Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Материальная и духовная культураСтр 1 из 4Следующая ⇒
ТЕМА 1. (продолжение) СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ Материальная и духовная культура Современные подходы к пониманию культуры Компоненты современного понимания культуры. Межкультурная коммуникация Материальная и духовная культура Любая культура многогранна и многолика, ее содержание имеют разные формы. Одним из важных разделов культурологии является изучение типичных форм культуры, характеризующих ее внутреннее «строение» как целостность. Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления, которые позволяют нам исследовать культурные формы и артефакты: · генетическое (порождение и становление культурных форм); · микродинамическое (динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений); · историческое (динамика культурных форм в исторических масштабах времени); · структурно-функциональное (принципы и формы организации культурных объектов и процессов); · технологическое (распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве). Очень интересную морфологическую модель предложили культурологи Э.А.Орлова и А.Я.Флиер. Идея этой концепции состоит в том, что культура делится на функциональные блоки, которые рассматривают связь и обмен информацией между обыденной и специализированной культурами. Уровни культуры 1. Обыденная культура (более ранняя стадия) связана с повседневной практической жизнью людей, с поддержанием жизнедеятельности. С первого и до последнего дня жизни человек развивается в ее рамках — в семье, среди близких друзей, в процессе неформальных взаимодействий с социальным окружением. Основные знания обыденной культуры усваиваются в процессе общего воспитания и повседневных социальных контактов. 2. Специализированная культура (исторически возникает в обществе и осваивается индивидом на более поздней стадии) связана с общественным разделением труда и предполагает наличие сфер деятельности — · сферы индустриального труда, · область управленческой деятельности, · сферы обслуживания, · образования, · профессионального искусства и др. Включаясь в профессиональную культуру в качестве работника, человек проходит специальное обучение, которым он овладевает в отрочестве, юности и которое помогает ему включиться в систему трудовых навыков, профессиональных знаний. В отличие от обыденной культуры деятельность на специализированном уровне обретает более рационалистический характер и протекает в жестких институциональных границах (административные требования, должностные обязанности ит.п.) Можно выделить четыре функциональных блока в культуре, представленных как обыденная, так и специализированная культура. Первый блок составляет культура социальной организации и регуляции (хозяйственная культура, политическая культура, правовая культура). Второй блок составляет культура познания мира, человека и межчеловеческих отношений (философская культура, научная культура, религиозная культура, художественная культура). Третий блок - это культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации. В него входят: культура межличностных информационных контактов (существует только в обыденной форме); культура массовой информации; культура средств хранения информации; культура средств трансляции социального опыта, инкультурации и социализации. В четвертый блок входит культура физической и психической репродукции (воспроизводство), реабилитации и рекреации человека. Составные части этого блока: сексуальная культура; культура физического развития; культура поддержания и восстановления здоровья; культура восстановления энергобаланса человека; культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека.
Раскрывая внутреннее строение культуры, можно выделить материальную и духовную культуру. Это другая морфологическая модель культуры. Духовная культура. Это мир идей, связанных с существованием человека в мире; это продукт духовного производства, и именно она пробуждает и развивает в человеке личность. В духовной культуре можно выделить несколько элементов: · проективный вид деятельности, · совокупность знаний, · знание-оценка, · духовное общение. Наиболее значимыми видами духовной культуры являются: интеллектуальная, нравственная, наука, религия, мифология, искусств о. Материальная культура. Это мир вещей, созданных или преобразованных · культура производства, · культура быта, · физическая культура.
|