Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы регулирования оплаты труда
К методам регулирования оплаты труда относится: · система социального партнерства; · рыночное саморегулирование; · государственное регулирование. Социальное партнерство - форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы. В основе социального партнерства лежит разработка коллективного договора. Коллективный договор – это нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками. Коллективные договоры могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений). Коллективный договор устанавливает права и обязанности сторон (профсоюзный комитет, с одной стороны, и руководство предприятия, с другой) в таких областях, как: · npоизводственно-экономическая; · оплата труда; · дополнительные льготы и гарантии работникам; · жилищное строительство; · охрана труда; · вопросы быта; · медицинское обслуживание; · культурно-массовая и оздоровительная и спортивная работа; · обеспечение правовых гарантий деятельности профсоюзного комитета, профсоюзного актива; · ответственность сторон за неисполнение коллективного договора. Примерное содержание коллективного договора в части касающейся onлаты труда дано в Законе РБ «О коллективных договорах и соглашениях» (статья 5) и в Рекомендациях по совершенствованию механизма договорного регулирования оплаты труда. В отличие от коллективного договора, трудовой договор регулирует отношения между нанимателем и работником. Трудовой договор - соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять paботу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется, предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными актами и соглашениями сторон, своевременно уплачивать работнику заработную плату. Основные функции государственного регулирования оплаты труда. Государство должно: · обеспечивать установление гарантий в области заработной платы; · создавать систему социальных стандартов, характеризующих не только минимально достаточный уровень жизни населения, но и динамику его повышения; · обеспечивать сохранение покупательской способности через индексацию заработной платы и адаптацию ее к расширению платности социальных услуг и жилья; · не допускать дискриминации среди работников и субъектов хозяйствования в отношении заработной платы. Практическая реализация функций государственного регулирования выражается прежде всего, в установлении и разработке механизма формирования: 1) минимальной заработной платы (МЗП); 2) минимального потребительского бюджета (МБП); 3) бюджета прожиточного минимума (БПМ); 4) индексации заработной платы; 5) разработки и утверждения Единой тарифной системы (ЕТС). Минимальная заработная плата (МЗН) - государственный, минимальный, обязательный размер денежных и (или) натуральных выплат работнику нанимателем в течение месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной Трудовым кодексом продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда. В МЗП не включаются: доплаты, надбавки, премии и иные компенсационные выплаты. Размер МЗП определяется Советом Министров PБ в абсолютной сумме. При этом не должно ухудшаться сложившееся соотношение между размером месячной MЗП и социальными нормативами (МПБ, БПМ). МЗП не будет использоваться и качестве норматива для расчета размеров пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также налогов, сборов, штрафов и иных платежей. Эти функции будет выполнять так называемая базовая величина. Из-за чрезмерной дополнительной нагрузки ранее размер МЗП был неоправданно занижен, что искажало ее назначение в регулировании трудовых отношений. Минимальный потребительский бюджет (МПБ) - представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. МПБ включает такой набор товаров и услуг, в ценах реальных закупок, который представляет уровень и структуру потребления минимально допустимые при достигнутом состоянии экономического развития страны. Для определения минимального потребительского бюджета определяют минимальную материальную обеспеченность, натурально-вещественной формой которой является потребительская корзинка. Потребительская корзинка - научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющий конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий и особенностей, сложившихся в_Республике Беларусь. Структура потребительской корзинки: · расходы на питанье; · одежда, белье, обувь; · лекарства, предметы санитарии и гигиены; · мебель, предметы культурно-бытового назначения; · жилье, коммунальные услуги; · культурно-просветительские мероприятий, отдых; · бытовые услуги, транспорт, связь; · содержание детей в детском дошкольном учреждении; · обязательные платежи, взносы. Для стоимостной оценки потребительской корзины используются средние цены покупок товаров и услуг с учетом всех видов торговли: розничной, индивидуальной, торговли на колхозном рынке. В потребительскую корзинку включаются непродовольственные товары, уровень обеспеченности которыми достиг и превышает 70% среди всего населения. Параметры МБП пересматриваются по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза за квартал. МПБ рассчитывается для: · прогнозирования изменения уровня жизни населения; · усиления социальной защиты и поддержки наименее защищенных слоев населения; · определения размеров минимальной заработной платы (МЗП), пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат; · разработки социальных программ помощи населению, формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное сближение потребления граждан к научно обоснованному уровню. Прожиточный минимум представляет набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения ето здоровья. Бюджет прожиточного минимума (БПМ) - стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы. Индексация заработной платы (дохода) – метод компенсации уменьшения доходов граждан в случае повышения цен, ведущих к снижению уровня жизни. Индексация заработной платы производится в том случае, если индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превышает 5%. Индексация заработной платы осуществляется на величину индекса потребительских цен по шкале нормативов, устанавливаемой Правительством РБ.
|