Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы докладов и рефератов






1. Идеал научности как объект исследования.

2. Предмет и основные концепции современной философии науки.

3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.

4. Специфика научного познания.

5. Структура научного знания.

6. Типы научной рациональности.

7. Современная наука как социальный институт.

8. Предмет и основные проблемы философии техники.

9. Научное познание и инженерия.

10. Становление и развитие инженерии.

11. Инженерная деятельность и проектирование.

12. Технические науки: специфика и становление.

13. Современный этап развития инженерной деятельности.

14. Социальные проблемы развития современных технологий. Инженерия как социальный институт.

15. Научная картина мира и научная революция.

16. Философия науки в философии позитивизма.

17. Современные проблемы философии науки.

18. Эмпирические и теоретические основания научной теории.

19. Понятие и структура научной теории.

20. Понятие научной картины мира.

21. Индукция и дедукция, анализ и синтез как методы научного познания.

22.Идеалы и нормы научного исследования.

23.Естественные науки, их дифференциация и интеграция, взаимодействие между ними.

24.Основные черты современной науки: философский анализ.

25.Понятие научной революции. Научная революция XVI-XVII вв., ее ход, содержание и значение.

26.Возникновение и развитие научного знания (основные вехи истории науки).

27.Наука и ее место в культуре. Соотношение науки, философии и религии.

28. Проблема научной рациональности в философии позитивизма.

29.Философcкие аспекты понятия научной рациональности.

30.Наука как основа инновационной системы современного общества.

31.Сущность и структура теоретического уровня знания.

32.Основания научной теории.

33.Проблема преемственности в развитии научных теорий.

34.Научная теория и ее структура.

35. Социальные, политические и экономические факторы развития науки. Взаимодействие науки и общества.

36. Междисциплинарный и комплексный подходы в современном научном исследовании.

 

Дополнительная литература

Афанасьев Ю.Н., Воронков Ю.С., Кувшинов С.В. История науки и техники: Конспект лекций. - М., 1999.

Бердяев Н. Дух и машина//Судьба России. - М., 1990.

Бернал Дж. Наука в истории общества. - М., 1956.

Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М., - 1989.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). Формирование научных программ нового времени. - М., 1987.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. - М., 1980.

Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. - М., 1998.

Злобин Н. Культурные смыслы науки. - М., 1997.

Кохановский В.П. Философия и методология науки и техники. – Ростов-на-Дону, 1999.

Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. - М., 1990.

Кун Т. Структура научных революций. - М., 1998.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. - М., 1995.

Маркова Л.А. Наука. История и историография 19-20 вв. - М., 1987.

Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. - М., 1999.

Микешина Л.А. Философия науки.- М., 2005.

Митчем К. Что такое философия техники? - М., 1995.

Моисеев Н.Н. Современный рационализм. - М., 1995.

Научные и вненаучные формы мышления. – М. – Киль, 1996.

Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. М., 1998.

Полани М. Личностное знание. - М., 1985.

Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. - М., 1983.

Пуанкаре А. О науке. 1983.

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М., 1991.

Рузавин Г.И. Методология научного исследования. - М., 1999.

Современная философия науки: знание, рациональность, ценности и в трудах мыслителей Запада Хрестоматия. - М., 1996.

Степин В.С. Теоретическое знание. - М., 1999.

Тулмин С. Человеческое понимание. - М., 1984.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986.

Франк Ф. Философия науки. - М., 1960.

Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. - М., 1978.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы основные ценности науки?

2. Нагружено ли эмпирическое знание теоретическим?

3. Каковы критерии научности?

4. В чем состоит смысл идеализаций?

5. Каковы характерные черты аксиоматического и гипотетико-дедуктивного способов построения научных теорий?

6. Каковы идеалы науки?

7. Каково соотношение науки и техники?

8. В чем состоит социальная оценка техники?

9. Каковы основные черты информационного общества?

10. Каковы основные этические принципы науки и инженерного отношения к миру?

 

 

Тема 12. Человек в системе социальных связей ( 2 часа )

1. Общество как объект философского изучения. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

2. Общество как системное образование. Гражданское общество и государство. Насилие и ненасилие.

3. Человек и исторический процесс: личность и массы.

 

Основные понятия: социальное бытие, общество, общественно-экономическая формация, цивилизация, история, прогресс, волюнтаризм, фатализм, объективное и субъективное в общественной жизни, социальный институт, гражданское общество, правовое государство, насилие. ненасилие, демократия, народ, толпа, личность

 

Методические указания:

 

Общество является объектом изучения многих социально-гуманитарных наук, но философский подход к данной проблеме имеет свои особенности, на что и следует обратить внимание. Генезис общества и его развитие следует проанализировать в историко-философском аспекте, выделив при этом основные этапы его изучения, (Платон, Августин, Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо, К.Маркс, О.Конт, А.Тойнби). В современной философии наиболее разработанными концепциями развития общества выступают две – формационная и цивилизационная, суть которых следует изложить.

Во втором вопросе необходимо уяснить, что общество – целостная самоорганизующаяся система, структуру которой и предстоит раскрыть на семинаре (сферы общества, социальные институты, социальные роли). Обратите внимание на тесную взаимосвязь общества и государства, что выражается в политическом режиме (авторитаризм, тоталитаризм), а также на демократию, создающую условия для формирования гражданского общества и правового государства. Вопрос о насилии и ненасилии в общественном развитии необходимо рассмотреть через критику марксизма, утверждавшего, что развитие общества осуществимо только через насилие (социальную революцию).

Рассматривая третий вопрос, покажите, что исторический процесс складывается из совокупности исторических событий, за которыми стоят люди с их действиями и поступками. Здесь важно показать два противоположных подхода к вопросу о том, как и в каком направлении развивается история человечества, - линейный (Августин, Г.Гегель, К.Маркс) и циклический (Ф.Ницше, О.Шпенглер, А.Тойнби). Далее проблему роли личности в истории следует связать с решением вопроса о соотношении объективного и субъективного в общественной жизни, раскрыть понятие «харизма», показать, что закономерности исторического развития не исключают, а напротив, предполагают свободу выбора людей.

 

Литература

Алексеев П.В Социальная философия: Учеб.пособие. М.., 2004.

Введение в социальную философию: Учебник. В 2-х ч. Ч.2. / Под ред. И.Т.Фролова: - М., 2003.

Ивин А.А. Социальная философия: Учеб. пособие. М., 2003

Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебник для вузов. М., 2000.

Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов. М., 2002.

Философия: Учеб.пособ: В 2-х ч. Ч.2. / Под ред. И.Т.Фролова. М., 2003.

Философия: Учеб.пособие: В 2-х ч. Ч.2./ Под ред В. П. Кошарного. Пенза: изд-во ПГУ, 2005.

Философия: Учеб.пособие для вузов / Под ред. Т.И. Кохановского. – Ростов н/Д., 2001.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал