Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компоненты современного понимания культуры.






Среди наиболее распространенных и употребляемых категорий культурологии являются:

· культурные объекты,

· культурные процессы,

· культурные свойства,

· культурные функции,

· культурные ценности;

· культурные нормы,

· культурная среда,

· субъекты культуры и их устойчивые коллективы и т. д.

Теперь более подробно остановимся на следующих понятиях.

Культурная картина мира - это система образов, представление знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире. Человечество едино по своим корням, В процессе развития человечества образуется множество разнообразных культур, каждая из которых, вырастая в специфических условиях жизни (географических, исторических, технологических, бытовых), вырабатывает свой язык, свою культурные коды, свое специфическое видение мира, свою культурную картину миру.

Понятие «культурные ценности» связано с аксиологи­ческим качеством культуры и свидетельствуют о том, что в ней существуют разные значения, ориентированные на разнообраз­ные оценочные шкалы: «хорошее—плохое», «высокое—низмен­ное», «прекрасное—безобразное», «нравственное—безнравствен­ное», «одобряемое—осуждаемое» и т. п.

Ценности - это ориентиры сознания, соотнесенные с положительным культурным значением, с высокой смысловой оценкой. Ценность - базовое понятие в человеческой морали, формирующее культурную картину: материальные и духовные ценности.

Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о добре и справедливости и т.п. Ценности служат эталоном и идеалом для людей, фундаментом культуры.

В каждом типе культуры можно выделить свою группу ценностей. Например, в античности - это эстетический подход к миру, в средние века - религиозно-нравственный, в Новое время - научный и стоимостный. Процесс развития культуры всегда сопровождается переоценкой ценностей.

Отсюда можно определить следующую классификацию ценностей, в основу которой легли сферы жизни человека:

· витальные (жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни);

· экономические (цели и смысл экономической деятельности);

· социальные (общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов);

· политические (патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир);

· моральные (добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность);

· религиозные (Бог, вера, спасение, благодать);

· эстетические (красота, гармония, стиль).

Многие из названных выше ценностей могут отсутствовать в той или иной культуре. Кроме того, каждая культура по-своему представляет ценности. Так, идеалы красоты достаточно сильно отличаются у разных народов. Например, в соответствии с идеалом красоты средне­векового Китая аристократки должны были обладать крохотной нож­кой. Желаемого добивались с помощью мучительных процедур бинтова­ния ног, подвергая им девочек с пяти лет, в результате чего эти женщины становились калеками.

Классификаций ценностеймножество, и зависят они от основания классификации:

По основанию «структура ценностных ориентаций»:

· внутренние (универсальные), составляющие ядро культуры,

· перифе­рийные (специфические);

По основанию «модальность»:

· позитивные

· негатив­ные;

По основанию «содержание»:

· теоретические (формализованный порядок в обществе и в составляющих его группах,

· эстетические,

· религиозные,

· экономические (дают приемлемые критерии хозяйственной деятельности, целесообразности, профессионализма, практичности и эффективности),

· социальные,

· политические (фиксируют обязанность поддерживать общие принципы политической системы страны,

· культурные (поддерживают устойчивые принципы коммуникации).

В некоторых случаях экономиче­ские ценности выделяют в особую категорию, характеризующуюся глубокой зависимостью от опыта практической жизни общества, профессионализма, целесообразности. И. Кант отказывался ви­деть в них подлинные ценности, считая, что экономические явления имеют цену, но не внутреннюю ценность; он прида­вал это качество только нравственным явлениям. Э. Дюркгейм, однако, считал, что это ограничение необоснованно: «Прогресс современной теории ценности связан как раз с установлением всеобщности и единства этого понятия».

Степень интенсивности распространения ценностей лег­ла в основу классификации, предложенной К.Клакхоном: все культурные образцы могут быть сгруппированы:

  • доминантные - придерживаются большинство или наиболее влиятельная элита, поэтому подчинение им вызы­вает высокое одобрение и вознаграждение,
  • вариантные - приверженность к вариантным ценностям не очень одобряется, но воспринимается терпимо,
  • девиантные – ценности, которые запрещаются и кара­ются.

Как было сказано, по основанию «структура ценностных ориентаций» различают универсальные и специфические ценности. Что лежит в основе универсального и специфического в природе ценностей?

Существует огромная разница между тем, как воспринимаются ценности разными людьми раз­ных культур. Это восприятие зависит и от их индивидуаль­ных или групповых установок и от той объективной шкалы, которая свободна от субъективных и изменчивых оценок.

Ценности и нормы сформулированы в Нагорной пропо­веди и в основных моральных наставлениях всех мировых религий и этических систем. Их универсальный характер обусловливается тем, что основные черты фундаментальных ценностей базируются на данных биологической при­роды человека и универсальных свойствах социального взаимодействия. Нет культуры, где не оценивались бы не­гативно убийство, ложь и воровство, хотя существуют раз­личия в представлениях о границах терпимости ко лжи и воровству (в одних культурах в качестве наказания отсе­кают руку, в других — лишают свободы). Выявление универсальных ценностей и распознавание их природы — не­обходимое условие для выработки путей и вариантов со­глашения между народами мира.

Таким образом, ценности, распространенные повсе­местно и одинаковые по содержанию, усваиваются всеми культурами, они вечны и обязательны для всех обществ и индивидов. Но конфигурация ценностной системы, соотношение и взаимодействие элементов внутри нее являются продук­том той или иной культуры.

Каждая культура имеет свое ценностное уникальное ядро, воплощающее ее хронотип, т.е. специфику ее локализации в мире, накопленный исторический опыт

Благо­даря этому ядру обеспечивается целостность данной куль­туры, ее неповторимый облик. Культуры поддерживают не­прерывность существования за счет трансформации своих ценностей. Условием выживаемости культуры является ее способность к оптимальному соотношению универсальных и специфических ценностей, позволяющему, с одной сторо­ны, сохранить свою самобытность, а с другой — найти основания для взаимодействия с иными культурами.

Культурные ценностные образцы обеспечивают связь между со­циальной и культурной системами. Из групповых цен­ностей выводятся правила, а за ними и санкции.

Ценно­сти обладают двумя качествами: относительностью и под­вижностью.

Относительность культурных ценностей - способность переоцениваться (В бывших социалистических странах про­изошла переоценка " учения" о диктатуре пролетариата; у нас в стра­не - роли церкви, отношения к собственности).

Подвижность культурных ценностей - возможность перехода из одного уровня в другой. (из индивидуально-личностных подниматься до общечеловеческих). (Произведения великих мыслителей в момент создания были индивидуально-личностной ценностью, но постепенно " поднимались" через локаль­но-групповой, сословие-классовый и национальный уровни до общечеловеческого признания, становясь факторами мировой цивили­зации).

При рассмотрении культурных ценностей можно выявить следующие закономерности их существования:

1. Относительность и подвижностькультурных ценностей убывают по мере того, как культурные ценности становятся достоянием все большего числа людей. Общечеловеческие ценности - наиболее устойчивые во времени и не зависят от влияния внешних факторов. Индивидуально-личностные ценности меняются в течение человеческой жизни;

2. Духовные ценности по сравнению с их матери­альными воплощениями отличаются особой долговечностью, так как идею, образ уничтожить труднее, чем скульптуру, картину;

3. Потребности людей в духовных ценностях безгра­ничны, здесь нет пресыщения.

Культурные нормы - культурные механизмы закрепления и контроля за выполнением определенных функций, значимых с точки зрения удовлетворения жизненно важных потребностей людей или поддержания совместности их существования.

Существуют разные способы классификации норм. Т. Парсонс, в частности, выделяет:

· нормы, улавливающие порядки в обществе в целом и в составлявляющих его группах;

· экономические нормы;

· политические нормы;

· собственно культурные нормы, относящиеся к области коммуникации и социализации.

Сегодня современные культурологи различают следующие нормы: общечеловеческие; национальные; классовые; групповые; межиндивидуальные.

Нормы отличаются друг от друга по уровню обязательности выполнения и по степени свободы их выбора в неопределенных ситуациях.

Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу Уильяму Грэхему Самнеру (1840-1910)

Классификация культурных норм по-Самнеру:

· обычаи – folk-ways;

· нравы - mores;

· законы - laws.

 

OY - жесткость санкций за нарушение

OX – степень распространения культурных норм

 

Обычаи, нравы, законы образуют нормативную систему культуры. Обычаи, нравы, законы - в таком порядке должны вы­страиваться базисные элементы нормативной системы, так как на­растает степень строгости санкций, используемых общест­вом по отношению к нарушителям.

Обычай - форма культурной регуляции, это одобрен­ные обществом массовые образцы действий в социально значимых обстоятельствах, которые рекомендуется выполнять, за­креплены коллективными привычками.

К нарушителям применяются неформальные санкции - неодобрение, отрицание. Некоторые обычаи близки к этикету. (Обычаи, например, регламентируют поведение детей, молодежи по отношению к старшим и пожилым людям).

Понятие традиции приобретает более широкий смысл сравнительно с обычаем. Традиция включает в себя поведенческие сте­реотипы, объем социокультурного наследия, передаю­щегося от поколения к поколению и воспроизводящееся в социальных группах в течение длительного времени.

В рамках обычая важное регулятив­ное значение имеют ритуалы, обряды. Ритуально-обрядовое поведение – разновидность традиции, отмечено немалой степенью формализации и наделяется символическим значением. Такое поведение служит цели упрочения социальных связей, сохра­нения культурной преемственности. Так, в английском парла­менте давно могли бы отказаться от ритуального символа — кожаного мешка с шерстью, предназначенного для председательствующего, и перейти к обычному креслу. Но этот мешок символизирует прочность парламентской традиции, чему в ан­глийской культуре придается немалое значение.

Привычка —это повседневная сторона социальной действитель­ности, обычаи - более редкий, " праздничный" ее аспект. Обычай праздновать Новый год, уважать старших и т.д.

Нравы массовые образцы действий, высоко чтимые обществом, отражают моральные ценности общества.

В Древнем Риме это понятие обозначало самые уважаемые и священные обычаи. Они назывались тогез - нравы.

Мораль - совокупность культурных норм, получив­ших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливо­сти и т.д. Безнравственно оскорблять людей, обижать слабого и т.д. Но в Спарте вполне нравственно было сбрасывать в пропасть физи­чески слабого ребенка. Понимание нравственного зависит от культуры данного общества.

Закон нормы или правила поведения, оформленные в виде нормативного акта, принятого высшим органом государ­ственной власти. Закон являет­ся высшей разновидностью социальных и культурных норм, требует безусловного подчинения. Различают два вида законов:

· обычное право - совокупность неписаных правил поведения в доиндустриальном обществе, санкционированных органами власти;

· юридические законы, закрепленные конституцией, защища­ют самые дорогие и почитаемые ценности: человеческую жизнь, го­сударственную тайну, собственность, человеческие права и достоин­ства.

Нарушение законов влечет уголовные наказания.

Действие любой нормы не абсолютно. Норма переживает период зарождения, утверждения, потом теряет стабильность и начинает разрушаться. Разрушение одних культурных норм всегда сопровождается созданием новых.

Разрушение норм называется аномией.

Идеал - это совершенство, совершенный образец чего-либо, высшая цель стремлений, чем оно есть в действительности.

Знаки и символы культуры. В рамках семиотического подхода культура представляется как система коммуникаций, а явления культуры рассматриваются как система знаков. (Наука, изучающая знаки и системы знаков – семиотика).

Знак материальный предмет (явление, со­бытие), выступающий в качестве объективного заместите­ля некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета. Знак либо является общепринятым аналогом друго­го объекта (например, изображение голубя), либо заключает в себе некоторые сведения об окружающей действительности, требуя определенных действий человека.

Существует несколько типов знаков и знаковых систем:

· естественные;

· функциональные;

· иконические;

· конвенциональные;

· вербальные;

· знаковые системы записи.

Естественные знаки - это знаки-признаки, которые в основном обозначают вещи и явления природы. Например, дым как знак огня.

Функциональные знаки - тоже знаки-признаки. Они указывают на те функции, которые они выполняют в деятельности людей.

Например, археологом в кургане обнаружено оружие — знак, что в нем захоронен воин; очки — знак слабости зрения.

Иконические знаки — это знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают. Различают среди иконических знаков символы (знаки, которые не только изображают объект, но и несут в себе добавочный смысл).

Например, эмблемы, герб, ордена.

Конвенциональные (условные) знаки — это знаки, которые служат для обозначения предмета «по условию» и по договоренности.

Например, школьный звонок, красный крест на машине «скорой помощи», зебра на пешеходном переходе.

Существует два основных их вида - сигналы (знаки извещения или предупреждения - значение цветов светофора); индексы (условные обозначения каких-то предметов или ситуаций - картографические знаки, школьные оценки).

Вербальные знаковые системы (естественные языки) — это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры говорящего на нем народа.

Информация мо­жет передаваться вербальными, невербальными и паравербальными способами.

Вербальные средства коммуникации лингвистическиеязыки

Невербальные средства коммуникации:

· жестовый язык,

· предметно-пространственный,

· графический,

· образный, включая и художе­ственный,

· формализованный язык,

· язык эмоций и чувств,

· язык телодвижений,

· язык профессиональной деятельно­сти (словарный запас, технологии, орудия труда),

· информация, передаваемая через различные материальные пред­меты. (Большое количество информации может быть передано с по­мощью одежды людей, особенно форменной.)

Паравербалъные средст­вам коммуникации - темп речи, интонации, громкость, артикуляция, высота голоса и т.п.

Особенно важно подчеркнуть роль в культуре лингвистичес­кого языка — устной коммуникации, письменной речи, которые выступают основными каналами культурной коммуникации.

В зависимости от оснований, или критериев, могут быть предложены разные классификации языков. Если в качестве критерия классификации использовать совокуп­ность функциональных характеристик языка, таких как коммуникативную, познава­тельную и смысловую функции, то языки различают:

· естественные языки,

· искусственные языки,

· вторичные моделирующие системы.

Естественные языки - основ­ное и исторически первичное средство познания и коммуни­кации (русский, французский, эстонский, чешский и т.п.).

Искусственные языки – используются в науке и других специализированных знаковых системах (азбука Морзе, дорожные знаки, языки программирования и т.п.).

Вторичные моделирующие системы – коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естественно-языковым уровнем: миф, религия, искусство.

Знаковые системы записи - это одно из величайших достижений человечества, связанное с появлением и развитием письменности. Например, письмо, система записи знаков естественного языка, устной речи; нотная грамота; способы записи танца и т.д.

История развития письменности:

· «предметное письмо»,

· пиктография (письмо в рисунках);

· идеографическоке письмо (рисунки приобретают упрощенный и схематический характер - иероглифы);

· алфавитное письмо (небольшой набор письменных знаков)

 

Смысл. Для того чтобы разобраться в данном понятии, необходимо раскрыть двойственный характер артефакта (предметы культуры, созданные человеком). С одной стороны артефакт имеет характеристику объективную, т.е. рассматривается как реальность, которая существует сама по себе, с другой - субъективную, т.е. в нем существует так называемый «смысл», «значение».

Итак, человек в субъективную черту артефакта вносит духовность, т.е. «опредмечивает» в них свои представления, цели, желания и т.д. Например, главным смыслом для владельца «Мерседес» может быть престижность этой марки; смысл станка — в том, что он нужен для производства. Таким образом, существуют три вида смыслов: знания, ценности, регулятивы.

Культурный код - это то, что позволяет понять преобразования значения в смысл. Необходимость в культурном коде возникает тогда, когда происходит переход от мира сигналов к миру смысла.

Культурный код характеризуется самодостаточностью (передача и сохранение человеческой культуры), открытостью к изменениям и универсальностью.

Например, в Древних цивилизациях культурным кодом выступала система имен. Человек свои личные имена оберегал и хранил в секрете, поскольку враг может магическим путем воздействовать на него через имя.

Культурные универсалии - это понятия, которые выражают те черты культурных явлений, которые встречаются в любых культурах: древних и новых, малых и больших. Например, огонь, вода, смех, слезы, труд и т.д.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.022 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал