Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура финансово-правовой нормы. Особенности финансово-правовых санкций.
10. Структура финансово-правовой нормы. Особенности финансово-правовых санкций. Финансово-правовые нормы — это исходные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли: Гипотеза - условия, при наличии которых норма действует и субъекту следует руководствоваться данной нормой. Гипотеза имеет место во всякой финансово-правовой, норме. Гипотеза является строго обязательным элементом любой правовой нормы, и без неё она не существует. " Движение" правовой нормы начинается с гипотезы. В гипотезе указываются юридические факты. Обычно в тексте правового акта она формулируется с использованием слова «если» и гораздо реже — с использованием слова «в случае». Если же эти слова отсутствуют, то они подразумеваются (п. 1 ст. 74 НК РФ). Диспозиция — указывает на вариант поведения, определяет права и обязанности сторон, при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой. Диспозиции финансово-правовых норм чаще всего объективируются через обязанности, которые должны исполнять соответствующие субъекты при наличии соответствующих условий, и гораздо реже — через права. Санкция — меры государственного принуждения, которые могут быть применены к субъектам, нарушающим диспозицию данной финансово-правовой нормы. Особенности финансово-правовой нормы проявляются главным образом через ее санкции. Во-первых, санкции финансово-правовой нормы имеют, как правило, денежный характер. Ими предусматривается пеня, штраф. Во-вторых, финансово-правовые санкции имеют правовосстановительный и карательный (штрафной) характер. К правовосстановительным санкциям относится пени, к карательным — штраф. Часто при нарушении финансово-правовых норм применяются одновременно правовосстановительные и карательные (штрафные) санкции. В-третьих, денежные средства, получаемые в результате применения санкций финансово-правовых норм, зачисляются в государственные и муниципальные денежные фонды: бюджеты, государственные и муниципальные внебюджетные фонды. Необходимо иметь в виду, что понятие «норма» - не синоним понятию «статья» соответствующего нормативного правового акта. Элементы финансово-правовой нормы могут размещаться в разных статьях финансово-правового акта. Например, ч.1 ст. 83 НК РФ содержит гипотезу (которая в формулировке опущена, но подразумевается) и диспозицию финансово-правовой нормы, определяющую порядок учета налогоплательщиков, а в ст. 116 НК РФ содержится санкция этой финансово-правовой нормы, так как в ней предусматривается ответственность за нарушения сроков постановки на учет в налоговом органе. Источник: https://www.webarhimed.ru/page-644.html © мой блог 11.Финансовые правоотношения: особенности, виды. Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами ФП общественные отношения, участники которых являются носителями юр. прав и обязанностей, реализующими содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию гос. и муниц. денежных фондов и доходов. Финансовые правоотношения подразделяются: По содержанию на: - материальные, через которые реализуются права и обязанности субъектов финансового права (они возникают на основании - материальных норм финансового права); процессуальные, в которых выражается юр-ская форма реализации материальных прав и обязанностей субъектов финансового права (они возникают на основании процессуальных норм). В зависимости от подотрасли, института финансового права на: правоотношения, возникающие в сфере гос. страхования, гос. кредитования, гос. финансирования; налоговые; финансовые правоотношения в области банковской деятельности; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения. По субъектному составу: ФПО с участием федер. органов РФ; органов власти субъектов РФ; ОМС. В зависимости от источников правовых норм, регулирующих ФПО: урегулированные нормами ФП; урегулированные нормами ФП и иных отраслей. Регулятивные и охранительные. Особенности финансовых правоотношений: 1) обязательным субъектом финансовых правоотношений является государство или муниципальное образование (государственный или муниципальный орган). При этом права и обязанности участников финансовых правоотношений четко определены нормативно-правовыми актами и не могут определяться соглашением сторон; 2) обязательным объектом финансовых правоотношений являются соответствующие денежные фонды, ФПО возникают в процессе планового образования, распределения и использования гос. денежных фондов и расходов; 3) разновидность имущественных отношений, имеющих публ. характер; 4) финансовые правоотношения имеют государственно-властный характер (императив); 5) возникают, изменяются и прекращаются только при наличии четко определенных в нормах условий/ юр.фактов.
12.Защита прав субъектов финансовых правоотношений. 12.Защита прав субъектов финансовых правоотношений.
Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке, что в настоящее время является общим правовым правилом. Естественно, что содержание их в области финансовых правоотношений имеет свои особенности. Нормативными финансово-правовыми актами федерального уровня предусмотрены следующие способы защиты прав субъектов финансовых правоотношений: президентский, административный, судебный, самозащита прав. Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере. Административный способ предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими уполномоченными государственными органами (помимо судебного разбирательства). Процессуальный порядок реализации административного способа защиты проще, решение жалобы основывается на общих правилах рассмотрения жалоб и заявлений органами власти и предусматривает в основном месячный срок рассмотрения, если иное не установлено законодательством. Этот порядок предполагает упрощенное производство и вынесение решения по жалобе. Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения в данной области к органам государства и местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям. Широкая сфера его применения в этом случае вызвана необходимостью оперативных действий в области финансов. Административный порядок в ряде случаев допускает обращение впоследствии за защитой в суд либо предоставляется альтернативный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений. В целях предотвращения финансово-правовых конфликтов государство предоставляет физическим лицам и организациям право на самозащиту своих прав, которое наиболее распространено в налоговом праве. В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц. Неправомерность названных актов или требований заключается в их несоответствии НК РФ или иным федеральным законам. По сравнению с организациями физические лица имеют больший выбор прав на обжалование актов налоговых и иных государственных органов, неправомерных действий (бездействия) их должностных лиц. Кроме других прав физическим лицам предоставляется возможность обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному по правам человека, имеют право направлять заявления по вопросам защиты своих нарушенных прав в Европейский суд по правам человека. Рассмотренные меры защиты нарушенных прав субъектов финансового права позволяют, с одной стороны, обеспечить защиту их прав и законных интересов от неправомерных действий органов государства, органов местного самоуправления или финансовых органов, а с другой — обеспечить финансовые интересы государства и муниципальных образований.
|