный характер, воспроизводя в целом общие оценки взрослых, о чем было упомянуто выше. Однако, некоторые особенности отношения молодежи к органам правопорядка необходимо учитывать, например – инерцию влияния образовательных учреждений и самого процесса обучения, освоения передаваемых через институт и СМИ официальных представлений об основных функциях и задачах правоохранительных органов. Так, например, мнение молодого поколения о суде, прокуратуре и полиции явно более положительны, нежели мнения населения государства в целом (всех возрастных категорий). Выше доверие к органам правопорядка у самых молодых школьников и студентов первых курсов, чаще – у представительниц женского пола; нижу – у тех, кто уже работает, с одной стороны, и утех, кто нигде не учится и не работает (то есть близких к категории «неблагополучной молодежи»). Относительно студентов ВУЗов стоит добавить, что у них отмечается не просто более высокий уровень книжных представлений, но и в большей степени поляризованность представлений и оценок правоохранительных органов, здесь, несколько выше и уровень доверия[38].

Хотелось бы еще рассмотреть анализ одного социологического исследования, который проводился в октябре 2009 года кафедрой философии и социологии Адыгейского государственного университета. В данном опросе приняли участие 300 респондентов, которые обучились на юридическом (50%) и экономическом факультетах данного ВУЗа, а также в Институте физической культуры и дзюдо (по 25%)[39].

Результаты проведенного исследования позволяют говорить о том, что современная студенческая молодежь относится к деятельности правоохранительных органов неоднозначно. С одной стороны, молодые люди испытывают интерес к работе и допускают возможность своего трудоустройства в системе Министерства Внутренних дел. С другой стороны, в молодежной среде служба в правоохранительных органах воспринимается негативно, поэтому значительное число респондентов исключают перспективу поступления на службу в правоохранительные органы. В связи и с этим особый интерес вызывает ответ на вопрос «хотели бы Вы работать в правоохранительных органах?»: 30% будущих юристов и 27% будущих экономистов и спортсменов имеют желание работать в органах правопорядка, что свидетельствует о стремлении многих студентов получить работу в правоохранительных органах.

При этом 54 % опрошенных респондента ответили, что практически никогда не общались с представителями правоохранительных органов, 29% контактируют с ними редко и только 7% находятся с органами правопорядка в постоянном диалоге. Тем нее менее, мне кажется, что существует необходимость сотрудничества правоохранительных органов и населения в создании благоприятных условий для жизни нашего общества существует.

В то же время многие молодые люди испытывают чувство неудовлетворенности работой правоохранительных органов. Об этом красноречиво свидетельствуют результаты проведенного в 2005 году социологического исследования. Из 32% опрошенных граждан, которые обращались к правоохранительным органам, лишь 21% был удовлетворен результатом обращения, 17% скорее удовлетворены, чем нет, 14% - скорее не удовлетворены, а 44% - и вовсе отрицательно отозвались о работе органов правопорядка[40].

Однако, студенческая молодежь понимает, что обеспечение правопорядка возможно лишь при тесном сотрудничестве населения и правоохранительных органов. В 2005 году 70% от общего числа респондентов согласились оказывать помощь правоохранительным органам, а 25%, наоборот, отказались содействовать органам правопорядка. Четыре года спустя, 29% из числа опрошенных студентов согласны помогать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, 45% ответили «скорее да, чем нет», 16, 5% - «скорее нет, чем да» и только 9% категорически не согласны оказывать органам правопорядка помощь в борьбе с преступностью и нарушением законов Российской Федерации.

Оценивая эффективность работы правоохранительных органов, 10% опрошенных студентов считают, что они справляются со своими задачами, 50% - «скорее да, чем нет», 32% - «скорее нет, чем да» и лишь 8% дали отрицательный ответ. Между тем, согласно мнению опрошенных респондентов, представитель правоохранительных органов должен обладать референтными профессиональными (хорошая физическая подготовка, оперативность), сакрализованными (ответственность – 3%, неподкупность – 20%, добросовестность – 59%) и человеческими (человечность, вежливость, мужественность) качествами[41].

Подводя итог, хотелось бы отметить, что отношение к правоохранительным органам у молодежи сегодня не однозначное. В основном, из-за отсутствия опыта, оно сложилось под влиянием родителей, близких и средствам массовой информации. Большинство молодых людей до 25 лет не сталкиваются с органами правопорядка, поэтому оценивают их работу согласно сложившимся клише и стереотипам. Требования молодых людей к представителям органов правопорядка можно разделить на две группы. Первая группа – это требования функциональные, то есть касающиеся профессиональных навыков. Вторая группа – это требования к личным качествам представителя органов правопорядка.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал