Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разновидности конкретного социологического исследования (КСИ) и основные этапы его проведения
Процесс социологического исследования представляет собой единство теоретического и эмпирического этапов анализа какой-либо из сторон социальной реальности. Конкретная форма обусловлена характером поставленной в ней цели и выдвинутыми задачами. Социологическое исследование включает четыре последовательно сменяющих друг друга организационно-автономных и вместе с тем содержательно взаимосвязанных этапа: • подготовку исследования;
• сбор первичной социологической информации (ответов опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записей исследователя в карточках наблюдения), анализ документов и другие, подлежащие в дальнейшем обработке и обобщению; • подготовку собранной информации к обработке и ее обработку на электронно-вычислительной машине; • анализ обработанной информации, подготовку отчета по итогам исследования, формулировку выводов и практических рекомендаций. Конкретная форма, а точнее будет сказать, конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной в нем цели, выдвинутыми задачами. Именно в соответствии с ними, т. е. в зависимости от глубины требуемого количественного анализа предмета исследования, масштабности и сложности решаемых в ходе него задач и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое. Вопрос 57 Часть социальных объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения, называются выборочной совокупностью. Выборочная совокупность — непосредственный объект изучения в конкретном социологическом исследовании и представляет собой микромодель генеральной совокупности. Репрезентативностью называется свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики генеральной совокупности. Репрезентативность выборки означает, что с некоторой наперед заданной или вычисленной погрешностью можно отождествить установленное на выборочной совокупности распределение изучаемых признаков с их действительным распределением в генеральной совокупности или, если использовать язык статистики, -найти оценки параметров генеральной совокупности. Ошибками репрезентативности называют отклонение статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности. Существуют различные методы формирования выборочной совокупности. Различают выборки вероятностные и целенаправленные. Модель вероятностной (случайной) выборки связана с понятием вероятности, широко используемым во многих отраслях социальной науки. В самом общем случае вероятность некоторого ожидаемого события есть отношение числа всех возможных событий к числу ожидаемых. При этом общее число событий должно быть достаточно большим (статистически значимым). При использовании вероятностной выборки для каждого элемента генеральной совокупности создается равная вероятность попасть в выборку. Такая ситуация имеет место лишь тогда, когда элементы генеральной совокупности распределены в ней равномерно. В прикладной социологии широко применяются методы собственно случайного отбора, которые достигаются при помощи, например, такой операции: все элементы генеральной совокупности пофамильно или посредством кода (числового номера) заносятся на карточки. Последние перемешиваются в ящике, где и производится отбор нужного количества респондентов (участников социологического исследования). Важно, чтобы карточки были пе- ремешаны тщательно, сохраняя таким образом равновероятность отбора респондентов. Данный метод можно успешно применять только для генеральных совокупностей, насчитывающих не более 800 — 1000 единиц. При увеличении числа единиц этот метод становится весьма трудоемким, и тогда удобнее применять метод механической выборки. В общем виде принцип механической выборки заключается в том, что все элементы генеральной совокупности сводятся в единый список и из него через равные интервалы отбирается соответствующее число респондентов. Шаг отбора (А) определяется по формуле: где N — величина генеральной совокупности, an — величина выборочной совокупности. Отбор может осуществляться с начала или с конца алфавитного списка. В качестве таких списков для отбора респондентов успешно могут быть использованы карточки, бланки учета в отделах кадров, табели в цехах, карточки учета в общественных организациях, спортивных ведомствах и др. Достаточно удобный и точный метод — это метод серийной выборки. Если имеется возможность «разбить» генеральную совокупность на однородные части (серии) по заданному признаку, то отбор респондентов может быть осуществлен из каждой серии отдельно. При этом число отбираемых из серии респондентов пропорционально общему числу элементов в ней. На практике довольно часто приходится применять так называемый метод гнездовой выборки, предполагающий отбор в качестве единиц исследования не отдельных респондентов, а группы или коллективы с последующим сплошным опросом в отобранных группах. Например, из 200 групп, занимающихся спортом в спортивном обществе, в каждой из которых занимается по 15 человек, на основе случайной выборки отобрано 30 групп. В этом случае опросу подлежит 450 человек. Гнездовая выборка репрезентативна (представительна), если состав групп в максимальной степени схож. Списки или карточки в этом случае составляются только для групп, каждая из которых представляет целую единицу отбора. Наряду с вероятностными выборками в социологических исследованиях применяются также и целенаправленные выборки, к которым неприменимы правила теории вероятности. Они осуществляются при помощи следующих методов: стихийной выборки, основного массива и квотной выборки. Примером стихийной выборки служит почтовый опрос читателей журнала или газеты. В данном случае нельзя заранее предопределить структуру массива респондентов, возвративших анкеты. Это очень затрудняет оценку репрезентативности выборки, поэтому полученные выводы распространяются, как правило, лишь на опрошенную часть. Метод основного массива удобнее применять в разведывательных исследованиях, и он охватывает 60—70% представителей генеральной совокупности. Наиболее точным, широко применяемым, в частности в опросах общественного мнения, является метод квотной выборки. Его используют в тех случаях, когда до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Все данные о том или ином контрольном признаке выступают в качестве квоты, а их отдельные значения — параметров квоты. При квотной выборке респонденты отбираются интервьюерами целенаправленно, с соблюдением параметров квоты. Число признаков, данные о которых выбираются в качестве квот, как правило, не превышает четырех. При большем числе «фиксированных» признаков отбор респондентов становится чрезмерно трудоемким. По форме реализации выборки могут быть одноступенчатыми и многоступенчатыми. Методы, изложенные выше, представляют собой примеры одноступенчатых выборок. Многоступенчатые выборки осуществляются в несколько этапов путем применения на-каждом из них единого или различных методов. Определение объема выборочной совокупности требует такой величины выборки, которая, с одной стороны, должна быть статистически значимой, а с другой стороны, — экономной, т. е. в некотором смысле оптимальной. Математически доказано, что критерием оптимальности величины выборки являются числовые значения контрольных признаков элементов генеральной совокупности, а точнее — их дисперсия (разброс). Чем больше дисперсия, тем больший объем выборочной совокупности требуется. Когда информация о признаках элементов генеральной совокупности отсутствует, исключается возможность определения объема выборочной совокупности при помощи формул. В этом случае можно опереться на многолетний опыт социологов-практиков, свидетельствующий о том, что для пробных опросов достаточна выборка объемом 100—250 человек. При массовых опросах, если величина генеральной совокупности составляет менее 5000 человек, достаточный объем выборочной совокупности — не менее 500 человек, если же величина генеральной совокупности 5000 человек и более, то — 10% ее состава (но не больше 2000 — 2500 человек). Это гарантирует наиболее достоверные результаты исследования. Методы исследования. К основным методам сбора первичной социологической информации относятся: наблюдение, анализ документов, интервьюирование, анкетирование, экспертные оценки и метод социального эксперимента. Выборка - это метод исследования, когда из общей изучаемой (генеральной) совокупности однородных единиц отбирается некоторая его часть (выборочная совокупность), и только эта часть подвергается обследованию. Вопрос 58
|