Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздаточная коробка ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
На полноприводных автомобилях устанавливается раздаточная коробка, которая служит для распределения крутящего момента, передаваемого от коробки передач, между ведущими мостами автомобиля. В раздаточной коробке также устанавливается устройство для включения переднего ведущего моста автомобиля, а на некоторых автомобилях от раздаточной коробки осуществляется отбор мощности для привода вспомогательных механизмов. На автомобиле КАМАЗ-4310 установлена раздаточная коробка с межосевым дифференциалом (рис. 17.13). Коробка крепится к раме автомобиля на четырех резиновых подушках. В верхней части картера 17 имеется люк, закрытый крышкой 3 для установки коробки отбора мощности, а в его заднем торце установлена коробка отбора мощности 6 на лебедку с муфтой включения 5.
Рис.17.13.Раздаточная коробка КАМАЗ-4310: 1-ведущий вал; 2-ведущее зубчатое колесо; 3-крышка люка для установки коробки отбора мощности; 4-колесо отбора мощности; 5-муфта включения лебедки; 6-коробка отбора мощности; 7-маслосборник; 8-шестерня понижающей передачи; 9-роликовый подшипник; 10-саттелиты; 11-вал привода среднего и заднего мостов; 12-обойма дифференциала; 13-ко-ронное колесо дифференциала; 14-ведущее колесо дифференциала; 15-шестерня дифференциала; 16-межосевой дифференциал; 17-картер раздаточной коробки; 18-шестерня повышающей передачи; 19-муфта; 20-муф-та блокировки дифференциала; 21-вал привода переднего моста; 22-вил-ка; 23-пневматическая камера; 24-шток; 25-мембрана; 26-электропневмок-лапан; 27-промежуточный вал; 28-муфта; 29-промежуточная шестерня Внутри картера на подшипниках размещены: ведущий вал 1 с ведущим зубчатым колесом 2 и колесом отбора мощности; промежуточный вал 27 с промежуточной шестерней 29 и шестерней 8 понижающей передачи; вал 21 привода переднего моста с шестерней 18 повышающей передачи; вал привода двух ведущих мостов. На валу 11 привода среднего и заднего мостов установлен цилиндрический межосевой дифференциал 16. Он состоит из шестерни 15, четырех саттелитов 10, обоймы дифференциала 12, коронного зубчатого колеса 13, смонтированного в разъемном корпусе дифференциала, и ведущего зубчатого колеса 14. При разблокированном дифференциале происходит распределение крутящего момента между передним, средним и задним мостами. При этом обеспечивается равномерная сила тяги на всех ведущих мостах, и устраняются перегрузки в трансмиссии. При движении в тяжелых дорожных условиях дифференциал для обеспечения необходимой проходимости автомобиля должен быть заблокирован. Блокировка и разблокировка межосевого дифференциала осуществляется дистанционно (из кабины водителя) при помощи мембранной пневматической камеры 23. Между корпусом и крышкой камеры установлена резинотканевая мембрана 25. К ней возвратной пружиной прижимается шток 24, на котором укреплена вилка 22, связанная с муфтой 20 блокировки дифференциала. Для блокировки на панели приборов перемещают рычаг крана включения межосевого дифференциала. При этом сжатый воздух поступает в полость между крышкой корпуса пневматической камеры и мембраной 25, шток 24 с вилкой 22 перемещает муфту 20 направо, соединяя вал 21 привода переднего моста с передней частью корпуса дифференциала 16. В результате дифференциал блокируется, валы 21 и 11 привода ведущих мостов оказываются жестко связанными и вращаются с одинаковой частотой. Переключение передач в раздаточной коробке осуществляется также дистанционным приводом при помощи мембранных пневматических камер 23. Воздух в камеры подается через электропневмоклапаны 26, управляемые из кабины водителя трех-позиционным переключателем. Для предотвращения одновременного включения двух передач в раздаточной коробке имеется механизм блокировки. При включении в раздаточной коробке повышающей передачи (передаточное число 0, 92) муфта 19 перемещается вправо и вводится в зацепление с зубчатым венцом шестерни 18 повышающей передачи. В этом случае крутящий момент от зубчатого колеса 2 ведущего вала 1 через промежуточную шестерню 29, шестерню 18 повышающей передачи и муфту 19 передается на дифференциал и распределяется между валами 11 и 21 привода ведущих мостов. Для включения понижающей передачи (передаточное число 1, 69) необходимо муфту 28 сместить вправо. При этом соединяют шестерни 29 и 8. Крутящий момент от зубчатого колеса 2 ведущего вала 1 через промежуточную шестерню 29 и муфту 28 передается на шестерню 8 понижающей передачи, далее через ведущее колесо 14 на переднюю часть корпуса дифференциала 16, а затем через механизм дифференциала распределяется между валами 11 и 21 привода ведущих мостов. Рис.17.14. Схема управления раздаточной коробкой автомобиля ЗИЛ-131: 1-рычаг раздаточной коробки; 2-электропневматический клапан включения привода переднего моста; 3-трубка выпуска воздуха (сапун); 4-соеди-нительный шланг сапуна; 5-соединительный шланг включения переднего моста; 6-раздаточная коробка; 7-стержень включения вилки первой передачи; 8-стержень вилки включения второй передачи; 9-трубка, идущая от тормозного крана; 10-тяга включения первой передачи; 11-тяга включения второй передачи в раздаточной коробке; 12-стяжная пружина; 13-коробка передач; 14-серьга рычага раздаточной коробки; 15-подушка подвески; 16-болт крепления коробки к продольной балке; 17-шайба; 18-продольная балка подвески; 19-распорные втулки; 20-шайба Рис.17.15.Электромагнитный пневматический клапан: 1-электромагнит; 2-корпус клапана управления раздаточной коробкой; 3-седло клапана; 4-впускной клапан; 5-пробка клапана; 6-распорная втулка; 7-стержень клапана; 8-выпускной клапан; 9-уплотительное кольцо; 10-шток; 11-дисковая пружина; 12-корпус; 13-крышка; 14-сердечник На автомобиле ЗИЛ-131 установлена механическая раздаточная коробка, имеющая две передачи. Передаточное число первой передачи 2, 08, второй передачи 1, 0. Переключают передачи раздаточной коробки рычагом 1 (рис. 17.14), имеющим три положения. При перемещении рычага назад включена вторая (прямая) передача, при перемещении рычага вперед включена первая (понижающая) передача; среднее положение - нейтральное. Для предотвращения одновременного включения двух передач служит механизм блокировки шарикового типа. Для облегчения управления автомобилем в сложных условиях движения по бездорожью, а также для предохранения от перегрузок трансмиссии автомобиль имеет автоматическое управление включением переднего моста при включении первой передачи в раздаточной коробке. При этом, выключатель переднего моста, установленный на стержне вилки включения первой передачи, замыкает электрическую цепь электромагнита 1 (рис. 17.15), который выталкивает сердечник 14 и давит на шток 10. Воздух от тормозного крана через впускной клапан 4 поступает в пневматическую камеру раздаточной коробки, и мембрана воздействует на стержень камеры включения скользящей каретки. Таким образом, автоматически включается привод переднего моста. При выключении первой передачи размыкается цепь электромагнита, закрывается воздушный клапан, и возвратная пружина автоматически выключает передний мост. При движении автомобиля (например, по скользкой дороге) может возникнуть необходимость включения переднего моста на второй передаче в раздаточной коробке, и этом случае цепь электромагнита, управляющего включением переднего моста, может быть замкнута принудительно при помощи переключателя, установленного на переднем щитке кабины водителя. О включении переднего моста в обоих случаях сигнализирует контрольная лампа на щитке приборов. По сравнению с раздаточной коробкой автомобиля КАМАЗ-4310, на ЗИЛ-131 отсутствует межосевой дифференциал, а в остальном, с учетом изложенного выше, значительных различий в устройстве и работе этих агрегатов нет. 17.3.1.Возможные неисправности раздаточной коробки, причины и способы их устранения
|