Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЛЛРи^ЩЛЩ? Л
•> -■ > - I а»! > ■ г» На раннем этаие обучения представляется возможным ввести новую задачу-игру — не сбиться! — метрическую переменность, сперва равномерно-акцентную, затем неравномерно-ай*ентную. Метрическая переменность легче всего воспринимается через текст. С маленькими детьми это — ритмизация фраз типа: «Зай-ка се-рень-кий, Коз-лик бе-лень- кий»,.где каждому слогу соответствует одна длительность, которая может быть разнойзависимости от ее произнесения. Эту работу целесообразно начать со смешанных размеров. Пятидольный размер отрабатывается сразу в двух формах — 2+3 и 3+2 (опыт сравнения), затем с перемежающимися простыми размерами. Следует рассмотреть и такой случай, когда пятидольный размер выступает в качестве простого, то есть с одним акцентом (пример 20):
С. Слонимский. «Считалка» («Капельные пьескхсО
В Тпа1 ре1 юс) Зса1 мйо Рго Н аз ех]же(1з|1 т/ш.есе пИо.сот Р1еазе >
Ф $ $
ассеК • • м т. Семи- и восьмидольные размеры представляют интерес для работы разнообразием их тактового наполнения. Примеры из композиторского творчества порой подсказывают форму исполнения таких ритмических тг заданий* Например, отрывок из музыки В. Цытовича (пример 21) можно воспроизвести ударами двух рук по столу одновременно с пением пар голосов:
В. Цытович. Этюд («Детский альбом»)
Л? ^ I
I «. § Л ^
Р1еазе \лл/\лл/.зсапМо.сот
И Г 7 Г ЕЕ ч ^ ч рз
• • I 11 •
9 ^ ^
Оперирование одной длительностью предоставляет возможность уже на раннем этапе обучения ввести в практику переменные размеры (пример 23): "
-Тпа1 репой " Тог ЗсапМо ^го Наз ехр1гей вИ \/\л/\лл/.8сапйо.сот \лл/\лл/.|сапто.сот.. 1
левая рука Содержанием первого этапа обучения являются: 1) равномерная пульсация четвертными, восьмыми и половинными длительностями и соответствующими Им паузами; 2) сочетание долевых длительностей и пауз в условиях симметрии и асимметрии; 3) метрическая переменность. Размеры — простые, смешанные, сложные (2\2, 2\4, 3\4, 3\8, 4\4, 6\8, 5\8, 7\8, 8\8, 5\4, 7\4) и переменные. По механизму восприятия простые размеры — это стереотип, их сочетание в смешанных и переменных размерах- — преодоление стереотипа. Простое действие, обусловленное метризацией какой-либо одной длительностью, позволяет соединить ритмические упражнения с ладовыми по пению ступеней (пример 24):
щЁ^тщтт^щщ
на ВТОРОМ ЭТАПЕ осваиваются ритмические рисунки, содержащие суммирование долей и их деление на равные части. Сч. * ' % * ъ. Исполнение суммированных длительностей предполагает наличие у учащихся внутренней пульсации. Предварительно она отрабатывается на упражнениях, в которых суммированная длительность «отсчитывается» при помощи ударов руки; постепенно ощущение пульсации интериоризируется (пример 25):
Хорошо наработанное метрическое чувство позволяет без труда разделить долю на две, три и четыре части, в результате чего в ритмических рисунках появляются: восьмые, шестнадцатые и четвертные длительности в качестве полудолей; тридцать вторые, как результат деления восьмой длительности (пример 26 а), и триоли, как результат деления восьмой, четвертной и половинной длительностей (пример 26, б): 26 а б 9 } Л! и а.1.тли II—«1 «I II Работа по освоению этих ритмических рисунков ведется следующим образом: назвав размер, педагог по нарисованной на доске схеме или по плакату в произвольном порядке указывает на ту или иную ритмическую фигуру, которую учащиеся воспроизводят путем артикулирования на произвольный слог (пример 27): Л - Л - ГЛ - «ГО ^ - 7Л - лл У п - ГТЬ Такая тренировка позволит ввести упражнения, в которых многообразные виды деления длит^1> нос^йзсоче^^тся (пример 28): Р1еазе \лл/\лл/.зсапМо.сот
з з
|