![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 4.4-5. Коробка передач, раздаточная коробка, коробка отбора мощности.Стр 1 из 2Следующая ⇒
ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО УСТРОЙСТВУ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Тема 4.4-5. Коробка передач, раздаточная коробка, коробка отбора мощности. Вопросы: Назначение коробки передач. Типы коробок передач. Передаточное число. Схема механизма переключения передач. Общее устройство и работа коробки передач. Особенности устройства и работы четырех- и пятиступенчатой коробок передач автомобилей. Назначение, устройство и работа делителя передач. Управление коробкой передач с делителем. Назначение, принцип действия, устройство и работа синхронизатора. Назначение, устройство и работа раздаточной коробки. Устройство механизма включения раздаточной коробки и коробки отбора мощности Метод занятия: рассказ, беседа.
Время: 4 часа ХОД ЗАНЯТИЯ
1ВВОДНАЯ ЧАСТЬ -проверяю наличие личного состава -довожу тему и учебные вопросы
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Коробка передач Коробка передач служит для изменения по величине и направлению передаваемого крутящего момента, длительного разъединения двигателя с трансмиссией во время стоянки, а также для движения автомобиля задним ходом. В зависимости от условий эксплуатации сопротивление движению автомобиля может изменяться в сравнительно широком диапазоне, что вызывает необходимость увеличения или уменьшения силы тяги на ведущих колесах. Различная сила тяги на ведущих колесах при работе двигателя на режиме заданной мощности может быть получена изменением соотношения между частотами вращения коленчатого вала и ведущих колес с помощью коробки передач. На военной автомобильной технике устанавливают главным образом механические коробки передач, представляющие собой зубчатый редуктор, в котором зубчатые колеса могут соединяться в различных сочетаниях, образуя ряд передач с разными передаточными числами. В зависимости от числа передач (ступеней) переднего хода ступенчатые коробки передач могут быть трех-, четырех-, пяти и многоступенчатые, а в зависимости от числа передвижных зубчатых колес (шестерен) - двух-, трех и четырехходовые. На автомобиле ЗИЛ-131 устанавливается трехходовая коробка передач с пятью передачами для движения вперед и одной назад. Передаточные числа первой передачи 7, 44; второй -4, 10; третьей - 2, 29; четвертой - 1, 47; пятой - 1, 00, передачи заднего хода - 7, 09. Коробка передач (рис. 17.8, а) включает в себя картер 24, крышку 4 с рычагом 5 и механизмом переключения передач, ведущий (первичный) вал 1, ведомый (вторичный) вал 14, расположенный на одной оси с ведущим валом, синхронизаторы 9 и 33, промежуточный вал 22 и блок 26 зубчатых колес заднего хода (рис. 17.8, б), установленный на оси 2. С обеих сторон в картере имеются люки с фланцами для крепления коробок от бора мощности, а также пробки 17 и 27 (рис. 17.8, а), первая из которых служит для заливки и контроля уровня масла, а вторая для его слива. Коробка передач герметична, что необходимо для преодоления автомобилем водных преград. К крышке заднего подшипника ведомого вала присоединена трубка 13 вентиляции картера, выведенная на заднюю стенку кабины. Ведущий вал (первичный) 1 изготовленный заодно целое с шестерней 2, установлен на двух шарикоподшипниках. Передний шарикоподшипник 35 расположен в гнезде фланца коленчатого вала, а задний - в передней стенке картера 24. Ведомый вал (вторичный) 14 передним концом опирается на роликовый подшипник 34, расположенный в выточке ведущего вала, а задним - на шарикоподшипник 15, закрепленный в картере крышкой, внутри которой установлен маслоотражатель. На шлицах этого вала установлено зубчатое колесо 12 первой передачи и передачи заднего хода, которое перемещается посредством вилки 11. Промежуточный вал 22 передним концом опирается на роликовый подшипник 31, расположенный в передней стенке картера 24, а задним - на шарикоподшипник 15. Шестерня 16 изготовлена за одно целое с промежуточным валом, а шестерни 16, 19 и 20 и зубчатые колеса 21 и 23 установлены на нем на шпонках. Шестерня 2 и зубчатое колесо 23, шестерня 32 и зубчатое колесо 21 четвертой передачи, зубчатое колесо 30 и шестерня 20 третьей передачи, зубчатое колесо 10 и шестерня 18 второй передачи находятся в постоянном зацеплении. Шестерня 32, зубчатые колеса 30 и 10 свободно вращаются на ведомом валу. Они имеют выступающие конические поверхности (конусы) и внутренние зубчатые венцы для соединения с синхронизаторами 9 и 33. Синхронизаторы служат для безударного включения зубчатых колес в коробке передач. Синхронизатор 9 инерционного типа включает вторую и третью передачи, синхронизатор 33 - четвертую и пятую передачи. Оба синхронизатора по устройству одинаковы, отличаются только размерами. Синхронизатор (рис. 17.9, а) представляет собой передвижную муфту 8 с зубчатыми венцами 5 и диском 6, на который воздействует вилка механизма переключения передач. Диск имеет по три отверстия 7 для блокирующих пальцев 2, жестко связывающих бронзовые конусные кольца 1, и по три отверстия для пальцев 4 фиксаторов, которые состоят из двух полуцилиндров и двух пружин 3 Рис.17.В.Коробка передач ЗИЛ-131: a-общий вид; б-включение заднего хода; в-механизм переключения передач; r-блокирующее устройство; д-схема переключения передач; Н-нейт-ральное положение рычага 5; 1-5 положение рычага, соответствующее передачам переднего хода; ЗХ-положение рычага при включенной передаче заднего хода Рассмотрим работу синхронизатора 33 (рис. 17.8, а) на примере включения пятой передачи. В нейтральном положении (рис. 17.9, б) муфта 8 синхронизатора расположена посередине между шестернями 9 и 10. При включении передачи (рис. 17.9, в) она, перемещая пальцы 4 фиксаторов, прижимает конусное кольцо 1 к конусу шестерни 9 ведущего вала. Муфта, соединенная с ведомым валом, и шестерня ведущего вала имеют разные частоты вращения. Из-за трения между коническими поверхностями кольцо 1 (рис. 17.9, а) поворачивается относительно диска 6 муфты 8 до соприкосновения конусных фасок отверстий 7 диска 6 с блокирующими кольцами 2. При этом происходит блокировка конусных колец 1 и муфты 8. При выравнивании частот вращения шестерни 9 и ведомого вала муфта перемещается дальше по полуцилиндрам фиксаторов, сжимая их пружины 3 (рис. 17.9, г). При этом зубчатый венец 5 муфты бесшумно входит в зацепление с зубчатым венцом шестерни 9 пятой передачи. Рис. 17.9. Синхронизатор (а) коробки передач автомобиля ЗИЛ-131 и схемы (б-г) его включения: 1-бронзовые конусные кольца; 2-блокирующие пальцы; 3-пружины; 4-паль-цы фиксаторов; 5-зубчатые венцы муфты; 6-диск; 7-отверстия для блокирующих пальцев; 8-муфта; 9-зубчатый венец шестерни; 10-шестерня Механизм переключения передач (рис. 17.8, в) состоит из рычага 5 и трех ползунов. На ползуне 3 установлена вилка включения первой передачи и заднего хода, на ползуне 7 - вилка включения четвертой и пятой передач, на ползуне 8 - вилка второй и третьей передачи. Для предотвращения возможности включения двух передач одновременно между ползунами установлено блокирующее устройство (рис. 17.8, г), состоящее из четырех шариков 36, штифта 37 и фиксаторов 6 (рис. 17. 8, а). На схеме (рис. 17.8, д) показано положение рычага переключения передач на различные передачи. Работа коробки передач. При включении первой передачи и заднего хода нижний конец рычага 5 (рис. 17.8, в) соединяется с промежуточным рычагом 29, при этом утапливается упор и сжимается пружина предохранителя 28, что не допускает случайного включения этих передач. В передачу заднего хода входит шестерня 19 (рис. 17.8, а), установленная на промежуточном валу. При перемещении зубчатого колеса 12 назад до его зацепления с малой шестерней блока 26 (рис. 17.8, 6) включается задний ход. В этом случае крутящий момент через шестерню 2 (рис. 17.8, а), зубчатое колесо 23, шестерню 19, блок 26 (рис. 17.8, 6) шестерен заднего хода и зубчатое колесо 12 передается ведомому валу, который начинает вращаться в обратную сторону по сравнению с направлением его вращения при включении других передач. На всех передачах крутящий момент передается через шестерню 2 ведущего вала и зубчатое колесо 23 ведомого вала и далее через синхронизаторы и зубчатые колеса включенной передачи на ведомый вал (рис. 17.10). Рис.П.Ю.Схема включения передач и направления крутящего момента (показаны стрелками) на различных передачах: а-первая передача; б-вторая передача; в-третья передача; г-четвертая передача; д-пятая передача; е-передача заднего хода
Рис. 17.11.Привод управления коробкой передач автомобиля КАМАЗ-4310: 1-кронштейн; 2-опора уплотнителя; 3-наконечник; 4-рычаг переключения передач; 5-рукоятка рычага; 6 и 11-рычаги передней тяги; 7-рычаг наконечника; 8 и 22-контргайки; 9 и 21-регулировочные болты; 10-передняя тяга; 11-сухарь; 12-уплотнительное кольцо; 13-сферическая втулка; 14-пружина; 15-крышка шаровой опоры; 1/-промежуточная тяга; 18-регулировочный фланец; 19-соединительный болт; 20-верхняя крышка картера коробки передач; 23-шток механизма переключения передач; 24-болт крепления регулировочного фланца
Рис. 17.12. Опора рычага переключения передач автомобиля КАМАЗ-4310: 1 -кронштейн; 2-сегментная шпонка; 3-чехол; 4-рычаг наконечника; 5-уплот-нительная манжета наконечника; 6-штифт; 7-опора уплотнителя люка; 8-фрикционный диск тормоза; 9-держатель колпака; 10-пружина; 11-опор-ная шайба пружины; 12-ось наконечника рычага; 13-наконечник рычага; 14-резиновый чехол; 15-упорная гайка пружины; 16-нажимной диск тормоза; 17-установочный винт; 18-контргайки
Коробка передач, устанавливаемая на автомобиле КАМАЗ-4310 не имеет принципиальных отличий в устройстве и работе от выше описанной. Самым существенным её отличием является дистанционный привод управления (рис. 17.11), который состоит из качающегося рычага 4 переключения передач, опоры 2 рычага переключения передач, укрепленной на переднем торце блока цилиндров двигателя, передней 10 и промежуточной 17 тяг управления, которые перемещаются в сферических втулках 13 из металлокерамики, уплотненных резиновыми кольцами 12 и поджатых пружиной 14. Сферические опоры передней тяги размещены в расточке кронштейна опоры рычага переключения передач и в картере маховика. Опора промежуточной тяги установлена на картере сцепления. На задний конец промежуточной тяги навернут на резьбе и закреплен двумя стяжными болтами 24 регулировочный фланец 18. Опора рычага переключения передач (рис. 17.12) состоит из кронштейна 1, опоры 7 уплотнителя люка, держателя 9 колпака, наконечника 13 рычага. Наконечник рычага через шайбу 11 поджат пружиной 10, пружина другим концом упирается в гайку 15, которая после заворачивания раскернивается в паз кронштейна. Верхняя полость гайки является рабочей поверхностью фрикционного тормоза, представляющего собой устройство, состоящее из фрикционного диска 8, нажимного диска 16 и пружины. Сила трения фрикционного устройства гасит вибрации рычага переключения передач. Установочный винт 17 фиксирует рычаг переключения в нейтральном положении.
|