Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные положения темы. Тема 9. Финансовый сектор экономики






Тема 9. Финансовый сектор экономики. Взаимодействие финансового и реального сектора

Проблемы, предлагаемые для изложения на лекции

1. Сущность и функции финансов. Финансовый сектор экономики. Денежно-кредитная система.

2. Финансовая система и финансовая политика государства.

3. Использование финансовой и денежно-кредитной политики в целях обеспечения макроэкономической стабильности.

 

Основные положения темы

1. Экономические системы, основанные на использовании товарно-денежных отношений, не могут функционировать без упорядочения движения денежных потоков между экономическими субъектами. Это упорядочение осуществляется в рамках финансовой и денежно-кредитных систем, образующих финансовый сектор экономики в противоположность реальному сектору. Реальный сектор экономики – понятие, используемое в отечественной экономической литературе, включающее в себя как отрасли материального производства, так и сферы услуг.

Между финансовым и реальным секторами экономики существует теснейшая взаимосвязь, так как, с одной стороны, финансовые ресурсы являются производными от экономической деятельности в реальном секторе, а с другой – служат индикатором и важнейшим стимулятором его развития.

2. Финансы, как научное понятие, ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни сопровождаются движением денежных средств в наличной и безналичной форме (при распределении прибыли, формировании доходов, перечислении налоговых платежей и т. п.). Это движение денежных средств отражает распределение ВВП, которое происходит на государственном уровне, на уровне фирм и на уровне домохозяйств. При этом возникает система экономических отношений, которые называются финансовыми отношениями.

3. Финансовые отношения с помощью системы финансовых показателей, имеющих денежную форму, позволяют четко отслеживать итоги экономической деятельности как фирм и домохозяйств, так и государства. В этом качестве финансы выполняют контрольную функцию.

С помощью финансов государство может воздействовать на экономический цикл, манипулируя величиной государственных расходов и налоговых ставок, объема денежной массы в обращении и уровня процентной ставки в сторону увеличения деловой активности или ее уменьшения. В этом состоит регулирующая функция финансов.

Изменяя ставки и условия налогообложения, с помощью финансов государство может воздействовать на рост объемов производства, увеличение количества рабочих мест. В этом качестве проявляется стимулирующая функция финансов.

Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов происходит изъятие части доходов фирм и домохозяйств.

Владельцы экономических ресурсов – домохозяйства, а также фирмы производят отчисления от своих доходов в виде налогов, которые аккумулируются в государственном бюджете. Отсюда финансы в форме денежных фондов целевого назначения направляются государством на решение производственных и социальных задач, финансирование крупных межотраслевых и комплексных целевых программ, выполнение своих финансовых обязательств в рамках многостороннего сотрудничества с международными организациями. В этом качестве финансы выполняют распределительную функцию.

4. Итак, финансы – это денежные средства, формируемые в ходе создания, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта страны. А движение финансов осуществляется в денежной форме.

5. Денежная форма финансовых отношений предполагает функционирование в стране временно свободных денежных средств – кредита и обслуживающей его банковской системы. На всех этапах движения финансовых ресурсов возникает совокупность финансовых отношений национальной экономики, образующих финансовую систему. Денежная, кредитная, банковская и финансовая система образуют финансовый сектор экономики.

6. Стабильная денежная система – залог достижения макроэкономического равновесия и экономического роста. Изменение величины денежной массы, находящейся в обращении, либо увеличение или уменьшение стоимости денег, порождают сложные экономические проблемы, связанные с изменением уровня доходов, цен, объема реального ВВП.

7. Выполняя свои функции: меры стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накопления и мировых денег, деньги опосредуют кругооборот товарных потоков и доходов между фирмами и домохозяйствами, выступая посредниками на рынках инвестиционных и потребительских товаров. Если количество денег, опосредующих данный кругооборот, совпадает с суммой товарных цен, то можно считать, что в рамках национальной экономики достигнуто макроэкономическое равновесие, определяемое по формуле: MV = PQ.

8. Как и любой товар, деньги обращаются на рынке. Денежный рынок – это рынок денежных средств, представленный сетью финансовых учреждений. Но в отличие от прочих товаров деньги не продаются и не покупаются, в чем состоит особенность денежного рынка. При совершении сделок на денежном рынке деньги обмениваются на высоколиквидные средства (то есть такие, которые могут быть быстро реализованы и превращены в наличные деньги, например ценные бумаги). «Ценой» денег при этом выступает уровень процентной ставки, величина которой формируется, как известно, под влиянием спроса и предложения денег.

9. Взаимодействие спроса и предложения денег определяют равновесие на денежном рынке. Оптимальным для денежного рынка является равновесие между спросом на деньги, которые экономические агенты хотят иметь в качестве своих финансовых активов и количеством денег, предлагаемых банковской системой в условиях проведения текущей денежно-кредитной политики. Перемещая влево и вправо кривую денежного предложения, государство имеет возможность регулировать величину ставки процента. Таким образом, оно может воздействовать на уровень инфляции, инвестиций и темпы экономического роста. В фазе экономического спада кривая денежного предложения перемещается Центральным банком вправо в целях достижения предкризисного объема реального ВВП и полной занятости; в фазе подъема – влево для предотвращения инфляции.

10. В условиях рыночной экономики деньги находятся в постоянном обороте. Ввиду несовпадения по времени получения доходов фирмами и домохозяйствами и использования их, у доходополучателей образуются временно свободные денежные средства. Они поступают на рынок ссудных капиталов, где аккумулируются в кредитно-финансовых учреждениях, а затем используются на нужды экономики в виде кредита, формой реализации которого является ссуда. Кредит – это экономические отношения, возникающие между кредитором и заемщиком по поводу передачи денег последнему во временное пользование на условиях срочности, возвратности, платности и обеспеченности.

11. Роль кредита проявляется в его функциях. Большая часть экономистов считают, что кредит выполняет следующие функции: перераспределительную, эмиссионную и контрольную.

12. Реально кредит существует в многообразных формах: коммерческого, банковского, которые по сроку возвратности подразделяются на краткосрочный и долгосрочный; потребительского кредита, ипотечного кредита, государственного кредита, международного кредита.

13. Кредитная система представляет собой совокупность кредитных институтов, аккумулирующих и перераспределяющих финансовые активы. Она включает следующие звенья: 1. Центральный банк, государственные банки и банки, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству; 2. банковский сектор: коммерческие, инвестиционные, специализированные торговые банки, ипотечные, сберегательные; 3. специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения: кредитные союзы, пенсионные фонды, страховые компании, ссудосберегающие ассоциации.

14. Банки – это финансовые учреждения, которые аккумулируют временно свободные денежные средства фирм и домохозяйств, предоставляют кредиты, осуществляют перевод денег, а также многие другие операции. Совокупность банковских учреждений, функционирующих на территории страны, представляет банковскую систему, все элементы которой находятся во взаимосвязи. Банковская система является неотъемлемым элементом финансового сектора экономики, поэтому ее функционирование тесно связано с экономическими процессами, происходящими в стране.

15. Центром кредитно-банковской системы является Центральный банк, являющийся государственным учреждением, выполняющим следующие функции: эмиссионную; функцию аккумулирования и хранения кассовых резервов для коммерческих банков; функцию предоставления кредитов в форме прямых краткосрочных или долгосрочных ссуд либо покупки государственных облигаций и выполнения расчетных операций для правительственных органов; кредитования коммерческих банков; проведения по поручению правительственных органов операций с золотом и иностранной валютой; осуществление клиринговой функции, то есть безналичных расчетов; регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений; реализация совместно с правительством денежно-кредитной политики, направленной на регулирование экономики.

16. Коммерческие банки представляют собой частные, государственные, либо смешанные банки, осуществляющие операции по кредитованию промышленных, торговых и иных предприятий, как правило, за счет тех денежных средств, которые они привлекают в виде вкладов. Частные и смешанные банки существуют, главным образом, в виде акционерных обществ.

17. По характеру выполняемых операций выделяют универсальные и специализированные банки. Универсальные выполняют широкий круг кредитно-финансовых операций безотносительно к обслуживаемым отраслям, составу клиентов, регионам. Специализированные банки выполняют ограниченное количество операций. Они включают в свой состав ипотечные, страховые, инвестиционные, сберегательные, инновационные и другие банки.

Коммерческие банки подразделяются и по отраслевому принципу. В России это, например, Внешэкономбанк, Россельхозбанк, Промстройбанк и др.

18. Банки выполняют следующие функции: а) мобилизация временно свободных денежных средств, формирование на этой основе ссудного капитала, который предоставляется во временное пользование нуждающимся в деньгах заемщикам; б) осуществление расчетов и платежей по поручению клиента; в) выпуск в обращение кредитных денег- векселей, чеков – в результате выдачи ссуд заемщику. С этим связано понятие депозитная эмиссия, которая приводит к увеличению в обращении денежной массы в результате выдачи банком ссуд, в отличие от банковской эмиссии, которую может осуществлять только Центральный банк. Депозитная эмиссия может увеличить уровень инфляции, поскольку кредитные деньги обращаются как платежное средство наряду с деньгами. Поэтому деятельность коммерческих банков находится под контролем и регулируется Центральным банком; г) консультирование фирм по широкому кругу экономических проблем, проведение операций по ревизии бухучета, анализу финансового состояния фирм, управления корпоративными финансами, выпуск пластиковых карт, обмен валюты, охрана ценностей в специальных ячейках, операции по лизингу (операции по размещению движимого и недвижимого имущества, которое покупается с целью сдачи его в аренду с последующим выкупом), операции по факторингу (операции по покупке на договорной основе требований по товарным поставкам).

19. Банки совершают четыре вида операций: пассивные, активные, банковские услуги, собственные операции банков.

20. Банк является кредитным предприятием, поэтому до 80 % банковских активов приходится на активные кредитные операции. Функционируя в условиях рынка, на основе прибыльности, банк всегда подвержен определенному риску, для снижения уровня которого банку необходимо: а) тщательно выбирать своих клиентов, не выдавая ссуды неплатежеспособным заемщикам; б) располагать немалыми собственными ресурсами; в) привлекать денежные средства на длительный срок; г) часть денежных ресурсов хранить неиспользованной, на случай непредвиденных обстоятельств. Эта часть собственных денежных ресурсов называется нормой обязательных резервов. Она устанавливается Центральным банком страны и рассчитывается как отношение между размером обязательных резервов и обязательствами по вкладам.

21. Составной частью финансового сектора является финансовая система – совокупность определенных финансовых структурных элементов и соответствующих им финансовых отношений, складывающихся в экономике. Элементами структуры финансовых отношений являются: а) централизованные финансы – это государственный бюджет, государственный кредит, фонды социального, имущественного и личного страхования, страхования предпринимательских рисков и др., имеют особое значение для макроэкономического регулирования; б) децентрализованные финансы – это финансы фирм и предприятий. Их субъектами являются юридические и физические лица, между которыми и возникают финансовые отношения. Финансы фирм и предприятий составляют основу финансовых отношений, так как именно здесь производится ВВП и происходит образование финансовых ресурсов, которые затем распределяются и перераспределяются; в) финансы домохозяйств, представляющие личные финансы, по поводу которых и возникают финансовые отношения между членами домохозяйств.

22. Ведущее звено финансовой системы – государственный бюджет. Это финансовый план формирования централизованного денежного фонда государства и его использования в качестве инструмента территориального и межотраслевого распределения и перераспределения ВВП. Это крупный централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. В странах с унитарным устройством бюджетная система имеет двухъярусное построение, включающее государственный и местный бюджеты. В странах с федеральным государственным устройством имеются промежуточные звенья: бюджеты субъектов федерации (Россия), бюджеты штатов (США), бюджеты земель (Германия). Структура государственного бюджета включает доходную и расходную части.

23. Осуществляя расходование средств государственного бюджета, государство должно заботиться о количественном равенстве между доходами и расходами. В случае превышения расходов над доходами возникает дефицит государственного бюджета, который равен сумме такого превышения. Безопасным для экономики считается дефицит госбюджета, не превышающий 5 % ВВП. Причины бюджетного дефицита: а) спад общественного производства; б) дополнительная денежная эмиссия, не обеспеченная ростом производства; в) социальные программы популистского характера, реальные финансовые ресурсы на выполнение которых отсутствуют; г) крупномасштабный оборот «теневого» капитала и др.

24. В мировой практике используются следующие способы покрытия дефицита бюджета: а) государственные займы (внутренние и внешние); ужесточение налогообложения; в) дополнительная денежная эмиссия.

25. В системе финансовых отношений немаловажную роль играют налоги, которые выступают главным средством пополнения доходной части бюджета. Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей, свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, структура и функции налоговых органов образуют налоговую систему.

26. В практике налогообложения применяются следующие налоговые ставки: а) прогрессивные; б) регрессивные, в) пропорциональные; д) твердые.

27. Налоги классифицируются на прямые, взимаемые непосредственно по ставке или фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика и косвенные, взимаемые через надбавку к цене товара.

По использованию налоги подразделяются на: а) общие, используемые на финансирование расходов государственных и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов и б) специфические, имеющие целевое назначение.

В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

28. Налоговые системы включают определенные виды налогов: а) подоходный налог с физических лиц; б) налог на прибыль предприятия, фирм; в) взносы на социальное страхование; г) налог на добавленную стоимость; д) акцизы и др.

29. Наряду со взиманием налогов государство применяет и ряд стимулирующих льгот: инвестиционный налоговый кредит, ускоренную амортизацию, скидку на истощение недр.

30. Финансовая и денежно-кредитная политика используются в целях обеспечения макроэкономической стабильности.

31. Финансовая политика – совокупность государственных мер, направленных на стабилизацию социально-экономических условий развития страны посредством использования государственных финансов. Финансовая политика может быть направлена либо на преодоление спада (стабилизацию) и создание условий для экономического роста (если экономика находится в состоянии спада), либо ограничение деловой активности (в условиях инфляции, вызванной избыточным спросом). Это осуществляется путем изменения государством налоговых ставок, объема налогов, их видов, государственных расходов с целью воздействия на совокупный спрос.

32. Система регулирования экономики, направленная на изменение совокупного спроса посредством налоговых ставок и государственных расходов называется фискальной политикой, которая состоит из дискреционной и недискреционной фискальной политики, которую называют автоматической.

33. Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость, увеличивая совокупный спрос. Обладая мультипликативным эффектом, государственные расходы могут воздействовать как на увеличение ВВП, так и на его сокращение. Подобный механизм влияния государственных расходов на объем реального ВВП предполагает, что во время спада государственные расходы могут быть использованы для увеличения объема ВВП и уменьшения роста безработицы. И, наоборот, в период инфляционного подъема правительство может снижать уровень своих расходов для сглаживания циклических колебаний.

34. Кроме государственных расходов в целях регулирования экономики используются налоги. Уменьшение налоговых ставок может использоваться для стимулирования экономического роста в фазе спада, а в фазе инфляционного подъема налоговые ставки увеличиваются.

35. Механизм использования государством дискреционной фискальной политики сводится к следующим мероприятиям в зависимости от экономического цикла: а) в период экономического спада правительство использует увеличение государственных расходов и уменьшение налогов. Государственные расходы могут воплощаться в увеличении пособий, материальной помощи, дополнительных выплатах.

В период экономического подъема государство прибегает к уменьшению государственных расходов и увеличению налогов.

36. Составной частью финансовой политики является бюджетная политика. Она направлена на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по расходам и доходам. В условиях благоприятной экономической конъюнктуры может возникнуть профицит бюджета (превышение доходов бюджета над государственными расходами). Избыток бюджета может быть направлен на создание компенсационных резервных фондов, погашение долгов и др. Для наибольшего стабилизационного эффекта необходимо изъятие бюджетного излишка.

В периоды спада деловой активности органы государственной власти должны увеличивать совокупный спрос даже ценой бюджетного дефицита.

37. Дискреционные фискальные меры помогают погасить очаги экономической напряженности. Однако временные льготы и послабления не всегда просто отменить. Поэтому иногда дискретные временные стабилизаторы приходится превращать в автоматические, постоянные.

Под автоматическими (встроенными) стабилизаторами понимают принятые, действующие в экономике правила и нормы, позволяющие автоматически, без вмешательства государства, реагировать на отклонения от устойчивого положения и приводить хозяйство страны в стабильное положение. Автоматические стабилизаторы, предусмотренные заранее, введенные в законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность, отражаются обычно в нормативных документах.

В период экономического спада автоматически действующие стабилизаторы препятствуют резкому сокращению спроса даже в период экономического спада. В период повышения уровня деловой активности и увеличения доходов выплата различных пособий или прекращается, или уменьшается. Налоговые поступления в госбюджет в период экономического роста, наоборот, увеличиваются. Это оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. При автоматической фискальной политике бюджетный дефицит и профицит возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов, к которым может быть отнесена прогрессивная налоговая система.

38. Стабилизационная политика государства помимо фискальной включает в себя и денежно-кредитную (монетаристскую) концепцию. Она осуществляется посредством воздействия на совокупный спрос количества денег в обращении.

Денежно-кредитная политика – это комплекс мер, принимаемых правительством совместно с Центральным банком для достижения приоритетных в данный момент для экономики целей путем воздействия на денежное предложение и уровень процентной ставки.

39. Главная цель денежно-кредитной политики – создание условий для стабильного экономического роста, низкой безработицы и инфляции. Достигается это посредством рассчитанного заранее воздействия на валютный курс, процентные ставки, объем денежной массы в обращении. Так, в период спада деловой активности количество денег в обращении необходимо увеличивать для стимулирования совокупного спроса. В противоположной фазе экономического цикла – периоде инфляционного подъема – в целях снижения уровня деловой активности и инфляции, наоборот, количество денег необходимо снижать, что вызовет уменьшение совокупного спроса. В целях достижения макроэкономического равновесия государству необходимо соблюдать равновесие между суммой цен всех товаров и услуг и количеством денег, находящихся в обращении. В случае нарушения равновесия номинальный ВВП либо не будет полностью реализован (вследствие недостатка денег в обращении), либо возникнет инфляция (вследствие избытка денег), которая может вызвать спад производства и увеличение безработицы.

40. Основные инструменты денежно-кредитной политики: а) операции на открытом рынке, б) политика учетной ставки, в) изменение нормы обязательных резервов. Опираясь на эти инструменты, Центральный банк выполняет основные задачи денежно-кредитной политики, воздействуя либо на стабилизацию процентной ставки, либо денежной массы в обращении. При различных состояниях экономики применяется тот или иной вариант политики.

Если в стране увеличиваются темпы инфляции, проводится жесткая монетарная политика, направленная на уменьшение денежной массы в обращении. В состоянии экономического спада реализуется монетарная политика, направленная на поддержание на одном уровне, либо на снижение процентных ставок и увеличение денежной массы в пределах умеренной инфляции.

 

Вопросы, предлагаемые для рассмотрения на семинарских занятиях


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал