Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объединений
Современные условия значительно снижают возможности отдельных организаций в выпуске конкурентоспособной продукции. Это обуславливает создание более совершенной формы организации производства – объединений. Объединения – единые производственно – хозяйственные комплексы взаимосвязанных единой целью и средствами ее достижения специализированных организаций, научно – исследовательских организаций, финансово – кредитных учреждений и прочих хозяйствующих субъектов. Ключевым признаком, характеризующим ту или иную форму объединения, является степень хозяйственной самостоятельности, организаций, входящих в объединение. Побудительные мотивы объединения организаций: - снижение издержек производства в результате совместной деятельности; - приобретение новых каналов реализации продукции, работ или услуг; - повышение эффективности маркетинга; - расширение производственных мощностей; - освоение новых рынков сбыта; - снижение капиталовложений и риска при создании новых производственных мощностей; - освоение новых сфер производственно – хозяйственной деятельности; - совместное комплексное использование источников ресурсов; - возможность избежать сезонности в работе; - сближение научно – технической и производственной базы; - комплексное использование отходов производства; - экономия на транспортных расходах, и т.п. Картель – это договорная форма объединения хозяйствующих субъектов, при которой участники заключают соглашение о регулировании объемов производства продукции, оказания услуг или выполнения работ, о разделе рынков сбыта и источников сырья, найма рабочей силы, установления уровня заработной платы и социальных гарантий для работающих, об условиях продажи и сроках платежа. Участники картеля сохраняют коммерческую, производственную и юридическую самостоятельность. Наиболее часто предметом картельного соглашения служит цена. Картели могут быть следующих типов: 1) внутренние – создаются в пределах национального рынка или его части, могут включать как крупные, так и малые предприятия; 2) экспортные – состоят из национальных фирм – экспортеров, но могут входить и филиалы иностранных фирм; 3) международные – создаются из фирм нескольких стран, занимающихся экспортом, импортом или обеими операциями одновременно. Картель является типичной формой монополии и существует в зарубежных странах в скрытом виде, несмотря на антимонопольное законодательство. Ввиду активного антимонопольного противодействия правительств многих стран деятельности картелей, появились разновидности картельных союзов: · конвенция – один из видов международного договора, устанавливающего взаимные права и обязанности государств, нормы общего характера; конвенции могут заключаться также между фирмами разных стран; · корнер – соглашение о скупке товаров или ценных бумаг с целью последующей спекулятивной перепродажи; · ринг – соглашение, заключаемое с целью кратковременной скупки товара или задержания его на складе для взвинчивания цен и получения монопольной прибыли; · джентльменское соглашение. Трест – такая форма объединения хозяйствующих субъектов, при которой все объединяющиеся предприятия теряют свою коммерческую и производственную самостоятельность и подчиняются единому органу управления трестом, т.е. это передача контроля над ранее независимыми предприятиями в форме контрольного пакета акций или особого доверительного сертификата другому хозяйствующему субъекту – создателю треста или группе создателей, объединенных в доверительный совет. Таким способом достигается огромная концентрация капитала, позволяющая проводить в рамках объединенных в трест предприятий единую техническую политику. Общая прибыль, полученная трестом, распределяется в соответствии долевым участие отдельных предприятий входящих в трест. Возникли тресты в США во второй половине 19 века и получили там наибольшее распространение. Тресты также имели распространение в хозяйственной практике и в странах бывшего Советского союза. В отечественной практике трест признавался юридическим лицом и рассматривался единым субъектом хозяйствования, работающем на началах коммерческого расчета. Ему предоставлялись права, необходимые для организации производства и сбыта продукции на объединяемых фабриках и заводах, снабжения их сырьем и материалами. Аппарат управления трестом ведал вопросами специализации производства, распоряжался денежными средствами и материальными ценностями, осуществлял административные функции. Трест находился под контролем органов государственного управления и нес полную ответственность перед государством за выполнение производственных планов, качество выпускаемой продукции и сохранность вверенного ему имущества. До нашего дня тресты сохранились в общественном питании, строительстве. В промышленности они потеряли свое значение основного звена управления. Синдикат – представляет собой объединение хозяйствующих субъектов, в котором распределение заказов на закупки сырья и реализацию производимой продукции осуществляется через единую снабженческо – сбытовую сеть. В синдикате централизуется вся коммерческая деятельность участников, включая определение цен, объемов поставок и т.п. При этом юридическая и производственная самостоятельность входящих в синдикат предприятий сохраняется, а коммерческая – утрачивается. В нашей стране синдикаты существовали в годы нэпа. Они представляли собой объединения промышленных трестов с целью централизации оптового сбыта продукции, закупки сырья и планирования торговых операций. В 30 – х г.г. синдикаты были упразднены и на их базе созданы промышленные или производственные объединения. Концерн – наиболее распространенная форма объединений, характеризующаяся тем, что входящие в концерн предприятия имеют ограниченную самостоятельность, единую собственность и систему контроля. Как правило создаются по принципу объединения фирм, связанных единым технологическим процессом производства, начиная с добычи сырья, и кончая реализацией готовой продукцией через собственную торговую сеть (вертикальное комбинирование). Возглавляется правлением, тактическое и текущее оперативное руководство правление поручает совету директоров, членами которого, как правило, являются наемные менеджеры. Консорциум – объединение хозяйствующих субъектов различных организационно – правовых форм на основе временного соглашения о совместной деятельности с целью осуществления единого проекта или проведения крупных финансовых операций, это одна из форм объединения производственного и банковского капитала. Входящие в консорциум предприятия полностью сохраняют свою самостоятельность, но в той части совместной деятельности, которая касается реализации целей консорциума, они подчиняются совместно выбранному руководству. После выполнения поставленной задачи консорциумы прекращают свою деятельность или преобразуются в иной вид договорного объединения. Первоначально возникли в финансово – кредитной сфере. Как правило, создаются для реализации крупных хозяйственных проектов в области строительства, освоения месторождений полезных ископаемых, сложных научно – технических задач. В 60 – е годы появились консорциумы, в которых участниками стали выступать целые государства (международный консорциум спутников связи ИНТЕЛСАТ). Корпорация – объединение предприятий, создаваемое в целях защиты каких – либо интересов хозяйственных субъектов, входящих в корпорацию. Рассматривается в двух аспектах: - союз партнеров, созданный для защиты каких – либо привилегий их участников (корпорация адвокатов, студентов); - акционерные компании. Вступление и выход осуществляются на добровольной основе по решению органов управления и собственников хозяйствующих субъектов. Первые корпорации возникли в США в середине 19 века в железнодорожном строительстве, а к началу 20 века стали главной формой организации крупного промышленного производства. Создаются в целях экономической, социальной и правовой защиты прав и интересов входящих в нее участников. Холдинг – держательная компания, уставной капитал которой образуют контрольные пакеты акций входящих в нее предприятий. Бывает следующих видов: 1) чистый холдинг – создается для финансового контроля и управления дочерними предприятиями; 2) смешенный холдинг – создается с целью определенной предпринимательской деятельности. Могут создаваться тремя путями: · по решению государственного органа управления в процессе разгосударствления и приватизации экономики; · методом добровольного объединения акционированными предприятиями своих контрольных пакетов акций; · путем скупки фирмой акций других хозяйствующих субъектов на рынке ценных бумаг. Франчайзное объединение – гибридная форма объединений предприятий крупного и мелкого предпринимательства, основанная на франчайзе. Франчайзинг (от франц. франшиза - льгота, привилегия) - представляет собой договор, заключенный между крупной корпорацией и сетью мелких фирм или бизнесменов, в соответствии с которым франчайзер обязуется поставлять мелким фирмам или бизнесменам, действующих в рамках оговоренной территории, свои товары, рекламные услуги и другие технологии ведения бизнеса. За это франчайзи обязуется предоставлять франчайзеру услуги в области реализации его товаров. Важным условием договора является обязанность мелкой фирмы или предпринимателя иметь деловые контакты только компанией франчайзером, а также вести бизнес по ее технологии. Франчайзер - головная компания, которая предоставляет какие - то определенные права, включая право на пользование торговой маркой; Франчайзи - мелкая компания, которая по договору получает от франчайзера какие - то определенные права, включая право на пользование торговой маркой, но при этом выступает как самостоятельный производитель, является юридическим лицом, имеет свой расчетный счет и самостоятельный баланс, может иметь различную форму: дилера, торгового предприятия, дочернего предприятия, филиала и т. д. Часто в отечественной практике, если франчайзер является зарубежным партнером, то франчайзи называют оператором. Выделяют три основных типа франчайзинга: 1) франчайзинг на продажу готового товара - франчайзи платит франчайзеру за право продавать товары с его торговой маркой; например дилер по торговле автомобилями; 2) франчайзинг на производства товаров - франчайзи получает от материнской компании право на производство и сбыт ее товаров, причем он использует сырье и материалы, купленные у этой компании, например, завод по разливу безалкогольных напитков; 3) франчайзинг на вид деятельности - франчайзи покупает право на открытие собственной фирмы с использованием названия компании франчайзера и с сохранением профиля его деятельности, например, сеть закусочных. Данная форма объединений широко развита в США, франчайзными соглашениями там охвачено более 500 тысяч малых фирм и ежегодно их число растет примерно на 25 тысяч. На долю таких объединений в США приходится примерно 1/3 всей розничной торговли, впервые эта форма бизнеса была использована в 50 - е годы американскими автомобильными и нефтяными компаниями. В настоящее время активно используют эту форму объединения такие фирмы, как “ Макдональдс “, “ Пицца Хат “, “ Пепсико“. В России франчайзингом активно занимается “Дока - пицца“ (г. Тольяти), “ Довгань “. Франчайзинг может получить распространение и в Беларуси, если появится достаточное число крупных компаний, которые смогут взять на себя роль франчайзера. К преимуществам можно отнести следующие: · расширение бизнеса через торговые предприятия франчайзи, не затрагивая собственного капитала; · высокое качество товаров, изготавливаемых на крупных, специализированных фирмах; · стандартизация, продукции, услуг, управления и т. д.; · учет запросов покупателей; · более низкие цены; · возможность использования уже проверенных экономических методов франчайзера. В общем, фирма франчайзи приобретает некоторую гарантию своего существования; экономит средства на маркетинговых исследованиях, консультациях и других услугах профессионалов; имеет гарантию поставок сырья, материалов и полуфабрикатов; открывает свое дело с меньшим риском; получает поддержку и советы от крупной фирмы. А фирма - франчайзер расширяет сферу сбыта своей продукции, проникая на небольшие и отдельные рынки, и следовательно имеет информацию для быстрого реагирования на изменения спроса; привлекает дополнительный капитал; устанавливает строгий оперативный контроль за качеством продукции и услуг, производимых и реализуемых франчайзи. Недостатки: · франчайзинг не гарантирует богатства, он может оказаться самым надежным способом организации своего дела, но не обязательно самым дешевым. По мнению некоторых специалистов, затраты на франчайзинг на 10 - 30 % выше, чем на создание собственного независимого предприятия; · крупные компании отказываются от небольших контрактов, а также ограничивают франчайзи в возможности получения прав на технологию, “ ноу-хау “ и другие нематериальные ценности; · плата (взносы), которую необходимо выплачивать франчайзеру может составлять до 20 5 от объема продаж; · большая зависимость от франчайзера, который может вмешиваться во все сферы бизнеса, вплоть до таких деталей, как униформа служащих и цвет стен; · франчайзи обязан покупать товары только у франчайзера по любой цене, которую он назначит; · чем выше стандартизация продукции, тем меньшим спросом она пользуется за рубежом. Внедрение рыночных методов хозяйствования привело к появлению в Республике Беларусь огромного числа предпринимателей, которые на свой страх и риск занимаются мелкой розничной торговлей одних и тех - же товаров. Безусловно, что реализация франчайзной формы организации бизнеса позволит упорядочить их деятельность, повысить действенность контроля за качеством производимых товаров и оказываемых услуг, сбор налогов от коммерческой деятельности, культуру обслуживания, а также снизить степень риска предпринимателей. Но в отечественной практике, пока более известно и принято создание дочерних предприятий и филиалов. К франчайзной форме организации бизнеса в Беларуси можно отнести “ Кодак “.
4. Лекция - экономическая среда функционирования организации
|