Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы финансового права.
5. Принципы финансового права.
Принципы финансового права — это начала, в которых проявляются объективные закономерности, тенденции и потребности общества, его главные устои. На основе принципов финансового права реализуются финансово-правовые нормы. Без принципов финансового права было бы трудно создавать адекватную социальным реальностям систему норм финансового права.
К наиболее важным принципам финансового права относятся:
законность; плановость; гласность; федерализм; самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления; взаимная ответственность государства и граждан в области финансовой деятельности. Законность можно определить как обязательное (неуклонное) исполнение требований финансовых законов и основанных на них подзаконных актов всеми субъектами финансового права: государственными и муниципальными органами власти, должностными лицами, предприятиями всех форм собственности, общественными организациями и гражданами.
В финансовом праве принцип законности проявляется в положении: соблюдать и исполнять финансовое законодательство должны все, но в первую очередь — сами финансовые органы и их должностные лица, участвующие в осуществлении финансовой деятельности государства. Именно от них, обладающих государственно-властными полномочиями, зависит решение большого числа финансовых вопросов (например, налогового характера), непосредственно затрагивающих положение широкого круга субъектов.
Важность планирования в процессе осуществления финансовой деятельности государства настолько велика, что многие авторы рассматривают плановость как принцип финансового права. И действительно, идет ли речь о денежных тратах одного человека или о бюджете семьи, тем более о доходах и расходах государства, все эти действия осуществляются по определенному плану.
Принцип плановости есть фундаментальный принцип финансового права, выражающийся в том, что финансовая деятельность любой структуры, как государственной, так и частной, осуществляется на основе финансового плана, учитывающего доходы и расходы на определенный период. Для субъекта РФ таким планом является бюджет региона; для бюджетного учреждения — смета доходов и расходов; для кредитного учреждения — кассовый план и т.д.
Принцип плановости входит в содержание всей финансовой деятельности государственных и муниципальных органов власти, государственных предприятий и учреждений.
Принцип гласности применительно к финансовому праву означает, что финансово-правовые акты, если при этом они еще затрагивают права и свободы граждан, должны быть официально опубликованы в целях доведения до всеобщего сведения. Процедура доведения до сведения всех граждан соответствующей финансово-правовой информации осуществляется с помощью периодической печати и телевидения. Принцип гласности также означает доступность финансово-правовых норм для населения. Научное изложение норм финансового права должно сочетаться с простотой и краткостью их изложения в нормативном акте.
Принцип финансового федерализма заключается в том, что каждый субъект РФ обладает правом иметь свой бюджет, причем по каждому бюджету издается законодательный акт.
Таким образом, в рамках РФ принимается не один государственный бюджет, а система государственных бюджетов, в которой особую роль играет бюджет федеральный, обеспечивающий общефедеральные интересы, а также интересы бюджетов всех уровней.
Бюджеты всех уровней самостоятельны, что обеспечивается правом независимого утверждения каждого из них соответствующими представительными органами и наличием собственных источников бюджетных средств.
Конституция РФ разграничивает предметы ведения между Российской Федерацией в целом и ее субъектами.
В ведении РФ находятся финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия; федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71 Конституции РФ).
К совместному ведению РФ и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ (ст. 72 Конституции РФ).
Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления - принцип финансового права, нашедший отражение в российском законодательстве, вполне согласуется с положениями Европейской хартии о местном самоуправлении 1985 г., где говорится: «Органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций».
В РФ органы местного самоуправления имеют право самостоятельно осуществлять финансовую деятельность, в частности, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Это право гарантировано ст. 130-133 Конституции РФ, законами субъектов РФ о местном самоуправлении.
Принцип взаимной ответственности государственных органов и граждан в области финансовой деятельности означает, что государство в лице уполномоченных государственных (муниципальных) органов власти и граждане взаимно ответственны в области финансовой деятельности, т.е. равны перед законом и одинаково несут юридическую ответственность за действия, не согласованные с законом.
Данный принцип предполагает, что органы государственной (муниципальной) власти и их должностные лица за совершенные правонарушения или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей в области финансовой деятельности несут соответствующую юридическую ответственность: дисциплинарную, финансовую, административную и уголовную.
|