Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интерактивные формы обучения
Современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения. Для реализации актуальных требований сегодняшнего образования должны быть разработаны новые формы обучения, которые позволят «сформулировать сомнения и получить опыт освоения спорности». Считается, что наиболее современной формой активных методов, являются интерактивные методы обучения.Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. [Деревяшкина, 1997: 40] Характеристика, сущностная особенность интерактивных форм – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников. При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, а побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий: • пробуждают у обучающихся интерес; • поощряют активное участие каждого в учебном процессе; • обращаются к чувствам каждого обучающегося; • способствуют эффективному усвоению учебного материала; • оказывают многоплановое воздействие на обучающихся; • осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории); • формируют у обучающихся мнения и отношения; • формируют жизненные навыки; • способствуют изменению поведения. [Шелехова, 2004: 95] Основные правила организации интерактивного обучения. • Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации. Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Основные интерактивные формы проведения учебных занятий • творческие задания; • работа в малых группах; • дискуссия; • обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); • изучение и закрепление нового материала на интерактивной лекции (лекция-беседа, лекция – дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, мини-лекция); • эвристическая беседа; • разработка проекта (метод проектов); • использование общественных ресурсов, социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения, например просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсии, приглашение специалиста, спектакли, выставки; • системы дистанционного бучения; • тренинги. [Зимняя, 1997: 61]
Говоря об интерактивных формах обучения иностранным языкам, стоит упомянуть о требованиях Федерального Государственного Стандарта. Традиционные требования Федерального Государственного Образовательного Стандарта при изучениии предметной области «Иностранный язык» предполагают обеспечение: • Сформированности представления о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение иностранного языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры • Способности свободно общаться в различных формах и на различные темы • Свободное использование словарного запаса • Сформированности умений написания текстов по изученной проблематике на иностранном языке, в том числе демонстрирующие творческие способности учащихся • Сформированности устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним Предметные результаты изучения предметной области «Иностранный язык» включают предметные результаты изучения учебных предметов: «Иностранный язык» «второй иностранный язык» (базовый уровень) – требоования к предметным результатам освоения базового курса иностранного языка должны отражать: • Сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире • Владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка; • Достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения; • Сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях. «Иностранный язык». «Второй иностранный язык» (углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса иностранного языка должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать: У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в том числе умения: • обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся; • осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий; • разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы; • выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов); • организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта; Реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: • проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление • использование стандартизированных и нестандартизированных работ; • проведение интерпретации результатов достижений обучающихся; • использовать возможности ИКТ, работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. [ФГОС, 2012: 51]
Наряду с обучением навыкам чтения, говорения, аудирования и письма, важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса, что отражено в требованиях к результатам освоения основных общеобразовательных программ начального общего образовании, зафиксированных в Федеральном государственном образовательном стандарте. Стандарт также закрепил требования к условиям, а именно материально-техническому и информационному оснащениям, к информационно-образовательной среде образовательного учреждения, без которого невозможно добиться качественных результатов освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования. Сегодня образовательным учреждениям предлагается различное учебное оборудование и педагогические программные средства. Они постепенно становятся для современной школы средством формирования учебной среды, инструментами профессиональной деятельности педагога вне зависимости от того, какой предмет он преподает. Отсюда же и следует инновационность использования социальных сетей в обучении: • Используя социальные сети в обучении, у педагога появляется возможность говорить с учащимися на одном языке и идти в ногу со временем, что несомненно ценится учащимися и влияет на их обучаемость • Огромная роль, которую социальные сети сегодня играют в жизни подростков, несомненно повысит мотивацию изучать преподаваемый предмет самостоятельно, что так же повысит эффективность усвоения материала • Изучение именно иностранного языка через социальные сети позволяет реализовать в полной мере принцип наглядности, помогая учащимся понять, как и зачем использовать полученные знания
|