![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Государственное бюджетное образовательное учреждениеСтр 1 из 7Следующая ⇒
Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт психологии, социологии и социальных отношений Кафедра социальной психологии
Ягупова Анастасия Олеговна
Деятельность социального педагога по преодолению подросткового одиночества
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА Направление – 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» Профиль подготовки: Психология и социальная педагогика (очная форма обучения)
Научный руководитель: профессор Иванов доктор педагогических наук, (подпись) Александр Владимирович
Рецензент: Решетина кандидат психологических наук, (подпись) Светлана Юрьевна доцент Зав. кафедрой: Шилова Тамара Алексеевна доктор психологических наук, (подпись) Евгения Сергеевна профессор Москва 2015 Содержание
стр. Введение…………………………………………………………………….......3 Глава I. Теоретические основы определения причин подросткового одиночества 1.1 Изучение феномена одиночества в философских исследованиях……6 1.2 Психолого-педагогические подходы к определению феномена одиночества…………………………………………………………………..14 1.3 Подростковое одиночество: сущность, причины, формы проявления.23 Глава II. Пути социально-педагогической работы по преодолению подросткового одиночества 2.1 Диагностический срез причин подросткового одиночества………..32 2.2. Методы и формы работы социального педагога по коррекции причин подросткового одиночества………………………………………………….45 Заключение……………………………………………………………………..64 Список литературы…………………………………………………………….68 Приложения
Введение Актуальность проблемы. Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются значительные исследования, изучающие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на развитие личности в те или иные периоды жизни человека. Однако в настоящее время не существует единого мнения о том, что же представляет собой феномен одиночества: беда или счастье, норма или патология. Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество или как единственно возможную основу человеческого бытия, или как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности или видят одиночество как социальную проблему, следствие развития современного общества. Наиболее полно в философской литературе проблема одиночества была рассмотрена в рамках философии экзистенциалистов (Ж. – П.Сартр, А. Камю, О.Ф. Больнов, Д. Юм, С. Кьеркегор и др.). Так, в теории Ж. – П. Сартра и А. Именно философам этой школы принадлежит описание одиночества как, исключительно, индивидуального состояния. Психологические исследования по проблеме переживания одиночества в зарубежной психологии представлены достаточно широко и получили серьезную научную разработку (Р. Вейс, Э. Пепло, Дж. Рисмен, К. Роджерс, Х.С. Салливан, К. Мустакас, Н.Ф. Фландерс, Дж. Эйсендорф и др.). В зарубежной психологии разработан ряд теоретических моделей одиночества, ставших уже традиционными. В отечественной психологии, в сравнении с западной, проблема одиночества, как самостоятельная, затрагивалась редко. Отдельные публикации появлялись лишь в последние десятилетия (И.С. Кон, Н.А. Николаева, О.Б. Долгинова и др.) В них можно заметить определенную общность с теоретическими моделями к данной проблеме зарубежных психологов. Главное, в них нет интонации тотального трагизма, свойственного психологической литературе по данной теме западных авторов, они имеют общий позитивный настрой, направленный на решение проблемы одиночества или изменение отношения к самому феномену. В общественном сознании одиночество обычно связывается со зрелостью и пожилым возрастом. И, тем не менее, эта проблема имеет огромное значение для педагогики и социальной педагогики, так как есть исследования, доказывающие, что не менее остро она стоит и в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте (И.М. Слободчиков, Н.А. Николаева, О.Б. Долгинова, Д.И. Фельдштейн, И.С. Кон, И.А. Петрушина и др.). Таким образом, большинство авторов подчеркивают двойственность характера переживания одиночества и его влияния на подростка: с одной стороны, оно обогащает внутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, с другой – может привести к различным поведенческим отклонениям, депрессии или даже суициду. Результаты исследований свидетельствуют, что дети, которые имели проблемы в общении со сверстниками, став взрослыми, испытывают значительные трудности в семейной и производственной жизни, они плохо адаптируются в новых трудовых коллективах и различных группах. (И.С. Полонский, Р.С. Вебе, И.С. Кон, Н.А. Рождественская, О.Б. Долгинова, И.М. Слободчиков и др.). Следовательно, данные свидетельствуют, что существуют серьезные негативные последствия одиночества, изолированности и отверженности детей как для самого человека, так и для общества. В течение долгого времени данные остаются достаточно стабильными, обогащаясь, прежде всего, за счет более глубокого анализа установленных ранее следствий. И, тем не менее, существенных сдвигов в практическом решении этой проблемы, к сожалению, не наблюдается. В течение многих лет она остается острой и актуальной, что и послужило причиной выбора темы исследования «Деятельность социального педагога по преодолению подросткового одиночества». Объектом исследования является феномен одиночества. Предметом исследования является социально-педагогическая коррекция подросткового одиночества. Целью исследования является изучение причин, влияющих на формирование подросткового одиночества и способов коррекции этой проблемы. Гипотеза исследования: подростковое одиночество может быть успешно преодолено в ходе социально-педагогической деятельности если: - усилия социального педагога будут направлены на развития навыков общения у подростков; - подросток будет включен в общественно-значимую совместную деятельность в образовательном учреждении; - будут использованы предложенные методические рекомендации по преодолению подросткового одиночества. Задачи исследования: 1. Проанализировать существующие в философской научной литературе подходы к изучению феномена одиночества. 2. Выявить психолого-педагогические причины и предпосылки подросткового одиночества. 3. Выявить формы и методы работы социального педагога, позволяющие корректировать негативные проявления подросткового одиночества. 4. Разработать рекомендации, направленные на преодоление одиночества в подростковом возрасте. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования; наблюдение; беседа; опрос; аналитическое сопоставление данных, полученных в ходе исследования. База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы " Школа № 1454 «Центр образования Тимирязевский" г. Москвы.
|