Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания по выполнению эссе
Эссе (франц. essai – опыт, набросок) – жанр философской, эстетической, литературно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра – М. Монтень) Цель эссе – помочь студентам овладеть навыками рассуждений проблемного характера. В рассуждении проблемного характера ставится какая-то проблема, какой-то сложный важный вопрос. Цель автора такого рассуждения заключается в том, чтобы разрешить эту проблему, найти ответ, который и станет основным тезисом рассуждения. Объем эссе должен составлять 4 - 5 страниц машинописного текста, набранного 14- м кеглем, через 1, 5 интервала на одной стороне листа формата А4. По содержанию эссе включает в себя: введение, в котором формулируется проблема; основную часть, где непосредственно раскрывается проблема, сопоставляются различные точки зрения, приводятся основные положения, важнейшие факты, примеры; заключение, которое содержит выводы или решение поставленной проблемы. Темы эссе: 1. Как вы понимаете высказывание Гераклита: «В ту же реку вступаем и не вступаем, существуем и не существуем»? 2. Что имел в виду Николай Кузанский, говоря: «В действительности, - так как бы есть все, он – также и ничто»? 3. Кому принадлежит изречение: «Я мыслю, следовательно, я существую»? 4. Можно ли проверить истинность всякого философского положения? Назовите формы движения материи, изучаемые современной наукой, и раскройте их сущность. Приведите примеры, свидетельствующие о наличии между ними структурной связи. 5. Какова роль труда и языка в формировании и развитии сознания? 6. Как соотносятся идеальное и материальное в деятельности человека? 7. Как понимают сознание сторонники идеалистических, метафизических и вульгарно-материалистических концепций? 8. Сопоставьте понятия «объект познания» и «объективная реальность». 9. Как разрешается противоречие между пониманием истины как знания, не зависящего ни от человека, ни от человечества, и тем, что истину добывает человек? 10. Почему противоречие между природой и обществом приобрело в XX в. глобальный характер? 11. Как совместить научно-технический прогресс и сохранение окружающей среды? 12. Что вы знаете о современной демографической ситуации в основных регионах мира? 13. В каком соотношении находятся материальное и объективное в общественной жизни? 14. В чем заключается отличие законов общества от законов природы? 15. В каком соотношении находятся эволюционный и революционный типы развития общества? 16. В чем заключается отличие нравственного регулирования от правового? 17. Какова роль религии в современном обществе? 18. В чем смысл понятия «отчуждение»? 19. Каковы причины отчуждения человека в современных условиях? 20. Совпадают ли по содержанию понятия «интеллигенция» и «интеллигентность»? 21. Проанализируйте следующее определение культуры: культура – это способ человеческой деятельности. 22. Культуру следует понимать как принцип связи человека с предметом? 23. Всегда ли труд является ценностью? 24. Как связаны между собой материальные, политические и нравственные ценности? 25. Может ли человек совершить поступок, не согласующийся с его ценностными ориентациями? 26. Можно ли говорить о прогрессе духовной жизни человека? 27. Как вы понимаете выражение – «целостный, взаимосвязанный мир»? 28. Зачем создаются искусственные языки? 29. В чем заключается специфика философского понимания сознания?
|