Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модель формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста
Эффективность педагогического процесса во многом зависит от того, какими средствами, методами, инструментами пользуется педагог. Успешное решение той или иной задачи связано с разработкой и внедрением новых эффективных педагогических технологий, способствующих интеллектуальному, творческому, нравственному, социальному развитию подрастающего поколения. Среди образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания подрастающего поколения всегда стоят на первом месте. При этом педагогами отмечается приоритет формирования знаний о социальной действительности, центральным звеном которого являются знания о трудовой деятельности людей. Данное содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, положительного отношения к труду и его результатам уже в дошкольном возрасте. «Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…», — пишет В.И.Логинова [19, с. 86] В тоже время стоит отметить, что очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста имеют весьма смутное представление о мире современных профессий взрослых, знания являются разрозненными и бессистемными. В связи с этим разработка и внедрение модели формирования представлений о труде взрослых является актуальной. Модель — это концептуальный инструмент, ориентированный в первую очередь на управление моделируемым процессом или явлением. При этом функция предсказания, прогнозирования служит целям управления [3]. Под моделью организации образовательного процесса понимается совокупность форм, методов, условий организации взаимодействия субъектов данного процесса; способов формирования и закрепления знаний и практических навыков обучающихся. Образовательный процесс можно представить как систему пяти элементов: 1) цель обучения (для чего учить). 2) содержание учебной информации (чему учить); 3) методы, приёмы, средства педагогической коммуникации (как учить); 4) преподаватель; 5) учащийся [38]. Опираясь на данную позицию, нами разработана модель формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых, которая включает следующие компоненты: · целевой (цель, задачи учебной программы дошкольного образования); · содержательный (знания и представления о профессиях взрослых, чувства и отношения, формируемые в процессе знакомства с профессиями, качества личности, воспитываемые у дошкольников), · процессуально-методический (методы и формы организации специально организованной деятельности) · результативно-оценочный (критерии, показатели, уровни и результат). Согласно «Учебной программе дошкольного образования», задачами формирования знаний и представлений о труде взрослых выступают задачи развития воспитанника в деятельности: развивать: - социальные способности к пониманию поведения взрослых и сверстников; - интерес к социальной действительности; к труду взрослых; к труду своих родителей; к взаимоотношениям людей разных профессий; формировать: - представления о предметах рукотворного мира, их значении в жизни человека; воспитывать: - уважение и бережное отношение к труду взрослых, к людям разных профессий; - желание и стремление самим активно участвовать в создании предметов рукотворного мира и обогащении предметно развивающей среды (оформление интерьера группы, создание игрушек и предметов для игровой, театрально-художественной деятельности) [33, с.273 – 274]. В разделе «Рукотворный мир» рекомендуется формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о (об): - предметах рукотворного мира, мире техники и ее значении для человека: игрушках, предметах домашнего обихода, технике и приборах, одежде и сувенирах; - предметах, облегчающих труд человека в быту, об общих признаках, свойствах и качествах; - распространенных видах транспорта[33, с.280]. Содержательный компонент представлен профессиями взрослых, с которыми необходимо знакомить детей дошкольного возраста. Знакомство с профессиями включает формирование представлений и знаний о процессе и результате труда, предмете и способах получения определённого продукта труда, а также о значимости результата труда взрослых. Учебная программа предусматривает знакомство детей с профессиями в системах «человек—человек», «человек—техника», «человек—природа», «человек–– художественный образ». В системе «человек—человек» нами взяты такие профессии как врач, продавец. В системе «человек—техника» — профессии водитель, строитель. Система «человек—природа» представлена следующими профессиями агроном, фермер и система «человек––художественный образ» представлена профессиями актер, художник [36]. Процессуально-методический компонент представлен формами и методами специально организованной деятельности дошкольников В качестве форм мы используем игру-занятие, занятие-беседу, занятие-эксперимент, экскурсии, дидактические игры, игры-путешествия, выставки поделок дошкольников и родителей. Основными методами формирования у детей дошкольного возраста представлений о социальной значимости труда взрослых мы определили: - наглядные (демонстрация картин, иллюстраций); - словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы); - практические (упражнения, инсценировки); - игру (сюжетно-ролевые, дидактические игры, педагогические ситуации). Средствами формирования представлений о труде взрослых выступают: личность взрослого, художественная литература, личностно-развивающие задания, труд дошкольника; Результативно-оценочный компонент представлен критериями, показателями эффективности проведенной работы.
Вся работа по реализации модели формирования у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости строится на следующих общедидактических принципах: 1. Принцип воспитывающего обучения – обучающая деятельность педагога носит воспитывающий характер. Специально подобранное содержание обучения имеет своей целью ознакомление детей с окружающей действительностью, приобщение к культуре труда, формирование ценностного отношения к труду людей разных профессий. 2. Принцип научности – использование в работе научно обоснованных знаний о труду взрослых. 3. Принцип наглядности. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. 4. Принцип систематичности и последовательности предполагает постепенное усложнение материала по ознакомлению дошкольников с профессиями, его системность. 5. Принцип доступности предусматривает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей, ориентация на ближайший уровень развития воспитанников. 6. Принцип осознанности. При этом мы считаем, принцип осознанности ведущим, так как он дает возможность для формирования у воспитанников активной и осознанной позиции по отношению собственным достижениям. Реализуя деятельностный подход к усвоению знаний, приоритетными считаем практические методы и игру, как ведущий вид деятельности дошкольников которые будут осуществляться в специально-организованной деятельности. Подводя итог выше сказанному, считаем необходимым отметить, что комплексное решение задач, создание условий, реализация принципов работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости, рациональное применение форм, методов и средств, осуществление своевременной диагностики и коррекции позволяют решить задачи социально-личностного и трудового воспитания.
|