![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ результатов экспериментального исследования
Наше исследование включало констатирующий эксперимент, на котором по двум методикам были выявлены особенности психологической адаптации первокурсников. Методика №1Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крылова показала, что среди первокурсников представлены все показатели адаптации как к учебной группе, так и к учебной деятельности [ПРИЛОЖЕНИЕ №3]: Таблица 1
Адаптированность первокурсников к учебной группе и к учебной деятельности по методике Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крылова «Адаптированность студентов в вузе»
Результаты, представленные на рисунке 1 показали, что 13 девушек (65%) имеют низкие показатели адаптированности к учебной группе. Семь девушек (35%) имеют высокие показатели адаптированности к учебной группе. А также, что 15 девушек (75%) имеют низкие показатели адаптированности к учебной деятельности. Пять девушек (25%) имеют высокие показатели адаптированности к учебной деятельности. Большая часть испытуемых имеют низкие показатели адаптированности как к учебной группе, так и к учебной деятельности. Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной группе свидетельствуют об испытываемых студентом трудностях в общении с однокурсниками. Студент держится в стороне, проявляет сдержанность в отношениях. Ему трудно найти общий язык с однокурсниками, он не разделяет принятые в группе нормы и правила, не встречает понимания и принятия своих взглядов со стороны однокурсников, не может обратиться к ним за помощью. Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности говорят о том, что студент с трудом осваивает учебные предметы и выполняет учебные задания; ему трудно выступать на занятиях, выражать свои мысли. При необходимости он не может задать вопрос преподавателю. По многим изучаемым предметам он нуждается в дополнительных консультациях, не может проявить свою индивидуальность и способности на учебных занятиях. Методика №2 А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина показала, что среди первокурсников представлены все группы адаптивных способностей [ПРИЛОЖЕНИЕ 4]: Таблица 2 Группы адаптивных способностей первокурсников по методике А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина «Адаптивность»
Рисунок 2. Процентное распределение первокурсников с выявленными группами адаптивных способностей по методике А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина «Адаптивность» (n=20)
Результаты, отраженные на рисунке 2 показали, что 12 девушек (60%) имеют группу низкой адаптации, 5 девушек (25%) группу удовлетворительной адаптации и 3 девушки (15%) группу высокой (нормальной) адаптации. Следовательно, можно сделать вывод, что большая часть испытуемых имеют группу низкой адаптации. Группа низкой адаптации. Лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать, как пограничное. Возможны нервно-психические срывы. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки. Таким образом, для выявления особенностей психологической адаптации первокурсников было проведено исследование, состоящее из 2 методик: методика Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крылова «Адаптированность студентов в вузе», методика А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина многоуровневый личностный опросник «Адаптивность». Исследование показало, что адаптация первокурсников в вузе проходит со значительными затруднениями. Студенты-первокурсники испытывают трудности в адаптации к учебной группе и к учебной деятельности, так как большинство из них обладают низкими адаптивными способностями.
|