![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания. В первом вопросе покажите, что познавательное отношение человека к действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его отношений к миру
В первом вопросе покажите, что познавательное отношение человека к действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его отношений к миру, а возможность адекватного воспроизведения реальности - мировоззренческую проблему. Покажите, что представляет собой познание как процесс, а также определите понятия субъекта и объекта познания. Рассмотрение второго вопроса необходимо начать с анализа чувственного познания и его элементов. Раскройте специфику и роль чувственного познания. Затем перейдите к высшему уровню познавательной деятельности человека – рациональному (или теоретическому). Выделите его основные формы. Покажите единство чувственного и рационального в процессе познания. Остановитесь на таких проблемах как творчество и интуиция. При подготовке ответа на третий вопрос обратите внимание на понятия «вера», «знание», «понимание», «объяснение». Раскройте их смыл и содержание. В четвертом вопросе покажите, что проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что такое истина, по существу, вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности. Истинное знание, как и сам объективный мир, развивается. Перейдите к рассмотрению объективного, относительного и абсолютного в истине. Раскройте основные концепции истины. Проанализируйте факторы, стимулирующие и искажающие истину. При ответе на четвертый вопрос, покажите, что практика как специфически человеческий способ бытия в мире представляет собой деятельность, которая обладает сложной системной организацией. Она включает в себя: 1) реальное преобразование наличной предзаданной человеку действительности, 2) общение людей в процессе и по поводу этого преобразования и 3) совокупность норм и ценностей (ценностно-целевые структуры), которые существуют в виде образов сознания и обеспечивают целенаправленный характер практической деятельности. Раскройте роль практики в становлении человечества и его культуры. Литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.- М. 2000. Введение в философию Ч.2. - М., 1990. Арлычев А.Н. Проблема познания процесса в философии и науке// Вопросы философии.-1999.-№ 3. Лекторский В.Л. Теория познания (гносеология, эпистемология)// Вопросы философии. - 1999- № 8. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. изд. 2-е. Т.3. Овчинников Н.Ф. Знание - болевой нерв философской мысли (от Платона до Поппера)// Вопросы философии 2001.- № 1-2. Степин В.С. Теоретическое знание. - М. 2000.
Темы докладов и рефератов.
1. Отражение и творчество в процессе познания. 2. Уровни рационального познания – рассудок и разум. 3. Проблема критерия истины в различных философских учениях. 4. Проблема истины в постмодернизме. 5. Чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое в познании. 6. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие ориентации. 7. Неопозитивизм как философское выражение сциентизма. 8. Философия познания: чувственное и рациональное; интуитивное и логическое; знание и вера; истина и заблуждение. 9. Теоретические основы гносеологический оптимизма и пессимизма. 10. Эксперимент, его виды и функции в научном познании. 11. Экзистенциализм как философское выражение антисциентизма. 12. Соотношение научности и истинности. 13. Подтверждение и фальсификация как средства научного познания, их возможности и границы. 14. Соотношение категорий истины и мнения, истины и веры, истины и заблуждения. 15. Научные принципы и их роль в научном познании. 16. Диалектика абсолютной и относительной истины в познании. 17. Проблема критериев истины. 18. Практика и познание. 19. Когнитивное творчество, его сущность, механизм и основание. 20. Самосознание и процесс социализации личности. 21. Априорное и апостериорное в сознании. 22. Индивидуальное и коллективное бессознательное.
Дополнительная литература
Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988. Деннет Д. Постмодернизм и истина// Вопросы философии.-2001.-№ 9. Кант И. Критика чистого разума // Сочинения: В 6 т. М.: Мысль, 1964. Т. 3. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. М., 1973. Коршунов А.М. Теория отражения и творчество. М., 1977. Куайн У. ван О. Слово и объект. М.: Логос, 2000. Патнэм Х. Разум, истина и история. М., 2002. Рассел Б. Человеческое познание. М.: Издательство иностранной литературы, 1956. Яковлев В.А. Диалектика творческого процесса в науке. М., 1989.
Контрольные вопросы.
1. В чем состоит диалектика субъектно-объектных отношений в процессе познания. 2. Назовите основные моменты пути познания 3. Чем отличаются друг от друга чувственное и рациональное: по форме и содержанию? 4. Каковы различия понимания истины в истории философии? 5. Как вы понимаете единство объективного, относительного и абсолютного в истине? 6. Что такое догматизм и релятивизм? 7. Как устанавливается достоверность знаний? 8. В чем состоит различие в понимании критерия истины в различных философских учениях? 9. Охарактеризуйте различные уровни рационального познания? Каковы функции практики в процессе познания? 10. Каковы функции практики в процессе познания?
|