Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подготовительные работы к спуску обсадных труб
Подготовка обсадных труб Колонна обсадных труб, предназначенная к спуску, комплектуется в соответствии с заказом-заявкой. На трубной базе она подвергается тщательной проверке. Виды проверок определяет руководство объединения в зависимости от геолого-технических условий бурения. Комплекс проверок включает: контроль маркировки труб, соответствие маркировки сопроводительной документации, визуальный контроль, инструментальный контроль, дефектоскопический контроль, гидроиспытания труб. Поверхностный контроль. Проверяется у всех труб заводская маркировка, которая сличается с сертификатом. При отсутствии сертификата не разрешается комплектация колонн для газовых скважин, для скважин, на которых предусмотрена установка противовыбросового оборудования, для морских скважин, для скважин с градиентом пластового давления 1, 3, для колонн =3000м. и более при 114-168, 1000м. и более при 178-324, 500м. и более при 324. При наличии расхождения также не разрешается комплектовать. Совершенно не допускается комплектовать колонну из труб второго сорта. В других менее ответственных скважинах трубы с наличием расхождения в маркировке и сертификате использовать допускается. Расчеты при этом следует вести как для труб с группой прочности Д, принимая фактическую толщину. Визуальный контроль. Проверяется отсутствие внешних пороков - плен, раковин, закатов, вмятин, трещин, песочин. Допускается вырубка перечисленных дефектов при условии что их глубина не превышает предельно допустимые минусовые отклонения по толщине. Резьбы проверяются на отсутствие рванин, заусениц, забоин, срыва ниток и других дефектов. Инструментальный контроль. Проверяются параметры резьб и уплотнительных поясков, зазор между наружной поверхностью трубы и цилиндрической выточкой у муфты, длина трубы, ее прямолинейность, наружный и внутренний диаметр трубы. Зазор проверяется щупом толщиной 1 мм, который должен свободно проходить по всей окружности. В противном случае трубы к комплектованию не допускаются. Комплектование труб. Обсадную колонну комплектуют в соответствии с конструкцией, на наружной поверхности вблизи ниппельного конца светлой краской наносят порядковый номер. Номера проставляются в порядке очередности спуска. Сведения о каждой трубе заносятся в ведомости. Для замены труб доставляются резервные трубы с максимальной по расчету прочностью из расчета 50м. на каждые 1000м. основного комплекта. Перед спуском трубы шаблонируются и подвергаются повторному визуальному осмотру. Одновременно с трубами подготавливается технологическая оснастка. После осмотра трубы, в которых дефектов не обнаружено, подвергают испытанию на герметичность методом опрессовки. Опрессовку проводят на трубной базе, либо на буровой. Давление опрессовки обсадных колонн и ответственных промежуточных должно быть не менее чем на 5 % превышать избыточное внутреннее давление, которое может действовать на соответствующую секцию колонны при проверке герметичности ее после спуска в скважину. Во всяком случае, оно не должно быть менее указанных величин.
Время опрессовки в течение 30с. Изменение давления не должно превышать 0, 5 МПа. Негерметичные трубы отбраковываются. Для смазки резьбовых соединений при избыточном внутреннем давлении 20-25 МПа используется до Т=100°С смазка Р-2, а при большей температуре Р-402 на силиконовой основе. При более высоких избыточных давлениях, а также для колонн в газовых скважинах рекомендуется полимеризующаяся смазка УС-1, КНИИНП-2. Для повышения герметичности соединений может использоваться фторопластовая лента ФУМ. Один из наиболее эффективных способов повышения герметичности резьбовых соединений - металлизация резьб. Тонкий слой легкоплавкого металла (цинк, алюминий и т.п.) толщиной 0, 2 -0, 5м наносят на поверхность резьбы муфты с помощью специальной металлизационной установки. Признанные годными трубы завозятся на буровую. Вместе с трубами доставляют и оснастку обсадной колонны. Они должны быть проверены, а некоторые из них подвергнуты также опрессовке. Обратные клапана спрессовывают давлением, превышающим в 1, 5 раза наибольшую разность давлений столбов жидкостей в заколонном пространстве и в колонне после цементирования. Опрессовке также подвергаются муфты ступенчатого цементирования. К началу спуска колонны в скважине должны быть завершенывсеисследовательские работы (кавернометрия, отбор проб боковым грунтоносом, опробование перспективных объектов и т.д.). После получения кавернометрии определяют место установки центрирующих фонарей и скребков. Фонари рекомендуется размешать в тех участках интервала цементирования, где диаметр ствола близок к номинальному. Если зенитный угол не превышает 3°, расстояние между фонарями может составлять 20-25м; на участках с большим зенитным углом, а также на участках интенсивного изменения зенитного угла, фонари целесообразно ставить на каждой трубе. Число центраторов рассчитывается по методике ВНИИКРнефти. По циклонограмме определяют участки резкого изменения азимутального и зенитного углов. Участки сужений, выступов и перегибов ствола скважины тщательно прорабатывают новыми долотами со скоростью 35-40 м/ч, а участки наиболее опасных сужений и перегибовсо скоростью 20-25 м/ч. Жесткость компоновки низа бурильной колонны при проработке должна соответствовать жесткости обсадной колонны. После проработки и промывки, ствол скважины шаблонируется. Для этого в скважину спускают на бурильной колонне компоновку из трех-четырех обсадных труб и убеждаются в том, что она доходит да забоя. По окончании шаблонирования, скважину промывают с целью полного удаления шлама. Во время промывки желательно поддерживать турбулентный режим течения жидкости в кольцевом пространстве. Если при промывке отмечается поступление газа в скважину, то делают перерыв в течение 10-15 мин. Длительность каждого периода промывки - два цикла циркуляции. При этом промывочная жидкость должна обладать минимальной водоотдачей, низкими значениями статического и динамического напряжения сдвига, минимально возможной вязкостью. Для снижения сил трения (липкости) фильтрационных корок в состав раствора вводят смазочные добавки. Плотность раствора должна обеспечивать устойчивость стенок ствола скважины. При подъеме бурильной колонны после проработки и шаблонирования измеряют ее длину и, таким образом, уточняют длину скважины. Подготовка оборудования к спуску обсадных труб. До начала спуска тщательно проверяют исправность всего бурового оборудования, надежность его крепления, соосности вышки, ствола ротора с устьем скважины. На буровую должны быть доставлены исправный инструмент для спуска колонны - элеваторы, ключи, хомуты. При необходимости осуществляют замену талевого каната. Обсадные трубы длиной до 3000м. обычно спускают с помощью механизированных клиньев и одного элеватора. Для предотвращения повреждения труб, обсадные трубы большей длины спускают с помощью двух элеваторов. Обязательным является наличие на буровой переводника для быстрого присоединения ведущей трубы и обратного клапана для предупреждения выброса газа.
|