Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы регулирования оплаты труда






К методам регулирования оплаты труда относится:

· система социального партнерства;

· рыночное саморегулирование;

· государственное регулирование.

Социальное партнерство - форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с ак­тами законодательства представлять их интересы.

В основе социального партнерства лежит разработка коллективного договора.

Коллективный договор – это нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.

Коллективные договоры могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений).

Коллективный договор устанавливает права и обязанности сторон (проф­союзный комитет, с одной стороны, и руководство предприятия, с другой) в таких областях, как:

· npоизводственно-экономическая;

· оплата труда;

· дополнительные льготы и гарантии работникам;

· жилищное строительство;

· охрана труда;

· вопросы быта;

· медицинское обслуживание;

· культурно-массовая и оздоровительная и спортивная работа;

· обеспечение правовых гарантий деятельности профсоюзного коми­тета, профсоюзного актива;

· ответственность сторон за неисполнение коллективного договора.

Примерное содержание коллективного договора в части касающейся onлаты труда дано в Законе РБ «О коллективных договорах и соглашениях» (статья 5) и в Рекомендациях по совершенствованию механизма договорного регулирования оплаты труда.

В отличие от коллективного договора, трудовой договор регулирует отношения между нанимателем и работником.

Трудовой договор - соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять paботу по определенной одной или нескольким профессиям, специально­стям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется, предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными актами и соглашениями сторон, своевременно уплачивать работнику заработную плату.

Основные функции государственного регулирования оплаты труда. Государство должно:

· обеспечивать установление гарантий в области заработной платы;

· создавать систему социальных стандартов, характеризующих не только минимально достаточный уровень жизни населения, но и динамику его повышения;

· обеспечивать сохранение покупательской способности через индексацию заработной платы и адаптацию ее к расширению платности социальных услуг и жилья;

· не допускать дискриминации среди работников и субъектов хозяйствования в отношении заработной платы.

Практическая реализация функций государственного регулирования выражается прежде всего, в установлении и разработке механизма формирования:

1) минимальной заработной платы (МЗП);

2) минимального потребительского бюджета (МБП);

3) бюджета прожиточного минимума (БПМ);

4) индексации заработной платы;

5) разработки и утверждения Единой тарифной системы (ЕТС).

Минимальная заработная плата (МЗН) - государственный, минималь­ный, обязательный размер денежных и (или) натуральных выплат работ­нику нанимателем в течение месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной Трудовым кодексом продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда.

В МЗП не включаются: доплаты, надбавки, премии и иные компенсационные выплаты.

Размер МЗП определяется Советом Министров PБ в абсолютной сумме. При этом не должно ухудшаться сложившееся соотношение между размером месячной MЗП и социальными нормативами (МПБ, БПМ). МЗП не будет использоваться и качестве норматива для расчета размеров пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также налогов, сборов, штрафов и иных платежей. Эти функции будет выполнять так называемая базовая величина. Из-за чрезмерной дополнительной нагрузки ранее размер МЗП был неоправданно занижен, что искажало ее назначение в регулировании трудовых отношений.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) - представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека.

МПБ включает такой набор товаров и услуг, в ценах реальных закупок, который представляет уровень и структуру потребления минимально допустимые при достигнутом состоянии экономического развития страны. Для определения минимального потребительского бюджета определяют минимальную материальную обеспеченность, натурально-вещественной формой которой является потребительская корзинка.

Потребительская корзинка - научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющий конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий и особенностей, сложившихся в_Республике Беларусь.

Структура потребительской корзинки:

· расходы на питанье;

· одежда, белье, обувь;

· лекарства, предметы санитарии и гигиены;

· мебель, предметы культурно-бытового назначения;

· жилье, коммунальные услуги;

· культурно-просветительские мероприятий, отдых;

· бытовые услуги, транспорт, связь;

· содержание детей в детском дошкольном учреждении;

· обязательные платежи, взносы.

Для стоимостной оценки потребительской корзины используются средние цены покупок товаров и услуг с учетом всех видов торговли: роз­ничной, индивидуальной, торговли на колхозном рынке.

В потребительскую корзинку включаются непродовольственные това­ры, уровень обеспеченности которыми достиг и превышает 70% среди всего населения.

Параметры МБП пересматрива­ются по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза за квартал.

МПБ рассчитывается для:

· прогнозирования изменения уровня жизни населения;

· усиления социальной защиты и поддержки наименее защищенных слоев населения;

· определения размеров минимальной заработной платы (МЗП), пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат;

· разработки социальных программ помощи населению, формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное сближение потребления граждан к научно обоснованному уровню.

Прожиточный минимум представляет набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения ето здоровья.

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) - стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы.

Индексация заработной платы (дохода) – метод компенсации умень­шения доходов граждан в случае повышения цен, ведущих к снижению уровня жизни.

Индексация заработной платы производится в том случае, если индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превышает 5%.

Индексация заработной платы осуществляется на величину индекса потребительских цен по шкале нормативов, устанавливаемой Правительством РБ.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал