![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфика научного исследования в психологииСтр 1 из 2Следующая ⇒
Три уровня методологии в научном исследовании Специфика научного исследования в психологии Характеристика методов психологического исследования
Три уровня методологии в научном исследовании В современном научном знании термином «методология» обозначаются различные уровни научного подхода. 1. Общая методология - определенный философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Различные исследователи принимают различные философские системы в качестве общей методологии, на основе которой формулируются общие принципы исследования. 2. Частная (или специальная) методология - совокупность методологических принципов, принимаемых в данной области знания. Частная методология - это реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования. 3. Методология как совокупность конкретных методических приемов исследования. Данный уровень методологии обозначается термином «методика». Важно отметить, что конкретные методики, принимаемые в психологических исследованиях, не являются абсолютно независимыми от общих методологических принципов. Любые эксперименты и экспериментальные методики не могут рассматриваться изолированно от общей и специальной методологии. В то же время философские принципы в исследованиях не могут быть применены непосредственно. Они применяются через принципы частной (специальной) методологии. Специфика научного исследования в психологии Любое научное исследование: 1) имеет дело с конкретными объектами и эмпирическими данными, которые можно собрать средствами, имеющимися в распоряжении науки; 2) дифференцировано решает теоретические, эмпирические и практические задачи; 3) разграничивает установленные факты и гипотетические предположения в результате процедуры проверки гипотез; 4) объясняет факты и процессы и предсказывает их или их развитие. Названные черты можно свести к трем обязательным характеристикам научного исследования: - получение тщательно отобранных и собранных данных; - объединение их на основе определенных принципов; - проверка и использование этих принципов в прогнозах. Каждая из вышеназванных характеристик (черт) научного исследования имеет свою специфику. Первая специфическая проблема - это проблема эмпирических данных. В психологии могут быть: - данные о психологических явлениях и процессах; - данные о личностных особенностях и открытом поведении индивидов; - данные, характеризующие группу. Вторая особенность научного исследования - интеграция данных в принципы, построение гипотез и теорий. В психологических теориях отсутствует строгость как в теориях математики и логики. Поэтому важное место в исследовании занимает гипотеза. Гипотеза - это теоретическая форма знания. Но даже хорошая гипотеза в исследовании нуждается в теоретическом обобщении. Третья особенность - обязательная проверяемость гипотезы и построение на этой базе обоснованных предсказаний. Здесь, с одной стороны, психология как экспериментальная дисциплина подчиняется нормативам проверки гипотез, которые существуют в любой экспериментальной науке. С другой стороны, обладая чертами гуманитарной дисциплины, психология попадает в определенные затруднения. Спецификой психологического исследования является также проблема качества информации. Эта проблема решается: - путем обеспечения принципа репрезентативности; - путем проверки способа получения данных на надежность. Репрезентативность - это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы генеральной совокупности. Надежность информации достигается проверкой на надежность инструмента, посредством которого собираются данные. Для обеспечения надежности информации в каждом случае необходимо обеспечение как минимум трех характеристик: - обоснованности (валидности); - устойчивости; - точности. Обоснованность (валидность) инструмента - это способность измерять именно те характеристики объекта, которые и нужно измерить. Устойчивость информации - это ее качество быть однозначной, то есть при получении ее в разных ситуациях она должна быть идентичной. Это качество информации иногда называют «достоверностью». Способ проверки информации на устойчивость - это многократное повторении замеров. Точность информации выражается в чувствительности инструмента. Это степень приближения результатов измерения к истинному значению измеренной величины. Нарушения одной характеристики сводит на нет и другие, например, полученные данные могут быть обоснованными но неустойчивыми. В психологии такая ситуация может возникнуть, например, когда проводимый опрос является ситуативным, где определенную роль может сыграть время его проведения, в силу чего возникает дополнительный фактор, не проявляющийся в других ситуациях.
|