Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностический срез причин подросткового одиночества






Данное экспериментальное исследование состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Целью констатирующего этапа экспериментальной работы исследования являлся анализ состояния проблемы подросткового одиночества, проведение диагностического обследования учащихся с использованием специализированных диагностических методик, выявление разных причин подросткового одиночества у конкретных учащихся, а также определение направлений, методов и форм социально-педагогической работы для коррекции данной проблемы. На формирующем этапе экспериментального исследования осуществлялась комплексная работа с подростками, испытывающими состояние одиночества, включающая в себя организацию социальным педагогом общественно-полезной совместной школьной деятельности как фактора формирования сферы общения подростков, а также апробация программы специальных треннинговых упражнений для развития коммуникативных навыков учащихся, с целью преодоления проблемы одиночества. Контрольный этап данного экспериментального исследования включал в себя проведение контрольных диагностических методик, с целью выявления изменений, произошедших у подростков после проведенной коррекционно-развивающей работы, направленной на разрешение трудностей в коммуникативной сфере, на развитие навыков бесконфликтного, свободного общения у подростков, испытывающих чувство одиночества. Также, в контрольный этап экспериментального исследования входила оценка эффективности диагностических и коррекционных методик, использованных в социально-педагогической работе подростками, испытывающими чувство одиночества, составление рекомендаций.

Данное исследование проводилось на базе ГОУ СОШ №143 Северо-Западного административного округа города Москвы среди учащихся 9«А» класса. Общий состав учащихся насчитывает 26 человек, из которых 12 девочек и 14 мальчиков. Для выявления присутствия чувства одиночества среди подростков учащимся 9 «А» класса был предложен опросник, который заполнялся школьниками на большой перемене (см. приложение 1). Низкий уровень баллов, набранный по результатам опросника, указывает нам на наличие проблемы одиночества в подростковом возрасте.

По результатам опросника предварительно были выявлены учащиеся, которые испытывают чувство одиночества:

1. Миша Н. – низкий (15)

2. Лена О. – низкий (17)

3. Света Ш. – низкий (13)

4. Наташа З. – средний (29)

5. Никита Д. – низкий (19)

6. Коля П. – низкий (15)

7. Зураб К. – средний (29)

8. Саша У. – низкий (9)

9. Максим Н. – средний (27)

Далее, для подтверждения и уточнения результатов опросника нами была проведена проективная методика «Дерево», целью которой является выявление положения, с которым отождествляет себя подросток в классе, его ощущений и удовлетворенности своим положением, а также сравнение его реального и идеального положений (см. приложение 2). Согласно этой методике, ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получил лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Красным фломастером следовало обвести того человечка, который бы напоминал подростку себя, похож на него, отображал его настроение в школе (это поможет нам определить его реальное положение в классе). Затем, зеленым фломастером необходимо было отметить фигуру того человечка, которым бы хотел быть подросток и на чьем месте хотел бы находиться (соответственно этот выбор говорит нам о желаемом положении подростка). Мы сознательно не просили учащихся сразу подписывать на листе свою фамилию, чтобы это не повлияло на их выбор. Разумеется, особое внимание мы обратили на ответы вышеперечисленных учеников, набравших низкий балл по результатам опросника. Следует отметить, что эти подростки, в большинстве своем, действительно в качестве реального положения отметили достаточно отстраненные позиции (Миша – выбрал человечка №8, Лена, Света и Никита – красным фломастером обвели№21, Зураб – №4, Коля – №5, Наташа – №13, Саша – №7 и Максим, также как и Миша отметил – №8). При этом пятеро из них (Лена, Никита, Зураб, Наташа и Максим) и в качестве желаемого положения отметили те же или близкие к выбранным ранее позиции. Тогда как остальные четверо ребят (Миша, Света, Коля и Саша) на самом деле неудовлетворены своим реальным положением отстраненности, испытывают при этом негативные эмоции и желают видеть себя в классе на более высоком положении. Это очевидно из их выборов желаемого положения (Миша отметил №15, Света №11, Коля№20, Саша№18). Из беседы с самими подростками, классным руководителем 9«А» и несколькими учителями, ведущими в этом классе уроки, выяснилось, что все эти ребята действительно отстранены и даже изолированы от своих одноклассников, ведут себя обособленно, большинство из них не проявляет интереса к учебе, а также к общешкольным и классным мероприятиям. Но в случае с Леной, Никитой, Зурабом, Наташей и Максимом эта отстраненность достаточно естественна для них и одиночество является сознательно выбранным явлением. Все эти подростки являются неординарными, творческими личностями, одаренными в разных областях искусства, науки и спорта. Так, Лена и Максим проявляют серьезный интерес к музыке, Лена с детства занимается вокалом и даже поет в церковном хоре. Максим является участником одной из молодежных групп, играющих музыку рокового направления, сам пишет песни, все свободное время проводит на репетициях. Наташа является талантливой художницей, с детства ее работы участвуют в конкурсах, попадают на выставки. Как отмечают родители и одноклассники, Наташа очень романтичная и творческая личность, любит природу, во многих вещах, на которые другие люди порой не обращают внимание, видит что-то необычное, постоянно находится как бы «в своем мире», склонна к глубокому уходу в себя, но часто рассеянна, невнимательна, иногда несдержанна, случаются резкие перепады настроения. Что касается Зураба, то он серьезно увлекается спортом, занимается футболом уже более пяти лет, часто ездит на сборы и соревнования, и, как следствие пропускает школу, не успевает по предметам, из-за длительного отсутствия не успевает выстроить отношения с одноклассниками (в этой школе он учится только первый год). Тем не менее, не смотря на свою изолированность в классе, он не чувствует себя одиноким в жизни, отмечает устойчивость своего положения. Никиту же в полной мере можно отнести к категории одаренных детей. Он является круглым отличником, проявляет серьезный интерес к иностранным языкам и различным наукам (в особенности к химии и биологии), участвует и побеждает во многих школьных и городских олимпиадах. Безусловно, Никита, как и каждый одаренный ребенок, нуждается в социально-педагогической поддержке, но если говорить о его подростковом одиночестве и отчужденности в школьном классе, то – это скорее его естественное и комфортное состояние и в жизни, что отмечает он сам.

Наиболее серьезно проблема одиночества прослеживается у подростков, которые, как оказалось, по результатам диагностики, действительно ощущают глубокую отстраненность, отчужденность и изолированность от школьного коллектива. И это их действительно сильно тревожит, заставляет уходить в себя и испытывать чувство неудовлетворенности, неуверенности в себе. По результатам диагностической методики «Дерево» ни один из перечисленных учеников (Миша, Света, Коля и Саша) внутри не доволен своим реальным положением в классе и каждый из них нуждается в нормальных отношениях с одноклассниками, в дружеской поддержке. Из беседы с классным руководителем и одноклассниками можно сделать вывод, что у этих подростков действительно нет друзей в классе, они отчуждены, малообщительны, одиноки. Причиной тому являются неразвитые коммуникативные навыки, неумение входить в контакт, некоторая конфликтность и, в то же время, замкнутость. Эти учащиеся, застенчивы, молчаливы, испытывают негативное отношение к учебе. Наблюдение за подростками в процессе учебной и свободной от занятий деятельности показало, что они ведут себя пассивно, садятся за последние парты одни, редко пытаются вступать в контакт с одноклассниками на переменах, не включаются в процесс занятия, на уроках их ответы часто односложные, несогласованные и, как правило, не грамотно сформулированные, что вызывает насмешки со стороны одноклассников. Безусловно, это заставляет их испытывать дискомфортное состояние, мешает нормальной адаптации в классе, способствует замкнутости и закреплению чувства одиночества.

Таким образом, нам удалось выявить ряд учеников 9 «А» класса, по тем или иным причинам испытывающих чувство одиночества. Этих подростков можно условно разделить на две группы. В первую группу входят подростки, для которых чувство одиночества является естественным состоянием. Уединение сознательно выбрано ими для реализации их творческого потенциала, необходимо для развития их как личностей, и успешной самореализации. Ко второй группе относятся подростки, испытывающие гнетущее их одиночество вследствие своих личностных особенностей, главными из которых являются некоммуникабельность, отсутствие навыков общения, неумение выстраивать дружеские отношения, а также отставание в учебе и пассивное отношение к общешкольным и классным мероприятиям. Эти подростки нуждаются в серьезной помощи и поддержке педагогов, психологов и социальных педагогов, на этих учащихся, главным образом, и будет направлена наша социально-педагогическая работа по коррекции причин подросткового одиночества.

Далее, в рамках экспериментального исследования, для нас было важно проведение заранее спланированного сочинения на тему «Что такое одиночество» в 9 «А» классе, с целью изучения причин подросткового одиночества, по мнению самих подростков, а также отношения ребят к этой проблеме.

Следует отметить, что взгляд подростков на проблему одиночества несколько отличается от точки зрения исследователей. Можно выделить ряд личностных, социальных и ситуативных факторов, способствующих закреплению тенденции самоустранения и возникновению чувства одиночества. Причем приоритет отдается личностным факторам, таким как низкая самооценка, застенчивость, излишняя самокритичность, негативное самовосприятие, коммуникативная некомпетентность, а также некоторые особенности характера, например эгоизм, агрессивность и др.

К социальным факторам можно отнести социальное отторжение, то есть неприятие подростка группой сверстников, и отсутствие «своего» круга общения. Последнее может быть связано с переездом на новое место жительства, сменой школы, потерей близкого друга и т.п. С точки зрения подростков, основной причиной одиночества является социальное отторжение: около 25% написавших сочинение ребят, в том числе и те, у которых выявилась проблема одиночества, ответили, что одинокими становятся из-за других людей, так как «другие» не поняли, отвергли человека.

На втором месте по частоте упоминаний оказались черты характера (эгоизм, самовлюбленность и др.). Как причина одиночества эти качества были названы у 20% учеников класса. Около 13% видят причину одиночества в поведении и манере общения человека. Остальные же причины (застенчивость, неуверенность в себе, страх общения и неумение общаться) встречаются в 10% сочинений. Отсутствие круга общения, близких друзей и любимых как причину одиночества рассматривают только 13% подростков. На усталость от общения указано в 17% сочинений. И только 2% затруднились назвать причины, по которым подросток может стать одиноким. Полученные результаты мы расположили в виде диаграммы (диаграмма 1).

 

 

Диаграмма 1


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал