Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания. В настоящее время все предприятия независимо от их вида, форм собственности и подчиненности ведут бухгалтерский учет имущества и хозяйственных операций
В настоящее время все предприятия независимо от их вида, форм собственности и подчиненности ведут бухгалтерский учет имущества и хозяйственных операций, руководствуясь Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.1911 года. Бухгалтерский учет – формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом «О бухгалтерском учете», в соответствии с требованиями, установленными этим же законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Каждый свершившийся факт хозяйственной деятельности экономическим субъектом оформляется первичным документом и называется хозяйственной операцией. Основные отличия бухгалтерского учета от других видов учета (статистического и оперативного) состоят в том, что этот учет строго документальный, сплошной, непрерывный во времени, ограниченных рамками экономического субъекта. Основным измерителем в бухгалтерском учете является денежный измеритель. Кроме этого, могут использоваться для учета производственных запасов, основных средств натуральные измерители (кг, м, шт., кВт/час, т/км и т.п.). А также трудовые измерители (час, день, месяц) для расчета затраченного времени, определения заработной платы производительности труда. Как и любая другая экономическая наука, бухгалтерский учет имеет свой объект, предмет и метод. Предметом бухгалтерского учета является отражение достоверной информации об изменениях в хозяйственных средствах предприятия посредством хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: · 1) факты хозяйственной жизни; · 2) активы; · 3) обязательства; · 4) источники финансирования его деятельности; · 5) доходы; · 6) расходы; · 7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Активы предприятия делятся на две большие группы:
АКТИВЫ
Внеоборотные активы Оборотные активы
Внеоборотные активы включают: 1 Основные средства – это средства труда сроком службы более 12 месяцев. Они многократно участвуют в производственном процессе, не изменяя свой внешний вид и форму, перенося свою стоимость на готовую продукцию частями в виде амортизации (здания, сооружения, станки, машины, оборудование, хозяйственный инвентарь и т.п.). Для целей бухгалтерского учета в настоящее время установлен лимит стоимости отнесения объектов к основным средствам - не менее 400000 руб. за 1 единицу. Основные средства учитываются по фактической себестоимости приобретения, которая будет называться первоначальной стоимостью основных средств. В процессе производства основные средства изнашиваются (физически и морально), приобретая остаточную стоимость, которая равна первоначальной стоимости за минусом суммы амортизации. Основные средства подразделяются на собственные и долгосрочно арендуемые. В состав собственных средств входят объекты: полученные в счет вклада в уставный капитал предприятия, приобретенные за плату, построенные или изготовленные на предприятии, полученные безвозмездно от других предприятий или физических лиц, а также в порядке субсидии правительства. К долгосрочно арендуемым относят объекты основных средств, договор аренды по которым предусматривает переход объекта в собственность арендатора по истечении или до истечения срока аренды при условии внесения всей стоимости арендованного объекта (лизинг). 2 Нематериальные активы (НМА) - это объекты долгосрочного пользования (> 12 месяцев) имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями (исключительные права на результат интеллектуальной деятельности, исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных, деловая репутация фирмы и т.п.). На учет нематериальные активы принимаются по фактическим затратам на приобретение. НМА амортизируются в течение срока полезного использования. Если при их приобретении срок полезного использования не определен, он устанавливается самим предприятием, но не может быть более 20 лет и срока существования предприятия. 3 Вложения во внеоборотные активы - это затраты на приобретение основных средств и нематериальных активов, строительно-монтажные работы. Эти затраты окупаются за счет дополнительной выручки или дополнительной прибыли. 4 Финансовые вложения (сроком более 12 месяцев) - инвестиции в ценные бумаги, паи в уставный капитал других организаций, предоставленные займы. К ценным бумагам относят акции, облигации, сертификаты и т.п. Акция - это ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенного пая в капитал акционерного общества и дающая право на получение дивиденда. Облигация представляет собой долговое обязательство, по которому ее держатель получает доход в виде фиксированного или «плавающего» % (выигрыши, оплата купонов). Облигации выпускаются на определенный срок, по истечении которого выкупаются по номиналу. На учет облигации принимаются по фактическим затратам на приобретение. В течение срока выпуска разница между покупной стоимостью и номиналом облигации ежемесячно равными долями списывается или доначисляется на счет прочих доходов и расходов организации. Пай - это взнос, уплачиваемый предприятием в уставный капитал или паевой фонд другого предприятия. Паи также вносятся в виде денежных основных или оборотных средств, НМА, ценных бумаг. Заем представляет собой договор, по которому одна сторона (заимодавец) передает другой стороне (заемщику) в собственность или оперативное управление деньги или вещи, а заемщик обязуется возвратить деньги на определенных условиях или вещи такого же рода и качества. Если финансовые активы находятся у экономического субъекта до 12 месяцев то они относятся к группе оборотных активов. К оборотным активам относятся: 1 Оборотные фонды – это предметы труда, которые участвуют в одном производственном цикле, изменяют свой внешний вид и форму, свою стоимость переносят на готовый продукт полностью (сырье, материалы, топливо, тара, запасные части, инструменты, инвентарь (у которых срок службы < 12 месяцев) основные средства до 40000 рублей); 2 Производственные запасы — незавершенное производство, полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов; 3 Фонды обращения: • денежные средства и денежные документы. К денежным средствам относят средства в кассе, на расчетных и специальных счетах в банках, на валютных счетах; • денежные документы – это почтовые марки, марки государственной пошлины, оплаченные авиабилеты и путевки в дома отдыха или санатории и т.п.; • готовая продукция – это продукция прошедшая все стадии технологической обработки и принятая отделом контроля учитывается по фактической стоимости изготовления; • финансовые вложения (сроком до 12 месяцев) • средства в расчетах (сроком до 12 месяцев), которые представляют собой долги других предприятий или физических лиц за выполненные для них работы или оказанные услуги, а также отгруженную продукцию. Такую задолженность еще называют дебиторской и к ней относят: • задолженность подотчетных лиц по выданным авансам; • задолженность покупателей и заказчиков за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги; • задолженность персонала за товары приобретенные в кредит, за форменную одежду, по возмещению морального ущерба, по предоставленным займам; • задолженность по выделенному филиалам (подразделениям) предприятия имуществу; • долги арендаторов за переданные им в долгосрочную аренду основные средства, и т.п. Обязательства предприятия также может разделиться на две группы:
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ( источники)
Собственные Заемные
К собственным обязательствам относят: ·уставный капитал - это суммы вкладов участников в данном предприятии, т.е. это стоимость основных и оборотных средств, нематериальных активов, денежных взносов, суммы подписки на акции, которые внесли участники при образовании предприятия; ·резервный фонд образуется за счет отчислений от прибыли и предназначен для покрытия убытков и выплаты доходов участникам при отсутствии или недостаточности прибыли ·резервы: под снижение стоимости материальных ценностей, по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги. Создаются, как правило, за счет прочих расходов, помогая предприятию выполнить требование осмотрительности при ведении бухгалтерского учета; ·прибыль является основным источником собственных средств предприятия - это результат хозяйственной деятельности предприятия, который определяется разницей между доходами от обычных видов деятельности и прочих доходов и расходами по их производствам. Заемные обязательства (средства) предоставляются предприятию на определенный срок, по истечении которого они должны быть возвращены и включают в себя: ·долгосрочные и краткосрочные кредиты банков (ссуды). Краткосрочные ссуды выдаются на срок < 12 месяцев при временном недостатке собственных оборотных средств. Долгосрочные ссуды предприятие получает на длительный срок для погашения затрат по внедрению новой техники (технологии), приобретения основных средств и расширения производства т.п. Банки выдают ссуды на условиях срочности, возвратности, платности под определенный процент. ·долгосрочные и краткосрочные займы, которые могут предоставляться различными организациями, физическими лицами. Отличие их от банковских ссуд в том, что выдаются они только за счет собственных средств заимодавца и не на постоянной основе; · кредиторская задолженность - это совокупность долгов предприятия другим предприятиям и физическим лицам. Основными видами кредиторской задолженности является: а) задолженность поставщикам и подрядчикам за работы, товары и услуги; б) задолженность органам социального страхования и обеспечения; в) задолженность бюджету по налогам с предприятия и персонала; г) задолженность персоналу по оплате труда, премиям, пособиям, резерв на отпуск и т.п.; д) задолженность подразделениям организации; e) задолженность по прочим кредитам (нетоварным операциям, депонентам, исполнительным документам, подотчетным лицам и т.п.). Причем задолженность по п. б), в), г) называются обязательством по распределению, так как данная задолженность возникает за счет не совпадения времени возникновения долга и его уплаты. Бухгалтерский учет изучает свой предмет с помощью некоторых приемов и способов, которые составляют метод бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета состоит из четырех пар элементов: 1. Документация и инвентаризация. 2. Счета и двойная запись. 3. Оценка и калькуляция. 4. Баланс и отчетность. Что же представляет из себя каждый элемент? Документация — это способ первичного наблюдения и контроля хозяйственных операций. Документация является основанием для последующего отражения хозяйственной операции на бухгалтерских счетах. Документ — это письменное свидетельство хозяйственных операций. Организация самостоятельно может разработать бланки первичных документов, которые удовлетворяют требованиям экономического субъекта, но при этом они непременно должны содержать обязательные реквизиты: название документа, дата составления, номер, содержание хозяйственной операции, измерители, подписи лиц, ответственных за совершение операции и правильность ее оформления в документе. Реальность данных на счетах проводится и уточняется с помощью инвентаризации. Инвентаризация - это способ сверки фактического наличия хозяйственных средств с данными бухгалтерского учета. Для ее проведения создается инвентаризационная комиссия, которая осуществляет пересчет (перевес, обмер) ценностей. При выявлении излишков и недостачи ценностей оформляется сличительная ведомость, на основании которой производится бухгалтерская запись, на сумму выявленных отклонений. При документировании разнородных хозяйственных операций, необходимо осуществить их перевод в единый измеритель. Это осуществляется с помощью оценки. Для текущего учета хозяйственных средств, обязательств и процессов применяются бухгалтерские счета. Запись по счетам осуществляется с помощью двойной записи, т.е. каждая хозяйственная операция записывается в дебет одного счета и в кредит другого счета. Оценка – это способ денежного выражения объектов бухгалтерского учета. Натуральные показатели, содержащиеся в первичных документах, переводятся в денежные путем умножения установленной цены на количество, указанное в документах. Для подсчета всех затрат, относящихся к каждому объекту учета, применяется такой элемент метода бухгалтерского учета, как калькуляция. Калькуляция – это способ исчисления в денежном выражении фактической себестоимости изготовления единицы продукции, выполненных работ, оказанных услуг, а также приобретенных ценностей. Калькуляция позволяет определить фактическую себестоимость объектов. Она является основной денежной оценки. Текущее отражение объектов бухгалтерского учета постоянно контролируется сопоставлением активов предприятия с обязательствами предприятия, то есть производится балансовое обобщение. При этом применяется элемент метода бухгалтерского учета – баланс. Бухгалтерский баланс – это способ обобщенного отражения и экономической группировки, в денежной оценке активов (хозяйственных средств) и обязательств (источников образования средств) на определенную дату. Управлять предприятием, анализировать и прогнозировать дальнейшую деятельность можно, зная каковы отчетные данные деятельности предприятия. Отчетность представляет собой совокупность сведений о результатах работы предприятия за истекший период. Отчетная информация содержит сведения о реализованной продукции (работах, услугах) затратах на производство, состоянии хозяйственных средств, обязательствах предприятия, финансовых результатах работы. Как правило, показатели отчетности (из различных форм отчетности) раскрывают и дополняют наиболее важные статьи бухгалтерского баланса.
|