![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика методов психологического исследования ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Все методы, применяемые в психологических исследованиях, можно разделить на две большие группы: 1. Методы исследования. 2. Методы воздействия. Рассмотрим методы исследования. Методы исследования разделяются на методы: - сбора информации; - обработки информации; Наиболее часто в социальной психологии используют следующие способы сбора информации: - наблюдение; - опрос (бесед (интервью), анкета); - анализ документов; - тест; - эксперимент. Наблюдение - метод сбора информации путем намеренного, систематического и целенаправленного восприятия и регистрации психологических явлений в естественных и лабораторных условиях. Проблемой метода является объяснение и фиксация фактов и характеристик явлений исследователем. Это связано с: - уровнем опыта и квалификацией исследователя; - возможностью утраты нейтральности и объективности исследователем; - сокращенным изложением впечатлений; - упрощением истолкования и неверной реконструкцией событий. Еще одной проблемой метода является его трудоемкость и организационная сложность. Опрос - это метод получения информации со слов опрашиваемых. Во время опроса человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Среди видов опросов наиболее распространены: - анкетирование; - беседа (интервьюирование). Метод анкетирования - письменный опрос, при котором общение опосредуется анкетой. Беседа (интервьюирование) предусматривает устное обращение исследователя к испытуемым с вопросами. Содержание вопросов представляет изучаемую проблему. Проблемы метода: - возрастные или личностные ограничения, когда индивид не может дать словесный отчет о своих переживаниях, чувствах, объяснить предпочтения и действия; - сознательное или неосознанное искажение испытуемым информации; - сознательное или неосознанное искажение интерпретация содержания беседы. Главная проблема анкетирования и интервьюирование состоит в конструировании вопросника. Основное требование к вопроснику - соблюдение логики его построения. Вопросник должен позволить получить ту информацию, которая требуется по гипотезе и эта информация должна быть максимально надежной. Анализ документов - метод, позволяющий проводить анализ продуктов человеческой деятельности, в частности документов. Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на различных магнитных и электронных носителях. Проблема применения этого метода состоит в интерпретации документа исследователем. Для преодоления «субъективности» в интерпретации документа используют метод «контент-анализа» («анализ содержания») - это метод анализа, когда в тексте выделяют специальные «единицы» и подсчитывается частота их употреблений. Контент-анализ применяется при анализе большого объема информации. Тест – это краткое, стандартизированное испытание, в ходе которого испытуемый выполняет специально разработанное задание или отвечает на вопросы, которые отличаются от вопросов анкет и интервью, так как они носят косвенный характер. В психологии используются личностные и групповые тесты. Основной проблемой использования теста является определение нормативной (базовой) шкалы оценки при диагностике, что связано с многофакторной природой психологических явлений и их динамичностью. Эксперимент - один из основных исследовательских методов психологии. Его специфика заключается в создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Различают два основных вида эксперимента: - лабораторный; - естественный. Для обоих видов существуют общие правила: - произвольное введение экспериментатором независимых переменных, контроль за ними и за изменениями зависимых переменных; - обязательное выделение контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторыми эталонами. Методы воздействия это: - социально-психологический тренинг; - многочисленные методы социально-психологического консультирования и коррекции. Анатолий Лактионович Журавлев в 1990 году предложил следующую классификацию методов социально-психологического воздействия. Классификация социально-психологических методов воздействия
|