Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности психологической адаптации первокурсников в вузе. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениеСтр 1 из 7Следующая ⇒
Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный университет» (ВятГГУ)
Институт Педагогики и Психологии Кафедра Педагогики и методики дошкольного и начального образования
Курсовая работа по психологии
Особенности психологической адаптации первокурсников в вузе
Киров СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………...……………3 1.1. Проблема адаптации в трудах отечественных и зарубежных исследователей …………………………………………………..…5 1.2. Психические особенности первокурсников………………………..…...…14 1.3. Особенности психологической адаптации первокурсников в вузе…...…20 Глава II. Эмпирические исследования особенностей психологической адаптации первокурсников в вузе………………………………………………26 2.1. Программа констатирующего эксперимента……………………………...26 2.2. Методики исследования………………………………………………….…27 2.3. Анализ результатов экспериментального исследования…………………28 2.4. Практические рекомендации преподавателям для более эффективной адаптации первокурсников в вузе…………………………………………..…..31 Заключение……………………………………………………………..………..35 Библиографический список……………………………………………………..38 Приложение
ВВЕДЕНИЕ Поиск путей успешной адаптации к изменившимся социальным условиям и новой деятельности является насущной проблемой для каждого, кто переступил порог вуза. В высших учебных заведениях осуществляется переход на новые модели обучения, существенно изменяются учебные планы, формы организации занятий, критерии оценки знаний, внедряются новые педагогические технологии и стандарты образования. Основной вид деятельности студента – профессиональное обучение – становится более сложным по форме и содержанию, а потому повышает требования к личности в связи с необходимостью адаптироваться к новым и пока непривычным социальным условиям. Студенты первокурсники только начинают включаться в учебную деятельность, поэтому процесс адаптации занимает длительное время. При продуманном и разумном формировании учебной деятельности можно добиться этого в короткие сроки. Различные аспекты проблемы адаптации студентов в вузе исследовали В. Н. Грибов, О. Н. Казакова, Т. И. Каткова, Г. П. Кузина, С. А. Рунова, Ю. В. Стафеева и др. Например, Г. П. Кузина и С. А. Рунова изучали, как проходила адаптация студентов, с которыми в старших классах проводилась профориентационная работа. В работах Т. И. Катковой, Ю. В. Стафеевой рассматривается процесс адаптации студентов в вузах конкретного типа (экономических, педагогических). В. Н. Грибов рассматривал адаптацию молодежи малого города на этапе обучения в филиале вуза и при переходе студентов на учебу в базовый вуз. Изучением вопросов развития личности в процессе освоения математических и естественно-научных дисциплин занимались А. Н. Колмогоров, В. А. Крутецкий, Л. Д. Кудрявцев, Д. Пойя, А. Я. Хинчин. Однако не в полной мере исследовано то, как проходит учебная адаптация студентов в условиях, когда по объективным причинам существуют серьезные различия в уровне подготовки и мотивации первокурсников. Рассмотрев данные аспекты, можно сделать вывод о том, что проблема психологической адаптации первокурсников в вузе в настоящее время сложна и актуальна. Поэтому в силу всего сказанного, в своей курсовой работе мне показалось интересным изучить психологические особенности адаптации первокурсников в вузе. Цель: исследование особенностей психологической адаптации первокурсников в вузе. Объект исследования: адаптация первокурсников в вузе. Предмет исследования: особенности психологической адаптации. Гипотеза исследования: предположим, что психологическая адаптация первокурсников имеет свои особенности. Для достижения цели исследования и проверки гипотезы решались следующие задачи: 1. Проанализировать научно-теоретическую литературу по проблеме исследования; 2. Экспериментально исследовать особенности психологической адаптации первокурсников в вузе; 3. Проанализировать результаты исследования констатирующего эксперимента; 4. На основе полученных эмпирических данных обосновать и разработать рекомендации для более успешной адаптации студентов-первокурсников в вузе.
Исследование проходило в Вятском Государственном Гуманитарном университете. В исследовании участвовало 20 девушек в среднем возрасте 18 лет. В исследовании использовались методики: методика Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крылова «Адаптированность студентов в вузе», многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина.
|