Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цель и задачи психологической диагностики нарушенного развития.
Психодиагностика нарушенного развития должна осуществляться в три этапа: 1) скрининг-диагностика; 2) дифференциальная диагностика; 3) углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы. 1) Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка. Несмотря на большое количество различных методик, применяемых при обследовании детей, существует явная недостаточность научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследованиях. Особенно это касается скрининговых обследований детей первых 3 лет жизни. При разработке скрининг-диагностики очень сложной является разработка системы критериев, по которым возможно разграничение детей раннего и дошкольного возраста с нормальным темпом психического развития и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Важной проблемой при проведении скрининг-обследования являются эмоциональное состояние и личностные особенности испытуемых. Мотивация сотрудничества, реакции на успех и неудачу, самочувствие, негативный прошлый опыт и т.д. существенно влияют на качество выполнения заданий. Это создает существенные трудности, поскольку ограниченность во времени при скрининг-исследовании может не дать возможности получить необходимую информацию. 2) Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития, именно по ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы. Задачи дифференциальной диагностики следующие: - разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка; - выявление первичного и вторичного нарушений и системный анализ структуры нарушения; - оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата; - определение и обоснование педагогического прогноза. На основании этих данных определяются тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекцинно-педагогического процесса. Дифференциальная диагностика осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией. Группа специалистов, проводящих диагностику, реализует комплексный подход к изучению ребенка с проблемами в развитии. Решение по итогам диагностики принимается коллегиально. Работа строится по определенной системе с учетом индивидуальных особенностей ребенка. - выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка; - разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения; - определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений; - помощь в ситуациях с затруднениями в учебе; - профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков; - решение проблем социально-эмоционального плана. При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов учебной деятельности и творчества детей и подростков. Следует подчеркнуть, что до настоящего времени большинство специалистов в области психодиагностики ориентированы в основном на оценку уровня интеллектуального и речевого развития ребенка, на дифференциацию нарушений. Специалисты успешно констатируют недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но недостаточно ориентированы на выявление позитивного потенциала, особенно позитивных личностных особенностей, на основе которых возможно решение познавательных, речевых, социально-личностных проблем ребенка. - раннее выявление нарушений развития у детей; - определение причин и характера нарушений; - определение оптимального педагогического маршрута ребенка; - выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития; - разработка индивидуальных программ развития и обучения.
18 Принципы психологической диагностики в младенческом и раннем возрасте детей с ОВЗ.
|