Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хозйтвенные объединения.






 

В современных условиях сложились разнообразные типы объединений организаций (предприятий). Эти объединения различаются в зависимости от целей создания, хозяйственных отношений между участниками, степени самостоятельности входящих в объединение организаций.

Объединение — это юридическое лицо, субъект права, обосо­бленное от создавших его организаций, действующее в интересах этих организаций, но от своего имени. Объединения создаются на основе договоров добровольно входящих в них организаций.

Объединения могут создаваться как с сохранением юриди­ческого лица и самостоятельности входящих в него организа­ций, так и без сохранения статуса юридического лица. То есть возможны объединения, в составе которых организации (пред­приятия) утратили статус юридического лица и превратились в производственные или непроизводственные подразделения. Эти две формы объединений породили смешанные формы, разрастающиеся до холдингов, финансово-промышленных (интегрированных) групп, которые могут превращаться в транс­национальные компании, имеющие свои предприятия не только на территории России, но и за ее пределами.

Основные формы объединений

Ассоциация (союз) — это добровольное объединение не­зависимых предприятий определенного профиля. Коллектив­ным органом управления в ассоциациях (союзах) является хозяйственный совет, в состав которого входят директора предприятий, ведущие специалисты.

Хозяйственный совет избирает правление и образует исполнительную дирекцию, которая не может принимать решения, противоречащие инте­ресам каждого участника ассоциации (союза). Цель создания ассоциаций (союзов) — повышение эффективности работы на основе коллективной деятельности в избранных направлениях: подготовка кадров, маркетинг, организация внешнеэкономи­ческих связей и др. Члены ассоциации (союза) имеют право выхода из нее. Если по решению участников на ассоциацию воз­лагается ведение предпринимательской деятельности, то такая ассоциация либо преобразуется в хозяйственное общество или другую организационно-правовую форму, либо может создать для ведения предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Консорциум — временное объединение предприятий, ре­шающих конкретные задачи в течение заданного периода. Все участники сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и могут участвовать в других объединениях (ассоциациях, союзах). После выполнения поставленных задач консорциум прекращает существование. Чаще всего консорциумы создаются для ре­шения научно-технических, экологических задач, совместного финансирования межотраслевых инвестиционных проектов.

Концерн — крупные объединения организаций одной или нескольких отраслей (промышленности, торговли, транспорта, связи, банков, страховых и других компаний) на основе цен­трализации функций научно-технического, производствен­ного развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэко­номической и другой деятельности.

Участники концерна делеги­руют ему выполнение функций централизованного управления, но в большинстве случаев остаются юридически самостоятель­ными.

Синдикат — объединение предприятий, производящих однородную продукцию с целью создания единой сбытовой сети. Основная цель — расширение и удержание рынков сбыта, регулирование объемов выпуска продукции членов синдиката, формирование цен на рынке. Деятельность синдиката может осуществляться на основе простого соглашения участников или на основе формирования специальных органов, на которые воз­лагаются функции по организации сбыта продукции участников синдиката и материально-техническое обеспечение их деятель­ности (закупки сырья, материалов).

Холдинг (холдинговая компания, корпорация) — это орга­низация в форме акционерного общества, владеющая контроль­ными пакетами акций других организаций с целью финансового контроля и получения дохода на вложенный в акции капитал. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в со­став активов холдинга, называются дочерними.

Контрольный пакет акций — это форма участия в капитале предприятия, обеспечивающая право принятия или отклонения решений на общем собрании акционеров и в его органах управления. Раз­личают два типа холдингов:

• чистый холдинг, который создается исключительно с це­лью контроля получения и наращивания доходов на вложенный капитал;

• смешанный холдинг, который наряду с выполнением функций чистого холдинга занимается предпринимательской деятельностью.

Чистые холдинги, как правило, возглавляются крупными банками, смешанные холдинги могут возглавляться любыми крупными акционерными обществами: производственными, сельскохозяйственными, торговыми. Практически все крупные акционерные общества в России представляют собой холдинги. В настоящее время имеет место процесс создания диверсифици­рованных объединений (объединений предприятий разных видов деятельности) в форме смешанных холдингов. При этом холдинги могут сами входить в качестве дочерних организаций в состав более крупных холдингов. Гигантские холдинги могут контроли­ровать деятельность сотен акционерных обществ. Такая форма объединения используется для проведения единой политики и контроля соблюдения интересов головной организации.

 

 

Некото­рые холдинги создаются с большой долей участия государства, что позволяет правительству контролировать и регулировать развитие отдельных отраслей экономики страны. Эффектив­ное функционирование холдингов предполагает рациональные внутрихолдинговые связи и отлаженность прав собственности.

Торгово-промышленные палаты — некоммерческие не­государственные организации, объединяющие предприятия и предпринимателей. Торгово-промышленная палата является юридическим лицом и создается на основе принципа добро­вольного объединения ее учредителей. Торгово-промышленные палаты образуются по инициативе не менее пятнадцати учреди­телей на территории одного или нескольких субъектов Россий­ской Федерации, а также на территории одного или нескольких административно-территориальных образований Российской Федерации. Цель создания торгово-промышленных палат — со­действие развитию экономики региона, Российской Федерации, формированию современной промышленной, финансовой и тор­говой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Торгово-промышленная палата может заниматься предпринимательской деятельностью лишь поскольку это необходимо для выполнения ее уставных за­дач. Полученная ею прибыль между членами торгово-промыш­ленной палаты не распределяется.

Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:

- оказывают помощь предприятиям и предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности;

- содействуют развитию новых видов предпринимательской деятельности;

содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности;

- оказывают предпринимателям, предприятиям, их объеди­нениям услуги в организации инфраструктуры, информацион­ного обслуживания;

- содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг;

- выполняют другие задачи в рамках предоставленных им прав.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал