Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство и право Арабского халифата






Возникновение Халифата. В VII веке у арабских племен, проживавших на Аравийском полуострове, началось разложение родоплеменных отношений. Лучшие земли захватили шейхи (главы племен) и саиды (племенные старейшины). Наиболее богатые получили право занимать общественные должности. Между племенами существовали постоянные войны, отчего больше всех страдали простые люди. В обстановке кризиса идеология общественного движения приобрела религиозную форму.

Возникновение ислама связано с именем Мухаммеда (ок. 570—632), который провозгласил арабов единым народом независимо от их племенного происхождения. Первыми идеи ислама приняли бедняки и движение носило народный характер, но к 20—30 гг. VIJ века завершилось оформление мусульманской религиозной общины во главе с Мухаммедом. После его смерти арабы стали выбирать новых единоличных вождей мусульман — халифов («заместителей пророка») В VII—VIII вв. арабы завоевали новое большое пространство и образовали Арабский Халифат.

Общественный строй. Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его преемниках, на посту верховного главы мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и сподвижники (родоплеменная и купеческая знать) консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать новых единоличных вождей мусульман — халифов («заместителей пророка»).

Под их руководством в VII—VIII вв. были завоеваны огромные территории, включая Ближний и Средний Восток, Северную Африку и некоторые другие районы. Одним из важных стимулов движения арабов на новые земли явилась относительная перенаселенность Аравии. Коренные жители завоеванных земель почти не оказывали сопротивления пришельцам, так как до этого находились под игом других государств, нещадно их эксплуатировавших, и не были заинтересованы в защите старых господ и их порядков.

В итоге на завоеванных землях возникло новое большое государство — Арабский Халифат. В его состав вошла и Аравия.

Государственный строй. Для него характерна централизация государственного аппарата.

Халифу принадлежала высшая духовная и светская власть. Постепенно власть Халифа стала наследственной. Центральными органами управления являлись ведомства (диваны):

1) диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска. Под его контролем работали чиновники, составлявшие списки ополченцев и наемников, а также определявшие размеры оплаты и земельных пожалований за службу;

2), диван-ал-харадж, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну;

3) диван-ал-барид, занимавшийся дорогами и почтой, руководивший строительством дорог, колодцев и т. д. Являясь фактически единственной организацией, способной весьма быстро обеспечить передачу информации, это ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения. Это определяло его значимость. Чиновники почты не подчинялись должностным лицам в провинциях.

Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Среди них первое место принадлежало везиру (или визирю). Опираясь на поддержку знати, везиры постепенно сосредоточили в своих руках управление и тем самым оттеснили в определенной мере халифов от реальной власти.

Халиф назначал всех высших чиновников, среди которых центральное место принадлежало визирю. Халифат был разделен на провинции, которыми управляли эмиры, подчиненные лишь халифу. В VIII—IX вв.

В конце VIII в. наметились новые тенденции в развитии арабского государства. Местная знать, укрепившись в завоеванных странах, потеряла заинтересованность в единстве Халифата. К этому времени эмиры получили возможность создавать свое войско, в ряде районов весьма многочисленное, удерживать в свою пользу налоговые платежи.

Основные черты права Халифата. С возникновением Халифата возникло и его право — шариат («надлежащий путь»). Право выступало как часть религии. Основные источники права: Коран — главная священная книга ислама, для которой характеры религиозно-моральные установки. Сунна — сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда. Иджма — решения авторитетных мусульманских правоведов. Фетва — письменные заключения религиозных авторитетов.

В праве Халифата урегулированы отношения собственности. Так, выделялись несколько правовых земельных статусов:

1. Хиджаз — земли, где, по преданию жил Мухаммед. С проживающих там мусульман взималась десятина.

2. Вакуф — земли, переданные мечетям на религиозные цели. Эти земли были неотчуждаемыми.

3. Мульк -- земли, обладатели которых отождествлялись с частными.

4. Икта — временные пожалования земли вместе с крестьянами на ней за службу.

Судопроизводство. Мухаммед и назначенные им управители территорий сами рассматривали судебные дела. Позже суд стали вершить знатоки шариата, которые составили группу профессиональных судей — кадиев. Кади решения выносил единолично и не был связан определенным порядком судопроизводства. Кади также осуществлял надзор: передачей наследства, установлением опеки и рассматривал многие другие дела.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал