Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классическая и кейнсианская модели потребления
Простейшая модель совокупного спроса имеет вид: AD(Qd)= C + I + G + Xn. Если в закрытой экономике отсутствует влияние государства, то G = 0 и Xn = 0. В этом случае AD = C + I = ВВП Потребление является очень важной компонентой ВВП (и совокупного спроса): его доля в ВВП обычно составляет около 60%. Потребление ведет себя проциклично, т.е. в течение цикла меняется в одном направлении с объемом общественного производства. Изменения в потреблении порождают мультипликативный эффект и могут усиливать макроэкономические колебания. Решения о потреблении принимаются домашними хозяйствами, а из индивидуальных потребительских решений складывается национальное потребление. В классической модели потребления предполагалось, что люди сначала принимают решение о сбережениях, а затем потребляют остаток располагаемого дохода. Сбережения, в свою очередь, положительно зависят от реальной ставки процента: S = f(r). Следовательно, и потребление является функцией реальной ставки процента: С = f(r). Эмпирические исследования не подтвердили эту гипотезу: потребление если и зависит от ставки процента, то очень слабо. В «Общей теории занятости, процента и денег» Дж.М. Кейнс предположил, что существует некий психологический закон, заставляющий людей увеличивать потребление в условиях роста располагаемого дохода. При этом люди увеличивают потребление не на всю величину прироста располагаемого дохода, а лишь на ее часть. Таким образом, чем богаче люди, тем меньше доля потребления и больше доля сбережений в их доходе. Это предположение выражается с помощью кейнсианской функции потребления: C = a + bY, где С – потребительские расходы; а – автономное потребление, т.е. некоторый уровень потребления, которого мы хотим достичь независимо от уровня заработной платы; b – предельная склонность к потреблению (MPC – marginal propensity to consume); Y – располагаемый доход (disposable income). Из кейнсианской функции потребления следует, что: а) значение MPC находится между нулем и единицей, поскольку люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход; б) средняя склонность к потреблению (APC), то есть отношение потребления к доходу, уменьшается по мере роста дохода, а, следовательно, обеспеченные домохозяйства сберегают относительно большую часть своего дохода по сравнению с обездоленными: APC = С/Y = a/Y + b в) потребление определяется размерами текущего дохода и не зависит от процентной ставки. Теоретические недостатки кейнсианской функции потребления взаимосвязаны: а) руководствуясь «психологическим законом», экономические агенты ведут себя нерационально; б) у данной функции потребления нет микрообоснования; в) кейнсианская функция работает в краткосрочном периоде, но не долгосрочном.
|