![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общее устройство и классификация автомобильной техникиСтр 1 из 2Следующая ⇒
Тема 1.1.Классификация и общее устройство автомобилей. Вопросы: Назначение и классификация автомобилей. Модификация изучаемых автомобилей. Общее устройство автомобилей. Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем. Краткие технические характеристики изучаемых автомобилей Метод занятия: рассказ, беседа.
Время: 1 час ХОД ЗАНЯТИЯ
1ВВОДНАЯ ЧАСТЬ -проверяю наличие личного состава -довожу тему и учебные вопросы
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Общее устройство и классификация автомобильной техники Понятие «автомобиль» включает в себя все многообразие марок и типов машин. Но несмотря на ряд принципиальных конструктивных отличий между ними имеется много общего: двигатель внутреннего сгорания, несущая система с подвеской и шинами, органы управления. На автомобильных заводах конечным продуктом производства могут быть как автомобили в сборе, так и отдельные их составные части, включающие в себя большое число деталей, узлов, механизмов, систем и агрегатов. Деталь- это неделимый элемент, выполненный из целой заготовки (куска материала). Детали, с которых начинается сборка узлов, механизмов или агрегатов, называются базовыми. Простой узел - это несколько деталей, соединенных между собой с помощью резьбовых, заклепочных, сварных и других соединений. Сложный узел - узел состоящий из нескольких простых, сборка которых осуществляется также посредством указанных выше соединений (например, поршень в сборе с кольцами и шатуном). Механизм - это подвижно связанные между собой детали или узлы, совершающие при помощи приложенных к ним сил определенные, заранее заданные движения (например, кривошипно-шатунный механизм). Агрегат- это несколько механизмов или сложных узлов, объединенных различными соединениями в одно целое с базовой деталью (например, коробка передач). Система- это ряд узлов, механизмов, взаимодействующих между собой и выполняющих определенные функции в процессе работы, (например, система охлаждения). Все механизмы, агрегаты и системы, входящие в автомобиль, можно разделить на три основные группы: двигатель, шасси и кузов. Двигатель является источником механической энергии, необходимой для движения автомобиля. Наибольшее распространение на автомобилях получили двигатели внутреннего сгорания. Шасси объединяет все агрегаты и механизма автомобиля, предназначенные для передачи усилия от двигателя к ведущим колёсам, для управления автомобилем и его движения. Шасси состоит из трансмиссии, несущей системы и органов управления. Трансмиссия состоит из механизмов, которые преобразуют и передают крутящий момент, подводимый от двигателя к ведущим колесам. В трансмиссию входят сцепление, коробка передач, карданная передача, ведущие мосты, объединяющие главную передачу, дифференциал и полуоси. Несущая система грузовых автомобилей состоит из рамы, к которой крепится передний мост (не ведущий) с амортизаторами и установленными на нем управляемыми колесами, заднего ведущего моста с подвеской и колесами. Органы управления включают рулевое управление, служащее для изменения положения передних колес относительно рамы или кузова, что позволяет менять направление движения автомобиля, и тормозную систему, которая обеспечивает уменьшение скорости движения, быструю остановку автомобиля, а также удержания его на месте. Кузов предназначен для размещения в нем полезного груза и людей. Грузовые автомобили имеют обычно грузовую платформу для груза и кабину для водителя и пассажиров. Легковые автомобили и автобусы имеют кузова, состоящие из салона, в котором размещаются водитель и пассажиры, багажного отделения и моторного отсека. Роль рамы в несущей системе легкового автомобиля и автобусов выполняет кузов. Устройство большинства автомобилей выполнено по описанной выше схеме. Однако применяют и другие схемы расположения двигателя, шасси и кузова. Например, для повышения проходимости автомобиля ведущими делают все колеса (полноприводные автомобили), что характерно для военной автомобильной техники. В трансмиссию таких автомобилей вводят дополнительные механизмы и агрегаты - раздаточную коробку с межосевым дифференциалом, которые распределяют крутящий момент между ведущими мостами. Из всего многообразия автомобилей, состоящих на укомплектовании Вооруженных Сил, наиболее целесообразно более подробно остановиться на рассмотрении двух марок машин - это ЗИЛ-131 и КАМАЗ-4310. Это обстоятельство обусловлено тем, что несмотря на свою «старость» ЗИЛ-131 продолжает занимать ведущее место по насыщенности в подразделениях и частях войскового звена, на этой машине монтируется большое число различного специального оборудования. Кроме того, не смотря на существенные различия в конструкции указанного автомобиля по сравнению с другими автомобилями с карбюраторными двигателями, следует заметить, что принцип работы многих узлов, механизмов, агрегатов этих машин и основные конструктивные решения, во многом схожи. Автомобиль КАМАЗ-4310 относится к автомобилям последнего поколения, в нем учтен многолетний опыт создания машин для Вооруженных Сил. В конструкции автомобиля имеется ряд принципиально новых систем, узлов и механизмов, которые применяются на многих автомобилях этого семейства. В настоящее время боевая и повседневная деятельность войск, эффективность применения вооружений любого вида Вооруженных Сил и рода войск без автомобильной техники практически невозможна. Военной автомобильной технике принадлежит ведущее место в обеспечении подвижности подразделений и частей: она стала основным средством, используемым под монтаж вооружения и военной техники. Достаточно сказать, что свыше 90% наземного вооружения монтируются на автомобильной технике. Например, на армейском многоцелевом автомобиле ЗИЛ-131 предусматривается размещение 249 образцов вооружения и военной техники, на автомобиле Урал-4320 - 381. Всего же на военной автомобильной технике возможен монтаж до 1550 различных образцов наземного подвижного вооружения и военной техники. В народном хозяйстве принята следующая классификация подвижного состава (автомобильной техники). Он подразделяется на грузовой, пассажирский и специальный. К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, автомобили - тягачи, прицепы и полуприцепы, к пассажирскому - автобусы, легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы, к специальному - автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ. Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы различаются по грузоподъемности, а в зависимости от устройства кузовов и других конструктивных особенностей, определяющих характер их использования, подразделяются на подвижный состав общего назначения и специализированный. Автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения имеют неопрокидывающийся бортовой кузов и используются для перевозки грузов всех видов, кроме жидких, без тары К специализированному грузовому подвижному составу относятся автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для перевозки грузов определенных видов. Автомобили - тягачи предназначены для постоянной работы с прицепами или полуприцепами и подразделяются на седельные автомобили - тягачи для работы с полуприцепами и автомобили - тягачи для работы с прицепами. Автомобиль -тягач в сцепке с прицепом или полуприцепом называется автопоездом. Пассажирские автомобили вместимостью до 8 человек, включая водителя, относятся к легковым, свыше 8 человек - к автобусам. Легковые автомобили подразделяются по рабочему объему цилиндров двигателя в литрах на следующие классы:
до 1, 2; от 1, 2 до 1, 8; от 1, 8 до 3, 5; свыше 3, 5; не регламентируется. На базе легковых выпускаются также грузопассажирские автомобили, у которых для увеличения размеров площадки, предназначенной для размещения груза в кузове, задние сиденья делаются складывающимися. Автобусы подразделяются по габаритной длине в метрах, определяющей в зависимости от принятой планировки вместимость на следующие классы:
особо малый средний большой особо большой (сочлененный) По назначению автобусы подразделяются на городские (внутригородские и пригородные), местного сообщения (для сельских перевозок), междугородние и туристские. К специальному подвижному составу относятся пожарные автомобили, автолавки, автомобили с компрессорными установками, автокраны, уборочные автомобили и т.д. Автомобильный подвижной состав подразделяется также на дорожный, предназначенный для работы на дорогах общей сети, и на внедорожный - для использования вне дорог общей сети По степени приспособленности для работы в различных условиях различают дорожный автомобильный подвижной состав обычной проходимости, предназначенный, в основном, для работы по благоустроенным дорогам, и повышенной проходимости - для систематической работы по неблагоустроенным дорогам и в отдельных случаях - по бездорожью. Все автомобили по общему числу колес и числу ведущих колес условно обозначают формулой где первая цифра - число колес автомобиля, а вторая-число ведущих колес, причем каждое из сдвоенных ведущих колес считается за одно колесо. Например, 4х2-двухосный автомобиль с одной ведущей осью (ГАЗ-53А, ЗИЛ-130), бхб-трехосный автомобиль со всеми ведущими осями (ЗИЛ-131, КАМАЗ-4310), 6x4 - трехосный автомобиль с двумя ведущими осями (КАМАЗ-5320). По роду потребляемого топлива и виду двигателя автомобили разделяют на карбюраторные (бензиновые), дизельные, газогенераторные, газобаллонные, электрические (электромобили), паровые, газотурбинные. Принята следующая система обозначения (индексации) подвижного состава. Каждой новой модели автомобиля (прицепного состава) присваивается индекс, состоящий из четырех цифр, где первые две цифры обозначают класс автомобиля (прицепа, полуприцепа) по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей, по длине для автобусов и по полной массе для грузовых автомобилей (прицепов, полуприцепов). Вторые две цифры - модель. Модификация модели имеет дополнительную пятую цифру, обозначающую порядковый номер модификации. Перед цифровым индексом ставят буквенное обозначение завода - изготовителя. Две первые буквы индексов, присвоенные автомобилям и автобусам, приведены в таблицах 1.8, 1.9. Таблица 1.8. Система обозначений легковых автомобилей и автобусов
Например, легковой автомобиль с рабочим объемом двигателя 1, 45 л, выпускаемый Волжским автозаводом, обозначается ВАЗ-2103; автобус с габаритной длиной 7, 15 м, выпускаемый Павловским автобусным заводом-ПАЗ-3201; грузовой бортовой автомобиль полной массой 15, 2 т, выпускаемый Камским автомобильным заводом КАМАЗ-5320 и т.д. Таблица 1.9. Система обозначений грузовых автомобилей
Для прицепного состава выделены следующие индексы (две первые цифры из четырех, которыми обозначается прицепной состав): Прицепы Полуприцепы
Легковые Автобусные Грузовые (бортовые) Самосвальные Цистерны Фургоны Специальные В зависимости от полной массы прицепного состава для него существуют группы индексов моделей (третья и четвертая цифры), которые помещены в таблице 1.10. Например, полуприцеп-фургон Одесского автосборочного завода для перевозки животных, имеющий полную массу 9 т, обозначается ОдАЗ-9725
Таблица 1.10.Система обозначения прицепов, полуприцепов и
|