Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственно-правовая система Англии 18- нач.19 в.в.






Важнейшей особенностью английской конституции было то, что она не представляет собой единого законодательного акта. Наряду с отдельными писаными законами ее важнейшую часть составляют неписаные условные правила, утвердившиеся как " конституционный прецедент". Наиболее важными из утвердившихся в XVIII веке были: непосещение королем заседаний кабинета министров; формирование правительства из партии, победившей на выборах; коллегиальная ответственность кабинета министров; отказ короля от права вето.

Развитие органов государственной власти Англии этого периода идет по двум направлениям: возвышение роли парламента и становление кабинета министров. К концу XVIII века парламент сосредотачивает в своих руках контроль не только за законодательной, но и за исполнительной властью, а английский кабинет министров становится обособленным от короля высшим органом управления, состоящим из основных должностных лиц государства - лидеров парламентского большинства и коллективно ответственных перед парламентом. Такое правительство стало именоваться ответственным правительством и является отличительным признаком парламентской системы, сложившейся в Англии к концу XVIII века.

Основными направлениями эволюции политической системы Англии в XIX веке были проведение избирательных реформ, становление двухпартийной политической системы, возвышение исполнительной власти.

В ходе проведения избирательных реформ произошла окончательная перестройка двух основных политических партий. Возникшие еще в XVIII в. как две политические группировки в парламенте виги и тори, выражавшие интересы соответственно торгово-промышленной буржуазии и крупных землевладельцев и финансовой буржуазии, в XIX в. сформировались как две политические партии: либеральная и консервативная. Эти партии находились у власти попеременно в течение всего XIX в. Но во второй половине девятнадцатого столетия в связи с изменениями в экономической и социальной структуре Англии консервативная партия постепенно превращается в политическую партию крупной промышленной и финансовой буржуазии. Либеральная партия, ориентирующаяся на средние слои, постепенно теряет свою социальную базу и политическое влияние.

25. Государственно-правовая система Англии в 19-нач.20 в.в. Основными направлениями эволюции политической системы Англии в XIX веке были проведение избирательных реформ, становление двухпартийной политической системы, возвышение исполнительной власти. Основное содержание избирательных реформ 1832, 1867, 1884-1887 гг. заключалось в снижении избирательного ценза (имущественного и возрастного), перераспределение избирательных округов в соответствии с численностью населения и ликвидация " гнилых местечек", введение тайного голосования. В ходе проведения избирательных реформ произошла окончательная перестройка двух основных политических партий. Возникшие еще в XVIII в. как две политические группировки в парламенте виги и тори, выражавшие интересы соответственно торгово-промышленной буржуазии и крупных землевладельцев и финансовой буржуазии, в XIX в. сформировались как две политические партии: либеральная и консервативная. Эти партии находились у власти попеременно в течение всего XIX в. Но во второй половине девятнадцатого столетия в связи с изменениями в экономической и социальной структуре Англии консервативная партия постепенно превращается в политическую партию крупной промышленной и финансовой буржуазии. Либеральная партия, ориентирующаяся на средние слои, постепенно теряет свою социальную базу и политическое влияние.

В 1906 г. на базе возросшего рабочего движения была образована лейбористская партия. Ее основу составили английские тред-юнионы (профсоюзы) и некоторые другие рабочие организации. Вскоре она превратилась в серьезную политическую силу, конкурирующую с либеральной и консервативной партиями.

Важной мерой усиления роли правительства было и принятие в 1911 г. Акта о парламенте, ограничивающего полномочия палаты лордов. По новому положению для финансовых биллей согласия палаты лордов не требовалось, для нефинансовых в случае трехкратного отклонения законопроекта на протяжении двух лет он становился законом и без одобрения палаты лордов.

Во второй половине XIX века в Англии была проведена реформа местного самоуправления, в ходе которой были созданы однотипные представительные органы в городах и графствах, а реальная власть перешла из рук аристократии к буржуазии. все высшие суды, созданные еще при феодализме, были объединены в единый Верховный суд, состоявший из Высокого суда и Апелляционного суда по гражданским делам.Основными источниками права в Англии и после революции остались традиционные конструкции " общего права" и права справедливости, а также закон. важнейший институт гражданского права - право собственности - сохранил средневековое деление на " реальную" и " персональную" (личную) собственность. К реальной собственности относились земли, растения, здания, документы, дающие право на все вышеперечисленное. К личной собственности помимо личных вещей относились и права на иски (напр., авторское право, патентное и т.д.). В семейном праве долгое время сохранялся церковный брак, нос 1836 г. существует и гражданская форма брака. Форма брака выбиралась по соглашению супругов. В семье юридическое главенство принадлежало мужу. Он имел право " надзора" и " умеренного наказания" жены, распоряжения имуществом. До 1857 г. развода не существовало. Наследование могло осуществляться по закону и по завещанию. В Англии существовала полная свобода завещаний. При наследовании по закону земля переходила к старшему сыну на праве майората. В уголовном праве длительное время сохранялась феодальная трехчленная структура преступлений: тризн (измена), фелония (тяжкое уголовное преступление), мисдиминор (проступок). во второй половине XIX века начинается активная гуманизация уголовного права. Показания обвиняемых стали рассматриваться судом. В 1907 г. вводится условное осуждение. Одновременно с развитием буржуазного права в Англии шло становление и колониального права. Еще на начальных этапах колониальных захватов сформировалась судебная доктрина, согласно которой англичанин, отправляясь за границу, " берет с собой" и английское право, а в случае заселения колонизуемых земель там действует английское право. Таким образом, в колониях вводились прецедентное " право справедливости" и " общее" право. В дальнейшем образуется сообщество национальных систем права, объединенных внешними юридическими признаками, которое получило название англосаксонской системы права. К ее характерным признакам можно отнести традиционную архаичность форм, превалирование судебного прецедента как источника права, отсутствие кодификации и деления права на частное и публичное.

26. Государственно-правовая система США во 2-ой пол.18-нач.19 в.в.

В конце XVIII — начале XIX в. в США возникли предпосылки для промышленного переворота. Он имел здесь существенные особенности. особенностью промышленного переворота США был его неравномерный характер. В первой половине XIX в. он локализовался главным образом в северо-восточных штатах. Промышленный переворот начался в хлопчатобумажной и шерстоткацкой отраслях. С конца XVIII в. важнейшим элементом политической жизни США явилось попеременное господство двух партий. О партиях ничего не говорилось в конституции, но они оказались необходимыми для защиты интересов пришедшего к власти буржуазно-плантаторского блока и бесперебойного функционирования государственного механизма.

Важнейшей чертой в деятельности партий было постепенное складывание механизма двухпартийной системы. В период «свободного» капитализма общей платформой согласия партий было признание основ существующих буржуазных отношений и принципов конституции 1787 г. Расхождения между буржуазными партиями в этот период определялись в значительной мере различием интересов развития капитализма «вширь» и «вглубь», аграрного и торгово-промышленного развития; Первые национальные политические партии федералистов и республиканцев, господствовавшие в 1790—1810 гг., сменила однопартийная «эра доброго согласия», а во второй четверти XIX в. конституировалась двухпартийная система «виги — демократы»..Первое десятилетие существования США под «новой кровлей», под эгидой конституции 1787 г., стало временем политического господства федералистов. Они представляли интересы торгово-мануфактурной и финансовой буржуазии, позиции которой были прочны прежде всего в штатах Новой Англии. Первым президентом США стал в 1789 г. Джордж Вашингтон. Хотя он утверждал, что является противником партий, фактически его симпатии были полностью на стороне федералистов. Ключевой фигурой кабинета Вашингтона стал министр финансов А. Гамильтон. Человек консервативных политических взглядов и выдающейся энергии, он сформулировал и проводил в жизнь экономическую политику молодого буржуазного государства — США. В 1791 г. по инициативе Гамильтона был основан Национальный банк. Его задачей было кредитовать государственное и частное предпринимательство. Он получил также право выпуска бумажных денег для всей страны. В нем приняли активное участие крупные финансисты, широко был привлечен и английский капитал. Гамильтон выдвинул программу поощрения промышленности и торговли на основе введения охранительных тарифов, улучшения путей сообщения и т. д. Важнейшим периодом была так называемая эра Джексона — время двухкратного пребывания демократа генерала Э. Джексона на посту президента (1829— 1837).Джексон весьма успешно лавировал среди разнородных политических сил. При Джексоне был проведен ряд реформ: отменено заключение в тюрьмы за долги, отменена обязательная служба в милиции, на государственных предприятиях введен 10-часовой рабочий день. Большое значение имело развитие системы бесплатных общественных школ, которое привело к значительному росту грамотности. Демократизирована была партийно-политическая система: устранение имущественного ценза резко расширило контингент избирателей, кандидаты на президентских выборах начали выдвигаться не партийными фракциями конгресса, а партийными съездами. Все эти реформы привели к расширению буржуазной демократии в США. Однако «Джексо-новская демократия» не была дарована сверху, она прежде всего плод народных движений, набиравших силу в этот период. Важнейшую роль сыграли рост рабочего движения и возросшая политическая активность фермерских масс.

27. Государственно-правовая система США В 19-нач.20 в.в. После провозглашения независимости, несмотря на сильные антианглийские настроения, принцип правового континуитета взял верх и прецедентное право сохранило свое действие уже в правовых системах штатов. Еще во время становления американской государственности английское право получило официальное признание в каждом из штатов.Важным этапом в развитии законодательства стало принятие писаных конституций в штатах и федеральной Конституции в 1787 г. На 6aзе Конституции США 1787 г. в XIX—XX вв. сложился своеобразный правовой институт (судебный конституционный контроль). Этот институт имел своим результатом не только толкование конституционных положений Верховным судом США, но и признание большого числа законов штатов и Конгресса неконституционными, а поэтому недействительными, т. е. не имеющими юридической силы. Доктрины Верховного суда (прецеденты толкования) повлияли существенным образом на содержание как действующей Конституции США, так и текущего законодательства. Многие понятия конституционного законодательства (“междуштатная торговля”, “полицейская власть”, “совпадающая юрисдикция” и т. д.) были введены в конституционный и законодательный оборот не Конгрессом или легислатурами штатов, а Верховным судом США. В XX в. проявилась потребность проведения кодификационных работ и в сфере федерального права. В 1909 г. был принят федеральный Уголовный кодекс, который охватил сравнительно узкий круг вопросов, отнесенных Конституцией США к ведению федерации (государственная измена, подделка валюты, пиратство и некоторые другие).

28. Государственно-правовая система Германии в 19-нач. 20 в.в. Рейнский союз. К началу XIX в. Германия все еще оставалась, хотя и номинально, " Священной Римской империей германской нации", числившей в своем составе более 300 государств. Большинство из них было и малоземельным и малочисленным по населению, так что путешественник менял " государства" каждый раз, когда ему меняли лошадей. Опоздав с промышленным переворотом чуть ли не на два столетия, Германия получила возможность создать собственные производственные мощности уже в " готовом виде". Однако настоящий промышленный переворот в Германии отмечен не ранее второй половины XIX в., и особенно после объединения страны. объединение Германии, будучи событием чисто политическим (государственным), придало немецкой экономике столь значительный импульс, что Германия в короткий срок стала самой мощной европейской державой. Быстрый рост численности рабочего класса выдвигал его как новую политическую силу, организационным центром которой стала социал-демократическая партия. Отклонив революционный призыв к захвату власти, социал-демократы, как зафиксировано в их Готской программе, принятой на съезде в г. Готе в 1875 г., ставили своей задачей борьбу за парламент, а в самом парламенте -- за законы, улучшающие положение рабочего класса, борьбу за новое социальное законодательство. История социал-демократической партии рассматриваемого времени свидетельствует о неуклонном росте влияния партии среди рабочих.Ответом правительства Бисмарка на усиление влияния социал-демократов стал так называемый исключительный закон против социалистов, который обрушил на них репрессии, затронувшие саму организацию партии, ее прессу, созданные партией союзы и общества. Бисмарк провел через рейхстаг серию законов, в некоторой степени улучшавших положение трудящихся. К ним относятся законы 80-х годов о социальном обеспечении по болезни, по старости и при несчастном случае. Наиболее видные теоретики этого времени -- К. Каутский и Э. Бернштейн. В явном противоречии с Марксом Бернштейн считал, что буржуазное экономическое и социальное развитие в XX в. будет таким, что экономические катастрофы, классовая борьба отойдут в прошлое, развитие демократических институтов вовлечет рабочих в управление обществом и государством, станет могущественным " средний класс" с относительно высоким жизненным уровнем и т. д. Все это сделает ненужными и классовую борьбу, и пролетарскую революцию. германская социал-демократия помогала буржуазному правительству Германии в ведении мировой войны 1914--1918 гг. После войны социал-демократы, находясь у власти (правительство Эберта), содействовали становлению нового конституционного строя Германии, основанного на Веймарской конституции 1919 г. С приходом к власти Гитлера (1933 г.) социал-демократическая партия была запрещена и подверглась репрессиям.

29. Государственно-правовая система Японии во 2-ой пол. 19-нач. 20 в.в. Особенностью развития Японского государства является то, что оно довольно поздно встало на путь капиталистического развития. В XIX в. феодальные отношения вступают в полосу разложения, совершается процесс первоначального накопления капитала, возникают крупные состояния. Вместе с ростом капиталистических отношений началось конституционное развитие Японии. Во второй половине 70-х и начале 80-х годов XIX в. развернулось движение " за свободу и народные права", в котором участвовали либеральные слои правящих классов и демократические круги японского общества. В конце 60-х годов XIX в. в Японии свершилась буржуазная революция. Она известна под названием " революции Мейдзи". После революции идет бурное развитие капитализма в стране. За короткий срок Япония становится сильной империалистической державой, вместе с тем феодальные пережитки сохраняются в ее экономике и в начале ХХ века. Конституция 1889г. юридически утвердила статус императора как главы государства, наделенного очень широкими полномочиями. В области внутригосударственных нововведений наиболее важной была реорганизация на европейских началах судебной системы. По закону 1890г. учреждаются единые по всей стране суды. Был установлен принцип несменяемости судей. Одновременно конкретизировался статус прокуратуры, расширялись ее правомочия. Возникновение первой буржуазной политической партии в Японии относится к 1881 г. Она была названа " дзиюто ", что означает " либеральная партия".Членами ее могли стать депутаты парламента, чиновники местных органов власти, главы торговых палат, председатели акционерных обществ с капиталом не ниже 50 тыс. иен, директора банков, капитал которых превышает 100 тыс. иен, адвокаты, крупные налогоплательщики. Особенности японского империализма начала ХХ в.

1. Высокая степень концентрации капитала.при высокой степени концентрации и централизации капитала сохраняется полуфеодальный строй в сельском хозяйстве и сильные пережитки феодализма в промышленности. Следствием этого была низкая покупательная способность внутреннего рынка.

2. В сельском хозяйстве до аграрной реформы 1954г. крестьяне арендовали землю у помещиков. Эта аренда была сопряжена с повинностями феодального характера

.3. В промышленности система " свободного договора" между предпринимателем и рабочими сосуществовала с типично феодальной покупкой и закрепощением работника. Наряду с крупнейшими монополиями, действовала система мелких, кустарных предприятий с подмастерьями и учениками, не получающими зарплаты.

4. В области государственного управления действовал союз между крупными монополиями и военно-феодальными элементами.

30. Государственно-правовая система Франции на 1-ом и 2-ом этапах Великой Французской революции.

Конституционный (1789-1792) характер-ка: 14 июля 1789 – взятие Бастилии – оплота абсолютизма и тирании

26 августа 1789 – «Декларация прав человека и гражданина» 1791 – Конституция (Мирабо и Лафайет); 1789-1791 – Учредительное собрание: Отмена сословного деления, феодальных повинностей крестьян и привилегий дворян, ликвидация внутренних пошлин и свобода торговли, католическая церковь подотчётна государству, запрещение церковной регистрации актов рождения, брака и смерти, отмена церковной десятины, конфискация всех церковных земель; Создание политических клубов:

1)Якобинский – сторонники республики и радикальных преобразований в обществе во главе с Робеспьером;

2)Монтаньяры – радикальные якобинцы, выражавшие интересы мелкой буржуазии и выступавшие за ликвидацию монархии;

3)Кордильеры – сторонники избирательного права и радикальных политических реформ: Дантон, Марат, Демулен, Эбер;

4) Фейяны – умеренные конституционалисты, которые считали революцию законченной, интересы торгово-промышленной буржуазии: Мирабо, Лафайет, Бриссо, Кондорсе итоги: Принятие важнейшего документа, «Декларация прав человека и гражданина» (важнейшие права и свободы личности – основа гражданского общества), составленного в духе Просвещения: свободы и права человека от рождения, политическая власть защищает их, основа власти – народ, закон равный для всех, всё что не воспрещено законом, всё дозволено. Отмена сословий и всех феодальных привилегий и феодальных повинностей.

Жирондистский (1792-1793)характер-ка: Депутаты департамента Жиронда возглавили революцию и попытались остановить её. Лидеры: Бранав, Лафайет, Бриссо и Кондорсе.

Объявление войны Австрии – начало длительных революционных войн. Гимн «Марсельеза» и лозунг «Отечество в опасности». 22 сентября 1792 г. – Конвент (парламент) – упразднение монархии и образование республики. Январь 1793 г. Людовик 16 был казнён по приказу Конвента. Начало массовых казней контрреволюционеров итоги: Установление республики, казнь монарха и начало массовых репрессий

31. Государственно-правовая система Франции в период Якобинской диктатуры Якобинская диктатура (1793-1794) характер-ка: В июне 1793 г. якобинцы свергли правительство жирондистов и установили свою диктатуру (Робеспьер, Марат, Дантон, Эбер, Демулен, Сен-Жюст). Введения якобинцев: Новый календарь; Новые культы; Ликвидация всех феодальных пережитков, запрет на спекуляцию;

1793 – новая Конституция – признание всех прав граждан. Начало массового террора против инакомыслящих и массовые казни; 27 июля 1794 – термидорианский переворот (свержение диктатуры и завершение республики). Отмена многих завоеваний революции, по всей стране – народные бунты. Новый орган управления – Конвент – новая Конституция, защищавшая интересы собственников, отмена всеобщего избирательного права и введение принципа разделения властей;

итоги: Установление диктатуры и массовые казни не смогли сдержать народ и не решили проблем, поэтому революция потерпела поражение. Но сохранились основные достижения революции: буржуазные порядки, права и свободы граждан, разделение властей.

32. Государственно-правовая система Франции в период директории и консульства. Режим Директории(1794- 1799)характер-ка: Ликвидация многих революционных завоеваний, восстановление частной собственности, подавление мятежей, назначение Наполеона Бонапарта главнокомандующим французской армии, победы над антифранцузской коалиций. Во главе – 5 директоров, назначаемые Конвентом; итоги: Сведение на нет всех достижений революции. Были попытки заговора – Бабёф –сторонник коммунизма и уравнительного раздела имущества богачей. Казнён. Консульство(1799-1804)характер-ка: Наполеон ликвидировал директорию и передал всю власть трём консулам, став первым из них. Проведение реформ: экономических и политических, в интересах частных собственников, ликвидация всех органов местного самоуправления и выборных должностей в государстве

33. Государственно-правовая система Франции в период империи Наполеона. Основным стержнем новой конституционной системы становилось правительство в виде коллегии трех консулов. Однако оно не являлось коллегиальным органом, так как первый консул обладал исключительными полномочиями. Консулы избирались на 10 лет и имели право на повторное избрание. Эти должности закреплялись за конкретными лицами: первого консула – за Бонапартом, второго – за Комбасересом (бывшим министром юстиции), третьего – за Лебреном (бывшим членом комиссии Совета старейшин). Статья 41-я законодательно закрепила преимущества первого консула империи. Только он мог обнародовать законы, назначать и отзывать министров, внешних представителей, командующих армией, судей без права отстранения их от должности. Второй и третий консулы имели лишь право совещательного голоса. Законодательный процесс теперь осуществлялся рядом органов, что способствовало ослаблению потенциальной оппозиции со стороны законодательной власти. Как органы законодательной власти учреждались Государственный совет, Трибунал, Законодательный корпус и Охранительный сенат. Наполеон включил в госаппарат и католическую церковь. Государство взяло священников на свое содержание, а они присягали на верность первому консулу, а затем императору французов. Французская армия была превращена из национальной в корпоративную. С 1800 г. введена система найма людей для службы в армии вместо богатых и знатных (уклонение от налога кровью). В конституционном плане режим бонапартизма характеризуется свертыванием роли республиканских учреждений власти и переходом к централизованному управлению с опорой на громадные отряды гражданских, военных и полицейских чиновников. Наполеон Бонапарт уделял особое внимание разработке гражданско-правовой кодификации, рассматривая ее в качестве эффективного средства укрепления единоличной власти. В эпоху правления Наполеона был принят новый Гражданский кодекс, который фактически стал памятником права Нового времени. В основу кодекса была положена институционная система, восходившая к «Институциям» Юстиниана. Кодекс был составлен из трех книг. Первая включала статьи о гражданстве, актах гражданского состояния, семейном и опекунском праве. Вторая регулировала отношения собственности, а третья – способы приобретения собственнических прав, включая наследственное право и различные виды обязательств.

34. Государственно-правовая система Франции в период легитимной монархии и «народной монархии» (1814-1848). Легитимная монархия.

После вступления союзных войск в Париж состоялось совещание о восстановлении монархии. Глава временного правительства Талейран предложил вернуть легитимную монархию Бурбонов. Восстанавливалась легитимная монархия. Особа короля провозглашалась " священной и неприкосновенной". Прерогативы короля были больше, чем по конституции 1791 г.: ему принадлежала вся полнота исполнительной власти, он обладал правом назначения на все должности в государственном аппарате, армии, полиции, суде; правом законодательной инициативы и издания указов. Законопроект, принятый парламентом, вступал в силу лишь после утверждения королем. Отвергнутый им законопроект не мог быть представлен вторично той же сессии парламента. Парламент состоял из двух палат: пэров и депутатов.В Хартии утверждалась свобода совести и признавалась законность продажи национальных имуществ. После поражения Наполеона при Ватерлоо Людовик XVIII снова вступил на престол. Были проведены репрессии по отношению к бонапартистам, но соблюдались основные положения Хартии. В стране происходил рост влияния буржуазии, но власть находилась в руках старой феодальной аристократии, хотя их собственность уже носила буржуазный характер. С начала 1820-х гг. усилилось влияние на государственную политику наиболее реакционной части дворян и духовенства, которые не хотели приспособиться к новым условиям и помышляли о возвращении к старым порядкам. Были приняты законы о суровых преследованиях за посягательства на предметы религиозного культа (либералы окрестили его «достойным XV века»). Бывшим эмигрантам предполагалось выплатить огромные компенсации, для них создавались специальные майоратные латифундии. Это вызвало нарастание общественной оппозиции, поддерживаемой мощными кругами финансистов, недовольных внешней политикой монархии. Новое аграрное законодательство 1827 г. спровоцировало крестьянские волнения. Нарастание либеральной оппозиции вызвало ответные меры правительства.Результатом Июльской революции 1830 г. было обновление уклада парламентской монархии в сторону политической либерализации. Это выразилось не только в законодательном режиме (ограничены права католического духовенства, сокращены выплаты компенсаций эмигрантам, отменена цензура печати, возрождено было местное самоуправление, принимались покровительственные меры для развития финансового и промышленного предпринимательства), но и в обновлении конституционного строя. 14 августа 1830 г. была опубликована обновленная Хартия. В ней содержалась Декларация гражданских прав, провозглашалась «народная монархия». Ограничивались права короля, в частности в отношении возможности приостановления законов. Отменялся официальный католицизм. Организация парламентской власти в основном была сохранена. Согласно Хартии 1830 г. создавалась новая политическая сила — Национальная гвардия. В годы Июльской монархии Франция сделала следующий важный шаг в развитии парламентаризма: правительство стало составляться по воле большинства депутатов парламента.

35. Государственно-правовая система Франции в период 2-ой республики и 2-ой империи (1848-1870). 23 февраля 1848 г. в Париже прошла демонстрация протеста, которая вылилась в столкновение с войсками. Это вызвало восстание и штурм королевского дворца, Луи Филипп был вынужден отречься от престола и бежал из страны. Было создано Временное правительство, которое провело ряд мероприятий, в ряду которых: освобождение политзаключенных, роспуск парламента, отмена дворянских титулов, введение всеобщего избирательного права для мужчин с 21 года, отмена рабства во французских колониях, упраздение денежного залога для печати, сокращение рабочего дня (до 10 часов в Париже) и др. Главной задачей Временного правительства была подготовка выборов в Учредительное собрание 4 ноября приняло Конституцию Второй Республики (1848 г.). В преамбуле определялись политические и гражданские свободы, говорилось о праве на труд, бесплатное первоначальное обучение, профессиональное образование, подчеркивалось равенство между хозяевами и рабочими, констатировалось недопущение произвольного лишения свободы, исключительных судов, смертной казни, цензуры. Основными принципами государственного строя провозлашались республиканская форма правления, разделение властей и представительное правление. Законодательная власть вверялась однопалатному Законодательному собранию, избираемому на 3 года на основе всеобщего избирательного права для мужчин старше 21 года. Досрочный роспуск парламента был возможен только по его собственному решению. Собранию предоставлялось исключительное право принятия законов. Разработкой законопроектов и надзором над законодательством занимался Государственный Совет, избираемый парламентом на 6 лет. Исполнительная власть вверялась президенту, избираемому на 4 года, который наделялся огромной властью, включая право назначать и смещать министров, подписывать договоры, право помилования, командование воисками, руководство внешней политикой и т.д.

Основным недостатком Конституции 1848 г. было отсутствие конституционных механизмов для обеспечения баланса властей. В результате выборов 10 декабря 1848 г. президентом стал Луи Бонапарт, котроый взял курс на государственный переворот. Постепенно происходила замена всех должностных лиц на бонапартистов на всех уровнях власти. 2 декабря 1851 г. был проведен арест депутатов и роспуск Законодательного собрания..Вторая Империя. 14 января 1852 г. была принята новая конституция Франции. Во многих чертах она была похожа на Конституцию 1799 г. Вся власть передавалась президенту на 10 лет. Он ведал назначением на должности, подписывал договоры, имел право войны и мира, ему принадлежала законодательная инициатива, он командовал армией и полицией. Законодательная власть распределялась между Законодательным корпусом (избирался " всеобщим" голосованием из кандидатов президента), Государственным советом (назначался президентом на определенный срок) и сенатом (назначался президентом пожизненно). Государственный совет разрабатывал законопроект на основе предложений президента. Далее он шел в Законодательный корпус, который принимал его голосованием. После этого он попадал в сенат, который рассматривал его на соответствие конституции. Президент формально нес ответственность перед народом, но народ не имел никаких возможностей воздействовать на президента. Местное управление не претерпело изменений со времен Наполеона I.

В ноябре 1852 г. был принят сенатус-консульт о восстановлении императорской власти. Новым императором Франции был провозглашен Наполеон III. В том же месяце это решение прошло через утверждение плебисцитом. Бонапартизм представлял собой политику лавирования. Ликвидация парламентаризма способствовала бюрократизации государственного аппарата. Законодательный корпус был поставлен под контроль правительства. В 1858 г. был принят сенатус-консульт, предусматривавший, что кандидаты в депутаты Законодательного корпуса должны были являться в префектуры департаментов, где происходили выборы, чтобы дать подписку в верности конституции и императору. Но с 1860 по 1870 гг. появился ряд декретов, расширяющих права Законодательного корпуса, что позволило говорить о либеральной монархии.

36. Государственно-правовая система Франции в условиях Парижской Коммуны (1871). власть перешла в руки Центрального Комитета Национальной гвардии, который провел ряд мероприятий демократического характера и организовал 26 марта выборы в Совет Коммуны. Коммуна стала государством нового типа, так как был осуществлен слом старой государственной машины и создана новая государственность. Основными мероприятиями в этом направлении можно считать следующее:

упразднение постоянной армии, основанной на рекрутском наборе и замена ее национальной гвардией;

декрет о непризнании власти версальского правительства;

отмена полиции и замена ее резервными батальонами национальной гвардии;

введение принципа выборности и сменяемости в отношении всех государственных служащих;

отделение церкви от государства;

передача управления округами Парижа в ведение членов Коммуны;

введение выборности судей, института народных заседателей и права свободной защиты.

Парижская Коммуна была одновременно и законодательным, и исполнительным органом власти. Декреты, принятые на заседаниях Совета Коммуны, осуществлялись органами и учреждениями, которыми руководила одна из 9 комиссий, созданных Коммуной из ее же членов. Комиссии формировались по отраслям управления: военная, продовольственная, финансов, юстиции, внешних сношений, просвещения, общественной безопасности, труда, промышленности и обмена. Высшим органом была Исполнительная комиссия, состоявшая из руководителей 9 специальных комиссий. Во главе каждого из округов Парижа находилась муниципальная комиссия (мэрия).

На практике в условиях осады правительственными войсками 1 мая был создан Комитет общественного спасения из 5 членов Коммуны, наделенных чрезвычайными полномочиями. Судебная система состояла из двух структур:

общегражданские суды: по делам версальцев, палата гражданского суда, мировые судьи;

2) военные суды: дисциплинарные суды в батальонах, суды в легионах, общеармейский военно-полевой суд.

Утверждение смертных приговоров проводилось исполнительной комиссией. Совет Коммуны был высшей кассационной инстанцией и судом первой инстанции по особо важным делам. Была создана прокуратура из Прокурора Коммуны и 4-х заместителей. Коммуны на местах были автономны и создавались по типу Парижской Коммуны. Их правомочия ограничивались только одинаковыми правами всех прочих коммун, союз которых должен был обеспечивать единство страны. В ведении каждой местной коммуны находилось вотирование местного бюджета, управление местным имуществом, организация собственного суда, полиции и национальной гвардии, вопросы образование и т.п. Для граждан гарантировалось свободное выражение взглядов, свобода личности, совести и труда. История Коммуны продолжалась всего 72 дня. 21 мая версальские войска ворвались в Париж и в течение недели Коммуна была подавлена. Конституция1875г.

После разгрома Коммуны во Франции наступил период реакции. В марте 1873 г. был принят закон об ограничении исполнительной власти, который предусматривал разделение поста главы государства и главы правительства. Президентом был избран Мак Магон, ярый монархист. Монархисты взяли курс на восстановление монархии и готовили заговор. Заговор оказался раскрыт и вызвал такую волну протестов, что Национальное собрание принялось за выработку конституции. 30 января 1875 г. было проведено голосование по поправке со словом " республика", которая получила большинство всего в 1 голос. Конституция 1875 г. состояла из трех законов: " Об организации государственных властей", " Об организации сената", " Об отношении государственных властей". Отсутствие единого конституционного акта привело к тому, что был обойден вопрос о принципах государственного устройства: ни одна статья прямо не утверждает республику. Нет ничего в тексте законов о демократических правах и свободах граждан.

Президент избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов сената и палаты представителей, соединенных для этого в единое " Национальное собрание". Президент мог быть переизбран. Ему предоставлялось право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать нового обсуждения уже согласованного палатами законопроекта. Президент мог распустить палату представителей с согласия сената. Он являлся главой вооруженных сил, имел право назначения на все высшие военные и гражданские должности, имел право помилования. По сути, президент имел все атрибуты конституционного монарха, за исключением права наследования власти. Законодательная власть принаждежала сенату и палате депутатов. У сената имелись равные права с палатой депутатов, и лишь финансовые законопроекты первой обсуждала палата депутатов. Без согласия сената ни один законопроект не получал силу закона. С согласия сената президент распускал палату депутатов, но сам сенат роспуску не подлежал. Сенат мог быть превращен в верховный судебный орган для суда над президентом и министрами. Выборы в палату депутатов были прямыми, в сенат - многоступенчатыми, кроме того, резервировалось определенное число мест.

Правительство назначалось президентом, но имело солидарную ответственность перед палатой депутатов. Министры получали доступ на заседания палат.

 

37. Государственно-правовая система Франции в конце 19-нач.20в.в. в условиях Третьей республики. Утверждение Третьей республики и ее особенности в конце XIX - начале XX в.

В 1884 г. были приняты важные поправки к Конституции 1875 г.: запрещалось пересматривать республиканскую форму правления, члены правивших династий лишались права претендовать на пост президента, упразднялась категория несменяемых сенаторов (всех теперь избирали пропорционально населению коммун). Вотум недоверия правительству мог исходить из одной палаты. Еще в 1879-1880 гг. резиденцией парламента стал Париж (вместо Версаля), национальным гимном - " Марсельеза", а национальным праздником - 14 июля. Особенностью политической жизни Франции была многопартийность. Часто практиковались временные объединения политиков. Парламентарии часто меняли политические убеждения в зависимости от конъюнктуры. Главным звеном политической системы оставался парламент. Палата депутатов избиралась по мажоритарной системе в 2 тура. Партии во время выборов блокировались. Право выбирать имели граждане с 21 года и 6 месяцами оседлости, кроме женщин и военнослужащих. В сенат избирали выборщики, некоторые выборщики не избирались специально, т.к. уже были " избраны". Многопартийный состав парламента приводил к частой смене правительства, но реально происходила только смена кабинета, т.к. в правительство входили одни и те же политики. Бюрократия оставалась неизменной: ее основа существовала еще со времен империи, и многие чиновники не менялись, немотря на революции. Особая роль была у Государственного совета, который был консультантом правительства по вопросам управления. Он являлся высшим судом административной юстиции и рассматривал правонарушения чиновников при исполнении обязанностей. Местное управление было унаследовано еще от Первой империи: существовали территориальные управления министерств в департаментах и более мелких единицах. Полномочным представителем центральной администрации со всей полнотой власти был префект, который назначался декретом президента по представлению министра внутренних дел. Во главе округа находился супрефект, назначавшийся министром внутренних дел и подчиненный префекту. На местах существовали и выборные органы, которое ведали налогами, благоустройством и т.п. Префект имел право приостанавливать и опротестовывать решения генеральных советов и отменять решения окружных советов. Решения муниципалитетов становились законом после утверждения префектом. Выборный мэр мог быть отстранен префектом, а министр внутренних дел мог снять его с поста.

38. Государственно-правовая система Англии в 20-40 г.г. В 1917 г. на очередной имперской конференции за доминионами был признан статус автономных государств Британской империи. В период после первой мировой войны доминионы расширили свою автономию. Нередко они вели вполне независимую от метрополии политику, хотя взаимные экономические финансовые связи побуждали и буржуазию доминионов, и буржуазию метрополии к компромиссам с целью сохранения сложившихся форм отношений.На состоявшейся в 1923 г. очередной имперской конференции Великобритания была вынуждена признать за доминионами право самостоятельно заключать договоры с иностранными государствами, а также определять в каждом отдельном случае свое участие или неучастие в международных договорах, заключенных Великобританией. После первой мировой войны большой остроты достигла борьба ирландского народа за освобождение. Результатом этой борьбы стал Англо-ирландский договор, заключенный 6 декабря 1921 г. Он предусматривал создание доминиона Британской империи Ирландское свободное государство, но 6 северо-восточных графств (Ольстер), составляющих наиболее развитую в промышленном отношении часть Ирландии, отторгались от нее и оставались в пределах Великобритании. Английское правительство сохраняло в новом доминионе свои военные и военно-морские базы. Ирландские крестьяне по-прежнему вносили в английскую казну выкупные платежи за землю. в главном сохраняется основное направление в развитии государственного строя Великобритании в XX в.В 1914 г. был приостановлен Хабеас корпус акт и принят Акт о защите государства, законно передававший правительству на время войны всю полноту власти. По окончании войны этот акт был отменен, однако некоторые права, врученные правительству в качестве временных и экстраординарных, продолжали применяться и после их официальной отмены. в 1920 г. был принят Закон о чрезвычайных полномочиях, который носил уже не временный характер, а являлся постоянно действующим. Этот закон предусматривал возможность издания правительством от имени короля указа о введении в стране чрезвычайного положения, если оно сочтет, что какое-либо лицо или группа лиц своими действиями нарушают нормальную жизнь общества. Накануне второй мировой войны, в 1939 г., парламентом был принят новый Акт о чрезвычайных полномочиях, предоставляющий исполнительной власти полномочия на издание предписаний, которые правительство считает необходимыми для обеспечения общественной безопасности, защиты государства, поддержания общественного порядка. Центральная администрация существенно разрослась на протяжении XX в. Принципиально новые министерства транспорта, сельского хозяйства, пенсий, здравоохранения, труда. Значительные реорганизации системы министерств пришлись на 1940-е и 1960-е гг., когда в итоге их сложилось более 40. Важные реорганизации коснулись и самих традиционных областей управления – ведомств иностранных дел и военных: в 1918 г. собственно ведомство иностранных дел объединилось с дипломатическими представительствами.

39. Государственно-правовая система Англии в 50-90г.г. После Первой мировой войны некоторое время политическая жизнь характеризовалась соперничеством трех партий: консерваторов, либералов и лейбористов. Но затем возродилась традиционная двухпартийность. Наибольшее значение приобрели в качестве такой силы националистические движения: выступающая за независимость своей части страны Шотландская национальная партия, аналогичная партия «Свободного Уэльса». Социалистические партии марксистского направления не приобрели в Великобритании серьезного значения. Образовавшаяся на общей волне послевоенной «социализации» Европы Коммунистическая партия Великобритании (1920) к концу века объединяла не более 6 тыс. членов, в ее программе появились реформистские мотивы.Основополагающим мотивом деятельности обеих из доминирующих партий неизменно была полная поддержка наличных государственных институтов, т. е. это были полностью конституционные партии, которые вели борьбу за преобладание в парламенте и право организации правительства.С начала XX в. «оппозиция его величества» неизменно привлекалась к согласованию с партией власти некоторых ключевых вопросов политики, ее участие было обязательным при обсуждении бюджета, в каждую сессию парламента предусматривалось 29 дней для вопросов, обсуждаемых в интересах оппозиционной партии. С 1930-х гг. оппозиция полностью приобрела государственный характер.Несмотря на формирование уже в XIX в. организационной партийной структуры, до середины XX в. основным партийным институтом была парламентская фракция, в т. ч. она избирала лидера партии. Во второй половине XX в. организационно- политическое лидерство в партиях перешло к партийным конференциям. И консервативная, и лейбористская партия установили практику проведения ежегодных конференций представителей территориальных организаций или поддерживающих партию обществ. В особенности Лейбористская партия стремилась поставить свою парламентскую фракцию под демократический контроль. В 1970 г. конференция незначительным большинством голосов утвердила правило императивного мандата для парламентариев-лейбористов. Другие партии безусловно следовали традиции независимости парламентариев. Закон 1918 г. одновременно с расширением избирательного права уравнял системы выборов в городах и в графствах. В 1948 г. двойные округа были полностью уничтожены, исчезли и прочие архаизмы избирательной системы. От избирательного округа выдвигается 1 депутат, определяемый на основании относительного большинства поданных голосов. Взаимоотношения парламента и правительства характеризовались постепенным сокращением влияния парламента на министров в текущей деятельности. В 1967 г. появился новый конституционный институт, важный для взаимоотношений парламента и правительства – парламентского уполномоченного по делам администрации. Он назначался правительством по согласованию с парламентом и занимался проверкой деятельности министерств в отношении соблюдения гражданских прав. Институт уполномоченного несколько восполнил сокращение собственной парламентской контролирующей деятельности и сделал более непосредственной связь парламента как целостного органа с избирателями.Порядок государственной службы чиновников определен специальными законами. Важная реформа по разделению должностных лиц на руководящий, административный, научный и технический; персонал была проведена в 1970 г. Положение чиновничества в большой степени независимо от правительства и от смены парламентско-партийных руководителей. Однако такая независимость обеспечивается так же и тем, что офицерам вооруженных сил, судьям, гражданским чиновникам запрещено активно и открыто участвовать в политических партиях. Развитие государственно-политической системы Великобритании на протяжении XX в. в наибольшей степени засвидетельствовало общую тенденцию государственной организации западного типа – к возобладанию роли и политического веса правительственных институтов, исполнительной власти, даже при сохранении и укреплении основных принципов парламентской демократии и свободной системы партийно-политического представительства.

40. Государственно-правовая система Германии в 20-е г.г. Веймарская республика. Поражение в первой мировой войне стало основной причиной падения монархии в Германии. Сложившаяся в годы Первой мировой войны в Германии военно-монархическая диктатура была очевидным нарушением принципов Конституции 1871 г. Политические партии и общество в целом мирились с военным режимом, пока он обеспечивал успешный ход войны. С весны 1917т. военное положение Германии ухудшилось, и в стране развернулось мощное антимилитаристское движение. Выступления против войны затронули даже военно-морской флот. Важным стимулом стало падение монархии в России в результате Февральской революции 1917 г. Попытки правительства либерализировать политический режим встречали неприятие со стороны Верховного военного командования и двора. новые военные поражения в сентябре 1918 г. поставили правительство и монархию в положение политической изоляции. Нарастание революционных настроений в германском обществе сопровождалось усилением влияния левых политических партий, прежде всего наиболее крупной – Социал-демократической партии Германии, которая возглавила движение к политическим реформам. в апреле 1917 г. откололась Независимая Социал-демократическая партия. В ходе массовых рабочих выступлений 1917-1918 гг. под влиянием радикалов формировались органы революционно-анархистского самоуправления – рабочие и солдатскиесоветы; к осени 1918г. советы стали самостоятельной политической силой антимонархического движения. Монархия вынужденно пошла на либерализацию режима.Однако монархия практически утеряла административный контроль над страной. Левые партии выдвинули программу скорейшего окончания войны и установления республики как гарантии против милитаризма.События в Берлине составили одновременно и завершение демократической революции и начало политического переустройства страны. 11 ноября 1918 г. новое правительство заключило перемирие в Антантой. Социал-демократам удалось направить политический процесс в русло нормального развития. Состоявшийся в декабре 1918 г. Всегерманский съезд советов под влиянием СДПГ постановил созвать Учредительное собрание, которому поручалось решить вопросы нового государственного устройства. Широкая демократизация принесла победу социал-демократам. Правительство решило созвать Собрание в небольшом городке Ваймар. Ваймарское Национальное собрание (6 февраля 1919 г. – 21 мая 1920 г.) завершило процесс установления государственной власти переходного времени и выполнило учредительныефункции, приняв новую конституцию Германии.Германия лишалась ряда территорий на Западе, обязывалась к выплате колоссальной контрибуции. В августе 1919 г. Национальное собрание утвердило новую конституцию Германии. Ваймарская конституция определила Германию как единую суверенную р е с п у б л и к у с президентско-парламентским правлением. Статус прежних государств, составлявших империю, был сокращен до признания их землями (областями), пользующимися политической автономией в пределах общегосударственного законодательства. Однозначно декларировалось преимущество общеимперского права над Областным. В исключительную компетенцию общегерманских властей были включены внешние отношения с колониями, гражданство, оборона, монетное и таможенное дело, свобода хозяйственного рынка, связь. Правительство возглавлялось райхсканцлером, который вносил предложение президенту о кандидатурах министров. Однако, в реализацию высших парламентских полномочий народного представительства, для своей деятельности правительство нуждалось в доверии райхстага; равным образом недоверие райхстага означало отставку министра или райхсканцлера. Конституционное положение правительства было значительно более самостоятельным по отношению к президенту, чем это было ранее в германской конституции. Судебная власть вручалась полностью независимым и самостоятельным судам. Запрещались исключительные, суды и т. н. суды чести, т. е. неюридические. Устанавливалась обязательность административной юстиции для «защиты отдельных лиц... от административных учреждений». Конституция предусмотрела и образование Верховного суда Германии. Гарантиям гражданских прав был уделен почти весь второй раздел Конституции. Провозглашая полное гражданское равенство, основной закон ликвидировал все привилегии сословного характера, ещё сохранявшиеся в праве. Всем гражданам гарантировались свобода передвижения и эмиграции, вероисповедания и использования национального языка, свобода личности, охрана личной жизни, свобода слова и печати. Конституция гарантировала собственность и свободу договоров, но «ради высших требований общего блага» предполагалась возможность отчуждения имуществ. Пользование собственностью должно было быть социальным, т. е. без общественных злоупотреблений. Допускалось и безвозмездное отчуждение хозяйственно важных имуществ и предприятий, проведение принудительной монополизации. Наряду с этим провозглашались конституционные гарантии прав рабочих, прав на интеллектуальную собственность, свободы профсоюзов, обязательность государственного социального страхования.

41. Государственно-правовая система Германии в 30-40 г.г. Нацистская диктатура. К началу 1930-х гг. Германия оказалась в очередном политическом кризисе. Правительство оказалось неспособно в конституционных рамках решать социальные и экономически-финансовые проблемы страны. Все еще дававшие себя знать последствия поражения в войне постоянно порождали оппозиционно-националистические настроения в обществе, стремления к военному реваншу. Политические и социальные проблемы обострились в условиях общеевропейского экономического кризиса. В этих условиях Национал-социалистическая партия стала пользоваться все возрастающей поддержкой народа даже в сравнении с другими левыми партиями. Начался численный рост самой партии, она уже располагала партийными организациями во всех землях, сформировала под своим патронатом женские и молодежные союзы. Партия развернула мощную пропаганду своих идей, одновременно оказывая силовое давление на политических противников. Центристские и социал-республиканские политические силы продолжали формально оставаться в большинстве. Совершенно новым орудием в политической борьбе стала пропаганда национальной исключительности, идея расового социализм. базой утверждения нацистского тоталитаризма стала поддержка соблазненных социалистической, государственнической фразеологией масс, в обстоятельствах кризиса всегда склоняющихся от плюралистической демократии в пользу любой «сильной власти». В июне 1932 г. правительство центриста Ф. фон Папена в условиях почти гражданского неповиновения в стране и массовых уличных столкновений распустило райхстаг и назначило новые выборы. Новые выборы сохранили за нацистами треть мандатов, но это не создавало прочного парламентского большинства. В итоге сложных политических интриг и неспособности правительства К. Шляйхера справиться с ситуацией, под давлением финансистов 30 января 1933 г. президент Гинденбург назначил райхсканцлером Гитлера, сформировав коалиционное правительство с консерваторами. Заручившись поддержкой центристов в борьбе с «красным террором» (КПГ и СДНГ), Гитлер объявил новые выборы в райхстаг.28 февраля 1933 г. были изданы президентские предписания о защите родины и государства, которыми правительству предоставлялись особые права в контроле за политической деятельностью партий, в пресечении всего, что могло быть трактовано как «измена германскому народу», с отменой конституционных гарантий гражданских прав.

42. Государственно-правовая система Германии в 50-90 г.г. восстановление германской государственности было осложнено, во-первых, разрушительными последствиями войны, во-вторых, нарастанием противоречий между прежними союзниками по вопросам о будущем государственно-политическом устройстве Европы, в том числе Германии. Это привело в итоге к расколу Германии и к установлению на десятилетия особого оккупационного р е ж и м а, подразумевавшего ограниченный суверенитет вновь образованных германских государств. Принципы послевоенного устройства Германии были определены решениями Крымской и, главное. Потсдамской конференциями государств-союзников (СССР, США и Великобритании). Они были поддержаны Францией и рядом других стран, находившихся в состоянии войны с Германией. Согласно этим решениям, в Германии должно было быть полностью разрушено тоталитарное государство. В стране должны были последовательно проводиться денацификация, демилитаризация и демократизация. 5 июня 1945 г. государства-союзники обнародовали Декларацию о поражении Германии и об организации нового порядка управления. Страна подразделялась на 4 оккупационные зоны, которые отдавалась под администрацию Великобритании (наибольшая по территории зона), США, СССР и Франции; Для решения общих вопросов образовался союзный Контрольный совет из главнокомандующих четырех оккупационных армий, решения в котором принимались бы по принципу единогласия. После установления военной администрации во всех зонах была разрешена деятельность политических партий демократического направления. Новые партии должны были сыграть основную роль в восстановлении государственных структур и в политической организации населения. В условиях резкого расхождения военно-политических целей СССР и США в Европе, их позиций по поводу судьбы Германии такое противостояние вылилось бы в новую мировую войну. Поэтому ситуация предопределила государственный раздел Германии, создание на территории бывшего райха двух новых государств. первые выборы, согласно Боннской конституции, прошли в Западной Германии в августе 1949 г. В 1952 г. был заключен новый договор оккупационных держав об их взаимоотношениях с властями ФРГ, полномочия германского государства были расширены. В 1955 г. в связи с присоединением ФРГ к военно-политическому союзу НАТО (Североатлантическому блоку) оккупационный статут был отменен, и ФРГ получило все права суверенного государства. В конституцию были внесены поправки, предусматривающие введение всеобщей воинской обязанности и создание армии, было создано и федеральное Министерство обороны (1955). Конституция 1949 г. характеризовалась в целом своего рода приглушенным парламентаризмом.В Конституцию были внесены важные изменения, которыми предусматривались насильственные меры против тех, кто стремится изменять конституционный правовой строй. Допускались возможные ограничения в профессиональной деятельности под предлогом приверженности экстремистской политической организации или партии. Правительству были предоставлены новые полномочия в целях мобилизации граждан на общественные работы в случае необходимости, а также регулирования в этой связи трудовых отношений. Другие законы предполагали возможность введения бундестагом особых состояний – «напряженности» или «обороны».Государственная деятельность 1960-х -1970-х гг. протекала при значительном реальном возрастании влияния правительства на принятие властных решений. До 80% принятых законов издавалось по инициативе правительства, свыше 2/3 прочих нормативных документов было актами чисто правительственной деятельности. Законом о стабилизации экономики (1967) правительству были предоставлены чрезвычайные права в расходовании бюджета. Существенно увеличился государственный административный аппарат федерации. Последние десятилетия XX в. в государственно-политическом отношении были связаны для ФРГ с господством консервативного блока, программные установки которого позволили реализовать поворотное развитие общей политической ситуации. государственно-политическое определение Восточной Германии – Германской Демократической республики.Социально-экономической основой восточногерманского социализма должны были стать проведенные в первые послевоенные годы аграрная реформа и общее перераспределение собственности.Конституция ГДР 1949 г. установила основные принципы организации государства: народовластие, политическое доминирование, сочетание законодательных и правительственных полномочий органов демократического представительства. Согласно Конституции за гражданами ГДР признавались демократические свободы (слова, печати, собраний, союзов), оговаривалось равноправие по признакам пола или национальности, за национальными меньшинствами сохранялось право на использование своего языка. Государство брало на себя охрану брака и семьи. Конституция закрепляла и права на собственность, однако оговаривалось, что содержание собственнических прав всецело определяется ее общественным предназначением: «Собственность обязывает». Допускалось принудительное отчуждение собственности в общественных интересах. Конституция признала формальный политический плюрализм в виде существования нескольких партий. Несколько расширены были права местных народных представительств. Наиболее детализированными стали конституционные разделы о правах граждан: здесь были декларированы право на участие в политической, социальной и культурной жизни, на занятия культурой, спортом и т. п. Конституция устанавливала централизованное руководство и плановое управление социалистическим хозяйством в качестве определяющего принципа деятельности экономики. В середине 1989 г. в силу не вполне ясных внутренних причин ГДР оказалась в глубоком социально-политическом кризисе. При согласии четырех держав (США. Великобритании, Франции и СССР) ГДР и ФРГ слились в единое государство. Создание новой единой Германии опиралось на специальные договоры между ГДР и ФРГ. В мае 1990 г. был оформлен валютный и социально экономический союз, в августе 1990 г. – государственно-политический. 3 октября 1990 г. ГДР перестала существовать как отдельное государство. На ее территории вошла в силу Конституция ФРГ 1949 г., ставшая общегерманской. Восточная Германия была заново разделена на исторические 5 земель, которые получили все права соответственно Боннской конституции. Народная армия ГДР, службы безопасности, полиция ликвидировались, частично влившись в соответствующие институты ФРГ. Общегерманские выборы (декабрь 1990 г.) принесли победу единому Христианско-демократическому союзу, который вплоть до конца XX в. сохранил в Германии статус правящей партии. Объединение сделало ФРГ наиболее мощным западноевропейским государством, которое стало играть определяющую роль в структурах объединённой Европы.

43. Государственно-правовая система Франции в 20-40 г.г. Сформировавшиеся в начале XX в. две социалистические партии (одна – последовательно марксистская, вторая – реформистская) довольно скоро воссоединились на общей платформе социалистического реформизма в Единую социалистическую партию Франции. Основную роль играли Республиканская партия радикалов и радикал-социалистов (1901) во главе с Ж. Клемансо и Партия республиканцев-социалистов (1924). Программа Народного фронта включила ряд антифашистских мер, реформу социального и рабочего законодательства, национализацию крупных финансовых учреждений, социалистические меры в области аграрной политики. Блок Народного фронта победил на выборах 1936 г., сформировав правительство социалистов и радикалов. Первые мероприятия нового правительства в социальной и налоговой сфере спровоцировали финансовый кризис в стране.К 1938 г. Народный фронт распался. Нараставшая политическая борьба центристско-республиканских партий и социалистов осложнила положение Франции в период внешнеполитического кризиса и неудачного для страны начала Второй мировой войны. Падение В связи с нападением Германии на Польшу и прежними своими обязательствами Франции объявила Германии войну. В мае 1940 г. германские войска перешли в наступление, в июне ими был взят Париж. Сформированное в марте 1940 г. правительство сложило с себя полномочия в пользу маршала Ф. Петена, прежнего посла Франции в Испании, слывшего за национального героя. Согласно условиям перемирия Франция была разделена на о к купированную зону (примерно 2/3 страны), где вся полнота власти и реальное управление принадлежали германской военной администрации, и зону самостоятельного управления. Возрождение авторитаризма не было только следствием военной обстановки. Уже в последнее десятилетие Третьей республики характерным политическим явлением стало требование конституционной реформы. Законодательная, исполнительная, судебная и даже конституционная власть сосредоточились тем самым в одном лице, государство приобрело монократический характер. Новый режим начал проведение особой правовой политики, в которой также отчетливы были элементы фашистско-социалистического уклада. Были распущены крупные монополистические объединения в экономике и наряду с этим запрещены основные профсоюзные объединения. Единению труда и капитала должны были служить созданные в августе 1940 г. «комитеты экономической организации» с принудительными регулирующими полномочиями. Под лозунгом «возвращения к земле» был издан закон (1940 г.) о корпоративной организации сельского хозяйства, по которому в единые союзы объединялись собственники и батраки, арендаторы и фермеры. было реорганизовано среднее образование я созданы летние молодежные военизированные лагеря. Реставрирована роль католической церкви и в связи с этим сложилась новая правовая политика в семейных отношениях: запрещались разводы, вводился контроль рождаемости, поощрялись многодетные семьи. В ранг государственной политики был возведен антисемитизм, в особенности поддержанный фашистскими и националистическими организациями. В отношениях с Германией вишистский режим занял единственно возможную позицию коллаборационизма. Закономерно, что это подтолкнуло дальнейшую изоляцию режима от массы населения, в особенности от расширявшегося во Франции движения Сопротивления.Слабость вишистского правительства предопределило частичное распространение оккупационного режима германскими властями и на контролируемые Петеном области. В январе 1944 г. правительство Виши преложило новую конституцию страны, основанную на строгом разделении разных государственных полномочий. Глава государства – президент – должен был избираться на 10 лет Национальным конгрессом, куда входили бы депутаты законодательной палаты, сенаторы, а также провинциальные советники. Принципиально важным институтом должен был стать Верховный суд с конституционными полномочиями. Однако общий ход военно-политических событий, поражение Германии и нарастание движения Сопротивления к концу 1944 г. практически положили конец оккупации Франции и правительству Петена.

44. Государственно-правовая система Франции в 50-90- г.г. Начиная с 1954 г. в Алжире развернулась освободительная война арабского народа. Неудачные мероприятия правительства, п


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал