Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Компоненты современного понимания культуры.
Среди наиболее распространенных и употребляемых категорий культурологии являются: · культурные объекты, · культурные процессы, · культурные свойства, · культурные функции, · культурные ценности; · культурные нормы, · культурная среда, · субъекты культуры и их устойчивые коллективы и т. д. Теперь более подробно остановимся на следующих понятиях. Культурная картина мира - это система образов, представление знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире. Человечество едино по своим корням, В процессе развития человечества образуется множество разнообразных культур, каждая из которых, вырастая в специфических условиях жизни (географических, исторических, технологических, бытовых), вырабатывает свой язык, свою культурные коды, свое специфическое видение мира, свою культурную картину миру. Понятие «культурные ценности» связано с аксиологическим качеством культуры и свидетельствуют о том, что в ней существуют разные значения, ориентированные на разнообразные оценочные шкалы: «хорошее—плохое», «высокое—низменное», «прекрасное—безобразное», «нравственное—безнравственное», «одобряемое—осуждаемое» и т. п. Ценности - это ориентиры сознания, соотнесенные с положительным культурным значением, с высокой смысловой оценкой. Ценность - базовое понятие в человеческой морали, формирующее культурную картину: материальные и духовные ценности. Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о добре и справедливости и т.п. Ценности служат эталоном и идеалом для людей, фундаментом культуры. В каждом типе культуры можно выделить свою группу ценностей. Например, в античности - это эстетический подход к миру, в средние века - религиозно-нравственный, в Новое время - научный и стоимостный. Процесс развития культуры всегда сопровождается переоценкой ценностей. Отсюда можно определить следующую классификацию ценностей, в основу которой легли сферы жизни человека: · витальные (жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни); · экономические (цели и смысл экономической деятельности); · социальные (общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов); · политические (патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир); · моральные (добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность); · религиозные (Бог, вера, спасение, благодать); · эстетические (красота, гармония, стиль). Многие из названных выше ценностей могут отсутствовать в той или иной культуре. Кроме того, каждая культура по-своему представляет ценности. Так, идеалы красоты достаточно сильно отличаются у разных народов. Например, в соответствии с идеалом красоты средневекового Китая аристократки должны были обладать крохотной ножкой. Желаемого добивались с помощью мучительных процедур бинтования ног, подвергая им девочек с пяти лет, в результате чего эти женщины становились калеками. Классификаций ценностеймножество, и зависят они от основания классификации: По основанию «структура ценностных ориентаций»: · внутренние (универсальные), составляющие ядро культуры, · периферийные (специфические); По основанию «модальность»: · позитивные · негативные; По основанию «содержание»: · теоретические (формализованный порядок в обществе и в составляющих его группах, · эстетические, · религиозные, · экономические (дают приемлемые критерии хозяйственной деятельности, целесообразности, профессионализма, практичности и эффективности), · социальные, · политические (фиксируют обязанность поддерживать общие принципы политической системы страны, · культурные (поддерживают устойчивые принципы коммуникации). В некоторых случаях экономические ценности выделяют в особую категорию, характеризующуюся глубокой зависимостью от опыта практической жизни общества, профессионализма, целесообразности. И. Кант отказывался видеть в них подлинные ценности, считая, что экономические явления имеют цену, но не внутреннюю ценность; он придавал это качество только нравственным явлениям. Э. Дюркгейм, однако, считал, что это ограничение необоснованно: «Прогресс современной теории ценности связан как раз с установлением всеобщности и единства этого понятия». Степень интенсивности распространения ценностей легла в основу классификации, предложенной К.Клакхоном: все культурные образцы могут быть сгруппированы:
Как было сказано, по основанию «структура ценностных ориентаций» различают универсальные и специфические ценности. Что лежит в основе универсального и специфического в природе ценностей? Существует огромная разница между тем, как воспринимаются ценности разными людьми разных культур. Это восприятие зависит и от их индивидуальных или групповых установок и от той объективной шкалы, которая свободна от субъективных и изменчивых оценок. Ценности и нормы сформулированы в Нагорной проповеди и в основных моральных наставлениях всех мировых религий и этических систем. Их универсальный характер обусловливается тем, что основные черты фундаментальных ценностей базируются на данных биологической природы человека и универсальных свойствах социального взаимодействия. Нет культуры, где не оценивались бы негативно убийство, ложь и воровство, хотя существуют различия в представлениях о границах терпимости ко лжи и воровству (в одних культурах в качестве наказания отсекают руку, в других — лишают свободы). Выявление универсальных ценностей и распознавание их природы — необходимое условие для выработки путей и вариантов соглашения между народами мира. Таким образом, ценности, распространенные повсеместно и одинаковые по содержанию, усваиваются всеми культурами, они вечны и обязательны для всех обществ и индивидов. Но конфигурация ценностной системы, соотношение и взаимодействие элементов внутри нее являются продуктом той или иной культуры. Каждая культура имеет свое ценностное уникальное ядро, воплощающее ее хронотип, т.е. специфику ее локализации в мире, накопленный исторический опыт Благодаря этому ядру обеспечивается целостность данной культуры, ее неповторимый облик. Культуры поддерживают непрерывность существования за счет трансформации своих ценностей. Условием выживаемости культуры является ее способность к оптимальному соотношению универсальных и специфических ценностей, позволяющему, с одной стороны, сохранить свою самобытность, а с другой — найти основания для взаимодействия с иными культурами. Культурные ценностные образцы обеспечивают связь между социальной и культурной системами. Из групповых ценностей выводятся правила, а за ними и санкции. Ценности обладают двумя качествами: относительностью и подвижностью. Относительность культурных ценностей - способность переоцениваться (В бывших социалистических странах произошла переоценка " учения" о диктатуре пролетариата; у нас в стране - роли церкви, отношения к собственности). Подвижность культурных ценностей - возможность перехода из одного уровня в другой. (из индивидуально-личностных подниматься до общечеловеческих). (Произведения великих мыслителей в момент создания были индивидуально-личностной ценностью, но постепенно " поднимались" через локально-групповой, сословие-классовый и национальный уровни до общечеловеческого признания, становясь факторами мировой цивилизации). При рассмотрении культурных ценностей можно выявить следующие закономерности их существования: 1. Относительность и подвижностькультурных ценностей убывают по мере того, как культурные ценности становятся достоянием все большего числа людей. Общечеловеческие ценности - наиболее устойчивые во времени и не зависят от влияния внешних факторов. Индивидуально-личностные ценности меняются в течение человеческой жизни; 2. Духовные ценности по сравнению с их материальными воплощениями отличаются особой долговечностью, так как идею, образ уничтожить труднее, чем скульптуру, картину; 3. Потребности людей в духовных ценностях безграничны, здесь нет пресыщения. Культурные нормы - культурные механизмы закрепления и контроля за выполнением определенных функций, значимых с точки зрения удовлетворения жизненно важных потребностей людей или поддержания совместности их существования. Существуют разные способы классификации норм. Т. Парсонс, в частности, выделяет: · нормы, улавливающие порядки в обществе в целом и в составлявляющих его группах; · экономические нормы; · политические нормы; · собственно культурные нормы, относящиеся к области коммуникации и социализации. Сегодня современные культурологи различают следующие нормы: общечеловеческие; национальные; классовые; групповые; межиндивидуальные. Нормы отличаются друг от друга по уровню обязательности выполнения и по степени свободы их выбора в неопределенных ситуациях. Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу Уильяму Грэхему Самнеру (1840-1910) Классификация культурных норм по-Самнеру: · обычаи – folk-ways; · нравы - mores; · законы - laws.
OY - жесткость санкций за нарушение OX – степень распространения культурных норм
Обычаи, нравы, законы образуют нормативную систему культуры. Обычаи, нравы, законы - в таком порядке должны выстраиваться базисные элементы нормативной системы, так как нарастает степень строгости санкций, используемых обществом по отношению к нарушителям. Обычай - форма культурной регуляции, это одобренные обществом массовые образцы действий в социально значимых обстоятельствах, которые рекомендуется выполнять, закреплены коллективными привычками. К нарушителям применяются неформальные санкции - неодобрение, отрицание. Некоторые обычаи близки к этикету. (Обычаи, например, регламентируют поведение детей, молодежи по отношению к старшим и пожилым людям). Понятие традиции приобретает более широкий смысл сравнительно с обычаем. Традиция включает в себя поведенческие стереотипы, объем социокультурного наследия, передающегося от поколения к поколению и воспроизводящееся в социальных группах в течение длительного времени. В рамках обычая важное регулятивное значение имеют ритуалы, обряды. Ритуально-обрядовое поведение – разновидность традиции, отмечено немалой степенью формализации и наделяется символическим значением. Такое поведение служит цели упрочения социальных связей, сохранения культурной преемственности. Так, в английском парламенте давно могли бы отказаться от ритуального символа — кожаного мешка с шерстью, предназначенного для председательствующего, и перейти к обычному креслу. Но этот мешок символизирует прочность парламентской традиции, чему в английской культуре придается немалое значение. Привычка —это повседневная сторона социальной действительности, обычаи - более редкий, " праздничный" ее аспект. Обычай праздновать Новый год, уважать старших и т.д. Нравы – массовые образцы действий, высоко чтимые обществом, отражают моральные ценности общества. В Древнем Риме это понятие обозначало самые уважаемые и священные обычаи. Они назывались тогез - нравы. Мораль - совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д. Безнравственно оскорблять людей, обижать слабого и т.д. Но в Спарте вполне нравственно было сбрасывать в пропасть физически слабого ребенка. Понимание нравственного зависит от культуры данного общества. Закон — нормы или правила поведения, оформленные в виде нормативного акта, принятого высшим органом государственной власти. Закон является высшей разновидностью социальных и культурных норм, требует безусловного подчинения. Различают два вида законов: · обычное право - совокупность неписаных правил поведения в доиндустриальном обществе, санкционированных органами власти; · юридические законы, закрепленные конституцией, защищают самые дорогие и почитаемые ценности: человеческую жизнь, государственную тайну, собственность, человеческие права и достоинства. Нарушение законов влечет уголовные наказания. Действие любой нормы не абсолютно. Норма переживает период зарождения, утверждения, потом теряет стабильность и начинает разрушаться. Разрушение одних культурных норм всегда сопровождается созданием новых. Разрушение норм называется аномией. Идеал - это совершенство, совершенный образец чего-либо, высшая цель стремлений, чем оно есть в действительности. Знаки и символы культуры. В рамках семиотического подхода культура представляется как система коммуникаций, а явления культуры рассматриваются как система знаков. (Наука, изучающая знаки и системы знаков – семиотика). Знак — материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета. Знак либо является общепринятым аналогом другого объекта (например, изображение голубя), либо заключает в себе некоторые сведения об окружающей действительности, требуя определенных действий человека. Существует несколько типов знаков и знаковых систем: · естественные; · функциональные; · иконические; · конвенциональные; · вербальные; · знаковые системы записи. Естественные знаки - это знаки-признаки, которые в основном обозначают вещи и явления природы. Например, дым как знак огня. Функциональные знаки - тоже знаки-признаки. Они указывают на те функции, которые они выполняют в деятельности людей. Например, археологом в кургане обнаружено оружие — знак, что в нем захоронен воин; очки — знак слабости зрения. Иконические знаки — это знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают. Различают среди иконических знаков символы (знаки, которые не только изображают объект, но и несут в себе добавочный смысл). Например, эмблемы, герб, ордена. Конвенциональные (условные) знаки — это знаки, которые служат для обозначения предмета «по условию» и по договоренности. Например, школьный звонок, красный крест на машине «скорой помощи», зебра на пешеходном переходе. Существует два основных их вида - сигналы (знаки извещения или предупреждения - значение цветов светофора); индексы (условные обозначения каких-то предметов или ситуаций - картографические знаки, школьные оценки). Вербальные знаковые системы (естественные языки) — это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры говорящего на нем народа. Информация может передаваться вербальными, невербальными и паравербальными способами. Вербальные средства коммуникации – лингвистическиеязыки Невербальные средства коммуникации: · жестовый язык, · предметно-пространственный, · графический, · образный, включая и художественный, · формализованный язык, · язык эмоций и чувств, · язык телодвижений, · язык профессиональной деятельности (словарный запас, технологии, орудия труда), · информация, передаваемая через различные материальные предметы. (Большое количество информации может быть передано с помощью одежды людей, особенно форменной.) Паравербалъные средствам коммуникации - темп речи, интонации, громкость, артикуляция, высота голоса и т.п. Особенно важно подчеркнуть роль в культуре лингвистического языка — устной коммуникации, письменной речи, которые выступают основными каналами культурной коммуникации. В зависимости от оснований, или критериев, могут быть предложены разные классификации языков. Если в качестве критерия классификации использовать совокупность функциональных характеристик языка, таких как коммуникативную, познавательную и смысловую функции, то языки различают: · естественные языки, · искусственные языки, · вторичные моделирующие системы. Естественные языки - основное и исторически первичное средство познания и коммуникации (русский, французский, эстонский, чешский и т.п.). Искусственные языки – используются в науке и других специализированных знаковых системах (азбука Морзе, дорожные знаки, языки программирования и т.п.). Вторичные моделирующие системы – коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естественно-языковым уровнем: миф, религия, искусство. Знаковые системы записи - это одно из величайших достижений человечества, связанное с появлением и развитием письменности. Например, письмо, система записи знаков естественного языка, устной речи; нотная грамота; способы записи танца и т.д. История развития письменности: · «предметное письмо», · пиктография (письмо в рисунках); · идеографическоке письмо (рисунки приобретают упрощенный и схематический характер - иероглифы); · алфавитное письмо (небольшой набор письменных знаков)
Смысл. Для того чтобы разобраться в данном понятии, необходимо раскрыть двойственный характер артефакта (предметы культуры, созданные человеком). С одной стороны артефакт имеет характеристику объективную, т.е. рассматривается как реальность, которая существует сама по себе, с другой - субъективную, т.е. в нем существует так называемый «смысл», «значение». Итак, человек в субъективную черту артефакта вносит духовность, т.е. «опредмечивает» в них свои представления, цели, желания и т.д. Например, главным смыслом для владельца «Мерседес» может быть престижность этой марки; смысл станка — в том, что он нужен для производства. Таким образом, существуют три вида смыслов: знания, ценности, регулятивы. Культурный код - это то, что позволяет понять преобразования значения в смысл. Необходимость в культурном коде возникает тогда, когда происходит переход от мира сигналов к миру смысла. Культурный код характеризуется самодостаточностью (передача и сохранение человеческой культуры), открытостью к изменениям и универсальностью. Например, в Древних цивилизациях культурным кодом выступала система имен. Человек свои личные имена оберегал и хранил в секрете, поскольку враг может магическим путем воздействовать на него через имя. Культурные универсалии - это понятия, которые выражают те черты культурных явлений, которые встречаются в любых культурах: древних и новых, малых и больших. Например, огонь, вода, смех, слезы, труд и т.д.
|