![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ результатов и разработка рекомендаций
Для изучения деятельности правоохранительных органов в ракурсе общественного мнения в исследовании приняли участие студенты Смоленского Государственного университета. Была разработана программа социологического исследования, в которой подробно изложены цели и задачи, основные гипотезы, проведена операционализация понятий. Студентам предлагалось ответить на вопросы анкеты (см. Приложение № 1), которая носит анонимный характер и содержит основные аспекты, представляющие интерес для изучения данного вопроса. Всего генеральная совокупность респондентов составила 134 человека, из которых 60 юношей и 74 девушки. На первый открытый вопрос «Назовите правоохранительные органы, которые Вам известны», студенты давали достаточно однотипные ответы, в основном, самым известным органом правопорядка стала полиция, также немалую известность имеют суды, прокуратура, и таможенная служба. Рис. 1. Диаграмма «Назовите правоохранительные органы, которые Вам известны»
Рис. 2. Диаграмма «Интересует ли Вас работа правоохранительных органов?» На вопрос «Откуда Вы получаете информацию о работе правоохранительных органов?» студенты ответили так: «Средства массовой информации» - 67 человек, «личный опыт» - 21 респондент; «из общения с близкими людьми» - 35 опрошенных студентов. Некоторые респонденты на поставленный вопрос дали свой вариант ответа, а именно, 11 человек получают информацию о работе правоохранительных органов из виртуальной сети Интернет. В процентном соотношении ответы на вопросы выглядят следующим образом: «СМИ» - 50% от общего количества опрошенных респондентов; «личный опыт» - 16%; «из общения с близкими людьми» - 26%; свой вариант ответа – «всемирная сеть Интернет» - 8%. Рис. 3. Диаграмма «Откуда Вы получаете информацию о работе правоохранительных органов?» На вопрос «Как Вы считаете, сможете ли Вы отстоять свои права или интересы, в случае их нарушения правоохранительными органами?» ответы респондентов были следующими: «определенно да» - 24 студента; «скорее, да» - 68 опрошенных; «скорее, нет» - 28 респондентов и 14 человек отдали свой голос за вариант ответа «определенно нет». В процентном соотношении распределение ответов на поставленный вопрос выглядит следующим образом: «определенно да» - 18%; «скорее, да» - 51%; «скорее, нет» - 21% и «определенно нет» - 10%. Рис. 4. Диаграмма «Как Вы считаете, сможете ли Вы отстоять свои права или интересы, в случае их нарушения правоохранительными органами?» На следующий вопрос «Доверяете ли Вы правоохранительным органам?» ответы респондентов распределились следующим образом: «доверяю» - 46 респондентов; «скорее, доверяю» - 58 опрошенных студентов и «скорее, не доверяю» - 30 человек. Стоит отметить, что отрицательно на поставленный вопрос не ответил ни один студент. В процентном соотношении ответы распределились следующим образом: «доверяю» - 34%; «скорее, не доверяю» - 43% и «скорее, не доверяю» - 22%. Большинство, а именно 38 человек из 46 положительно ответивших на поставленный вопрос являются студентами юридической специальности, а большинство ответивших «скорее, не доверяю» - студенты специальности «Социология» (27 респондентов из 30). Рис. 5. Диаграмма «Доверяете ли Вы правоохранительным органам?» На вопрос: «Каким правоохранительным органам Вы доверяете больше всего?» респонденты отвечали следующим образом: «Прокуратура Российской Федерации» - 16 респондентов; «Следственный комитет» - 23 человека; «ФСБ» - 17 респондентов; «МВД» - 18 опрошенных; Федеральная таможенная служба» - 1 студентов; «Суды РФ» - 34 человека и «МЧС» - 12 студентов. Наибольшее доверие среди органов правопорядка внушают Судебная система Российской Федерации и следственный комитет. Наименьшее – Прокуратура Российской Федерации, Федеральная таможенная служба и МЧС.
Рис. 6. Диаграмма «Каким правоохранительным органам Вы доверяете больше всего?» На вопрос «На Ваш взгляд, какую оценку можно поставить работе правоохранительных органов?» респонденты отвечали так: «высокую» - 28 человек; «выше средней» - 37 респондентов; «среднюю» - 59 опрошенных студентов и «низкую» - 13 учащихся. Стоит отметить, что высокие оценки ставили студенты юридической специальности, а более низкие, учащиеся по специальности «Социология». В процентном соотношении распределение ответов студентов выглядит следующим образом: «высокую» - 20% от общего количества опрошенных респондентов; «выше средней» - 27%; «среднюю» - 44%; «низкую» - 9%. Рис. 7. Диаграмма «На Ваш взгляд, какую оценку можно поставить работе правоохранительных органов? На вопрос «Как, по Вашему мнению, население относится к работе правоохранительных органов?» распределение ответов представляло из себя следующую картину: «положительно» - 28 респондентов; «скорее, положительно» - 48 человек; «скорее, отрицательно» - 39 студентов и отрицательный ответ дали 19 опрошенных учащихся. В процентном соотношении ситуация распределения ответов представляет собой следующее: «положительно» - 21% о общего количества опрошенных респондентов; «скорее, положительно» - 36%; «скорее, отрицательно» - 29% и «отрицательно» - 14%. Рис. 8. Диаграмма «Как, по Вашему мнению, население относится к работе правоохранительных органов?»
На вопрос «Назовите, на Ваш взгляд, основные достоинства правоохранительных органов» студенты давали ответы следующим образом: «быстрое реагирование на запросы населения» - 31 респондент; «честность и неподкупность» - 19 студентов; «следование закону» - 28 опрошенных и «высокий уровень профессионализма» - 56 человек. В процентном соотношении распределение ответов выглядит так: «быстрое реагирование на запросы населения» - 23%; «честность и неподкупность» - 14%; «следование закону» - 21%; «высокий уровень профессионализма» - 42%.
Рис. 9. Диаграмма «Назовите, на Ваш взгляд, основные недостатки правоохранительных органов»
Рис. 10. Диаграмма «Назовите, на Ваш взгляд, основные недостатки правоохранительных органов»
На вопрос «Кого, на Ваш взгляд, прежде всего, защищают правоохранительные органы» ответы респондентов были следующими: «тех, кто у власти» - 56 студентов; «тех, у кого есть деньги» - 63 учащихся и «всех граждан» - 15 человек. Практически все студенты разделились в совеем мнении отвечая на данный вопрос. Мы видим, что практически одна половина студентов считает, что правоохранительные органы защищают тех, кто у власти, а другая половина – тех, у кого есть деньги. В процентном соотношении распределение ответов на поставленный вопрос выглядит следующим образом: «тех, кто у власти» - 42%; «тех, у кого есть деньги» - 47% и «всех граждан» - 11%. Рис. 11. Диаграмма «Кого, на Ваш взгляд, прежде всего, защищают правоохранительные органы?»
Рис. 12. Диаграмма «Как Вы считаете, каков уровень преступности в России на сегодняшний день?»
Рис. 13. Диаграмма «Как Вы думаете, работа правоохранительных органов в будущем будет способствовать изменению преступности в нашей стране?» На вопрос «На ваш взгляд, могут ли правоохранительные органы оказать реальное противодействие преступности?» респонденты ответили положительно – 56 человек и отрицательно – 78 студентов. Рис. 14. «На Ваш взгляд, могут ли правоохранительные органы оказать реальное противодействие преступности» На следующий вопрос «Согласны ли Вы с тем, что необходимо сделать деятельности правоохранительных органов более открытой для общественности?» ответы респондентов выглядели следующим образом: «да» - 121 человек и «нет» - 13 человек. Абсолютное большинство респондентов на поставленный вопрос дало положительный ответ. В процентном соотношении картина выглядит так: положительный ответ – 90% и отрицательный ответ – 10%. Рис. 15. Диаграмма «Согласны ли Вы с тем, что необходимо сделать деятельность правоохранительных органов более открытой для общественности?»
Рис. 16. Диаграмма «Необходимо ли усиление контроля за действиями правоохранительных органов со стороны общественности?» Распределение респондентов по половому признаку выглядит следующим образом: Рис. 17. Диаграмма «Ваш пол» На вопрос «Ваш населенный пункт» ответы респондентов распределились так: «город» - 5 человек; «ПГТ» - 3 студента; «поселок» - 19 учащихся; «деревня» - 20 респондентов и «село» - 5 человек. Рис. 18. Диаграмма «Ваш населенный пункт»
Стоит отметить, что выдвинутые гипотезы, за исключением гипотезы об отношении граждан к правоохранительным органам, нашли свое подтверждение. Лишь 4 гипотеза, была ошибочной, поскольку, по мнению учащихся, население относится к органам правопорядка скорее положительно, нежели отрицательно. Для того, чтобы сформировать у студентов положительное мнение об органах правопорядка необходим организовать программу сотрудничества с представителями различных правоохранительных органов, где они будут подробно рассказывать о своей работе, о том, каких успехов добивается современная правоохранительная система в целом. Также немаловажно выстроить диалог с данными представителями, в котором студенты могут задавать интересующие их вопросы. Необходимо помнить, что положительное отношение к данной системе государственного контроля является неотъемлемой частью гражданского воспитания и глубокого чувства патриотизма, которые в сегодняшней непростой политической ситуации воспитывать у молодого поколения очень важно.
Заключение Итак, современные процессы реформирования деятельности правоохранительных органов имеют своей целью не только качественное изменение результатов правоохранительной деятельности, но и формирование положительного мнения, которое могло бы обеспечить достаточный уровень доверия со стороны граждан и общественной поддержки. При написании первой главы, выяснил, что система органов государственной власти представляет собой совокупность органов государственный власти их подразделение на отдельные виды, которые обусловлены функциями государства и национальными традициями. Ответ на первую задачу состоит в том, что система органов государственной власти в Российской Федерации базируется на определенных принципах, которые являются выражением сущности государственной организации и ее содержания, к таковым принято относить: разделение властей, единство системы и демократизм. Стоит также отметить, что органы государственной власти формируются народом, путем прямых и свободных выборов. Реализуя вторую задачу, изучил структуру и функции правоохранительных органов. Органы государственной власти очень многообразны, соответственно, и классификаций существует достаточное количество. Например, органы правопорядка могут классифицировать по следующим основаниям: по месту в системе разделения властных полномочий (законодательные, судебные и исполнительные); по месту органов правопорядка в иерархии властных структур; по способу формирования состава; по первичной нормативной основе деятельности правоохранительных органов; по кадровому составу; по способу волеизъявления; в зависимости от формы государственного устройства. К государственным правоохранительным органам принято относить: суд, прокуратуру, органы юстиции, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, таможенные органы, службу по контролю наркотическими веществами и так далее. В рамках данного вопроса рассмотрел основные функции правоохранительных органов, а именно конституционный контроль, отправление правосудия, прокурорский надзор, расследование преступных деяний, оперативно-розыскная функция, исполнение судебных решений, оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам, предупреждение преступных деяний и так далее. В результате проведенного социологического исследования (задача 6), удалось изучить отношение студентов СмолГУ к органам правопорядка. Основными правоохранительными органами, которые считаются наиболее известными, являются: полиция и суд. Большинство студентов интересуются работой правоохранительных органов. Половина опрошенных респондентов получают информацию о работе правоохранительных органов посредством Средств Массовой Информации, отдельно хотелось бы отметить появление нового источника получения информационных ресурсов – всемирная сеть Интернет. Основная часть опрошенных респондентов сомневается в том, что они смогут отстоять свои права и интересы, в случае их нарушения правоохранительными органами. Большинство студентов социологов не доверяют правоохранительным органам, когда у юристов наблюдается большая степень доверия к органам правопорядка. Большинство студентов отдают свое доверие судам и следственному комитету, как представителям правоохранительной системы РФ. По мнению студентов, работа правоохранительных органов заслуживает среднюю оценку, однако, студенты считают, что население относится к работе правоохранительных органов скорее положительно, чем отрицательно. К основным достоинствам правоохранительных органов учащиеся отнесли высокий уровень профессионализма и быстрое реагирование на запросы населения. К основным недостаткам, по мнению респондентов, можно отнести коррупцию. По мнению студентов, органы правопорядка в первую очередь защищают интересы тех, кто находится у власти и тех, кто имеет большой материальный достаток. Большинство учащихся считают, что в современной России остается высокий уровень преступности, которому, правоохранительные органы не могут оказать реальное противодействие. Абсолютное большинство опрошенных посчитали нужным сделать деятельность правоохранительных органов более открытой для публичности, а также усилить контроль за действиями органов правопорядка со стороны общественности. Таким образом, цель выпускной квалификационной бакалаврской работы выполнена в полном объеме.
|