Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные этапы выполнения работы
Выбор темы курсовой работы. Написание курсовой работы начинается с выбора темы. Желательно, чтобы тема была актуальной. Прежде всего, студенты должны внимательно ознакомиться с примерной тематикой курсовых работ, выбрать тему и сообщить о ней преподавателю – научному руководителю. Студент может, исходя из собственных научных и практических интересов, предложить свою собственную тему исследования (в пределах учебной программы), не указанную в примерном перечне, предварительно согласовав ее на кафедре. Выбор темы, в первую очередь, определяется уже накопленной суммой знаний по трудовому праву и смежным дисциплинам, но в определенной мере зависит от индивидуальных способностей и личных склонностей студента. Темы курсовых работ не одинаковы по степени трудности, но с любой из них можно успешно справиться. Непонятные аспекты изучаемой темы уясняются самостоятельно или с помощью научного руководителя. При чем самостоятельно полученная информация усваивается лучше. Студент, проявивший серьезное отношение к работе, правильно распределивший время, работающий без спешки, планомерно и систематически, обеспечит успешное написание курсовой работы и ее защиту. Составление и согласование плана курсовой работы. Наличие плана работы позволяет уйти от освещения вопросов, не относящихся к теме, обеспечить четкость и последовательность изложения материала, избежать пробелов и повторений, рационально организовать самостоятельный труд, сэкономить время. Выбор темы и составление плана не должны происходить механически. Предварительно необходимо ознакомиться с соответствующим разделом учебника, понять содержание темы, определить место и значение данной темы в изучаемом курсе трудового права. План работы согласовывается с научным руководителем. Для более четкого определения круга вопросов, которые необходимо рассмотреть, каждый раздел плана можно развернуть на подвопросы. Как правило, оптимальное число проанализированных вопросов не должно превышать трех-четырех. Следует при этом помнить, что излишнее перегружение плана нецелесообразно. Первый признак неправильно составленного плана – это повторение одним из вопросов названия всей темы. Каждый отдельный вопрос должен раскрывать только ее часть. Не следует пытаться получить от научного руководителя готовый план работы, литературу, фактический материал и таким образом избегать самостоятельной работы. Роль научного руководителя – направлять исследование, а не выполнять его. Сбор научной информации по теме, подготовка библиографии, изучение литературы и нормативного материала. Для успешного выполнения курсовой работы необходимо собрать научную и фактическую информацию: нормативно-правовые акты, литературные и иные источники, рекомендованные преподавателем, указанные в программе курса, планах семинарских и практических занятий. Студент может использовать произведения, самостоятельно подобранные в результате изучения библиографии в библиотеке, Интернете. Особое внимание необходимо обратить на новую литературу по избранной проблеме, в том числе статьи в журналах «Государство и право», «Правоведение», «Журнал российского права», «Хозяйство и право», «Вестник МГУ. Серия «Право», «Законность», «Российская юстиция», «Российский юридический журнал», «Трудовое право», Человек и труд» и др. Информацию о литературе последних лет издания можно получить из библиографических журналов Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН) «Государство и право» и «Зарубежное государство и право». Список используемой литературы должен быть полным и включать нормативно-правовые акты, основополагающие монографические работы, учебные пособия, журнальные и газетные статьи. Ценятся авторефераты кандидатских и докторских диссертаций, сборники научных трудов. Анализ собранного материала, изложение темы. После подбора соответствующей литературы наступает самый важный и ответственный момент в процессе подготовки курсовой работы – чтение, анализ и конспектирование литературных источников. Для того, чтобы получить целостное представление об изучаемой проблеме, начинать подготовку следует с прочтения соответствующей лекции и главы в учебнике, в которых материал излагается в наиболее доступной форме. После этого необходимо изучить нормативно-правовые акты, прочитать литературные и иные источники, рекомендованные преподавателем, указанные в программе курса, планах семинарских и практических занятий, самостоятельно подобранные При чтении произведений необходимо уловить основную мысль автора, сопоставить ее с имеющимся планом работы, сделать пометки с помощью закладок, а затем уже приступать к изложению основных положений в специально отведенных для этого тетрадях и листах. Изучение нормативно-правовых актов следует проводить в таком же порядке. Литературные источники для подготовки курсовой работы должны быть подобраны с учетом существования различных точек зрения по избранной теме. Поэтому следует избегать частого цитирования работы одного или нескольких авторов. Надо изучить труды прошлых лет, так как в ряде старых изданий проблемы и категории трудового права разработаны с научных позиций и не подвержены политической и идеологической конъюнктуре, а также с целью выработки навыков критического осмысления отраженных в них позиций. Сопоставление различных суждений, мыслей – непременное условие выполнения курсовой работы. Таким образом, собранная научная информация в процессе подготовки работы должна критически и объективно отражать имеющиеся взгляды на поставленную проблему, т.е. в работе должны присутствовать элементы научной полемики. При сборе информации нельзя пренебрегать яркими примерами из художественной и публицистической литературы, что свидетельствует не только о глубине знаний, увлеченности данной проблемой, но и о широком кругозоре. В курсовой работе студент должен показать умение работать с нормативным материалом. Ссылки на Конституцию Российской Федерации, международно-правовые документы и другие нормативно-правовые акты должны присутствовать при аргументации научных положений, которые в них закреплены или требуют нормативного регулирования. Ссылки на нормативно-правовые акты должны быть точными и сопровождаться указанием полного названия, даты и органа, принявшего данный акт. Анализ вопросов темы, изложение должны проводиться в определенных рамках. Во-первых, нужно уточнить категориальный аппарат, на который следует опереться при анализе, четко и конкретно изложить предмет исследования, дать формулировку того или иного постулата в виде развернутого определения. Например, при анализе места и роли Конституции Российской Федерации среди источников трудового права нужно дать понятие источника права, опираясь на концептуальные подходы, выработанные отечественной общей теорией права. Во-вторых, раскрыть содержание вопроса, показать роль изучаемого явления, его связь в системе теоретических положений и категорий. В-третьих, весьма ценным в студенческой курсовой работе является подкрепление теоретических положений и выводов фактами практической деятельности, политической реальности, примерами из судебной практики. В-четвертых, надо писать просто, помня, что вычурный стиль скрывает бедность мысли. В-пятых, в работе обязательно должны присутствовать элементы полемики, без которых невозможно развивать новые взгляды. Обработка собранного материала в целом. Обработка информации, в целом представляющая собой процесс написания курсовой работы, является систематизацией и сопоставлением различных частей собранного материала. Всю подготовленную информацию можно записывать и накапливать в рабочей тетради или в отдельных папках по каждому разделу плана. И выписки, и запись работы в черновом варианте удобно вести на отдельных листах, что дает возможность вносить необходимые изменения. Целесообразно использовать и возможности компьютера. Собранную информацию можно ввести в компьютер в режиме Word, присвоив имя файлу, соответствующее своей фамилии, а в расширении файла поставить номер свой группы. Для удобства использования и хранения информации необходимо иметь личную дискету. В дальнейшем имеющуюся информацию можно обрабатывать, систематизировать, редактировать, размножать и т.д. Хранящаяся в электронной памяти информация может быть востребована для написания других курсовых работ, рефератов и выполнения выпускной квалификационной работы. В соответствии с выработанным планом следует определить пределы каждого вопроса, в котором целесообразно вначале систематизировать категории и понятия, определить их логический ряд. Далее из собранного материала выделяют выписки с различными точками зрения, которые затем анализируются, подкрепляются аргументами, примерами, и как итог – вырабатывается собственная позиция, делаются необходимые обобщающие выводы. На этом этапе уточняется собранный материал и откладывается в сторону второстепенная и малозначимая информация. В этом случае необходимо посоветоваться с научным руководителем, дабы правильно дать оценку полученной информации. Курсовую работу необходимо выполнить в печатном варианте. Ее объем устанавливается в пределах 40 страниц машинописного текста через 1, 5 интервала. Допускается выполнение курсовой работы в рукописном варианте в общих тетрадях или на стандартных листах канцелярской бумаги. Писать нужно разборчиво, без ошибок, помарок, исправлений. Сокращение слов (помимо общепринятых) не допускается. Курсовая работа в соответствии с планом начинается с введения, в котором показывается значение избранной темы, ее место в трудовом праве, отмечается актуальность, обосновывается выбор темы, степень разработанности темы в трудах ученых, специалистов, а также нормативная база исследования, цель и задачи работы. Введение не должно превышать 3 – 4 страниц. В основной части работы логически последовательно раскрываются поставленные вопросы. Причем любой вопрос, как и работа в целом, должен состоять из введения, основной части и заключения (вывода). В основной части работы (как правило, это 3 – 4 вопроса) излагается суть исследования, показывается понимание сущности избранной темы, знание используемых источников, умение сопоставлять различные точки зрения. Важно не механическое их сопоставление или бездоказательная критика отдельных авторов, а стремление к тому, чтобы отстаиваемые или разделяемые студентом суждения были подкреплены теоретическими положениями, фактами и конкретными примерами. Ценным является использование судебной практики. В заключении подводится итог проделанной работы, указывается, с какими трудностями пришлось столкнуться при изложении избранной темы, выделяются узловые или вызвавшие интерес проблемы. Обобщения и выводы необходимо излагать кратко и своими словами. Курсовая работа должна быть написана логично и полностью раскрывать поставленные в ней вопросы. Текст работы излагается самостоятельно (не допускается дословное переписывание использованной литературы), последовательно, грамотно и аккуратно, при написании работы необходимо употреблять термины, свойственные правовой науке, избегать непривычных или двусмысленных понятий и категорий, сложных грамматических оборотов. Студент должен показать не только знание материала, но и умение разбираться в нем, творчески использовать основные положения источников. Курсовая работа не может быть простым пересказом прочитанного или только изложением содержания действующего законодательства. Необходимо критическое отношение к прочитанной литературе, всесторонний и глубокий анализ действующего трудового законодательства, практики его применения судами, прокуратурой, профсоюзными и другими органами. В целом структура курсовой работы должна быть следующей: ü титульный лист; ü план работы; ü текст работы (введение, основная часть, заключение); ü библиографический список. Титульный лист является первой страницей курсовой работы и служит источником определенной информации. На титульном листе студент указывает название вуза, кафедры, тему курсовой работы, свою фамилию, имя отчество, должность, ученую степень, научное звание, фамилию, инициалы научного руководителя, дату написания работы и личную подпись. В самом низу титульного листа указывается город, где расположено учебное заведение и год подготовки курсовой работы. Образец титульного листа приведен в приложении № 1. После титульного листа помещается план (оглавление) курсовой работы с указанием начальных страниц всех составных частей работы в тексте. В плане обязательно должны быть выделены введение, 3–4 параграфа основной части, заключение, библиографический список. Все заголовки плана должны быть выделены и в тексте курсовой работы. Образец плана приведен в приложении 2. Текст каждого вопроса начинается с его названия и порядкового номера с соответствии с планом. Особое внимание следует уделить оформлению научно-справочного аппарата, подстрочных сносок и библиографического списка. Нумерация сносок дается арабскими цифрами отдельно на каждой странице. Сноска должна быть полной: с указанием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года ее издания, страницы, с которой взята цитата или соответствующее положение. Например, Семякин М.Н. Гражданское право: Учебник. Екатеринбург, 2001. С. 13. Для статей из журналов, сборников указывают фамилию и имя автора, название статьи, название журнала или сборника, год издания, номер (или выпуск). Например, Витрянский В. Договор банковского счета / В.Витрянский // Хозяйство и право. 2006. При ссылке на газетную статью кроме названия и года издания указывают дату. Например, Чурсина В. Совет Федерации кардинально меняется // Новая газета. 2006. 01 февраля. Оформляя нормативные источники, необходимо указывать полное и точное название нормативно-правового акта, дату его принятия и редакции, а также изменений и дополнений. Например, О вынужденных переселенцах: Федеральный закон от 19.02.1993 г. (с изм. от 20.12.1995 г.) // ИПС «Консультант-плюс». Библиографический список должен содержать сведения об источниках, использованных при выполнении курсовой работы. В этот список включаются те литературные источники, на которые есть ссылки в тексте работы (основные), и все иные источники, изучаемые в связи с подготовкой к написанию курсовой работы (дополнительные). Библиографический список включает следующие разделы: 1) нормативно-правовые акты; 2) книги, статьи (основные и дополнительные). В раздел «Нормативно-правовые акты» включаются действующие официальные документы в следующей очередности: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, международно-правовые акты, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, решения других высших судебных органов, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов Российской Федерации, подзаконные акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты. Если использован ратифицированный и вступивший в силу международный договор Российской Федерации, то он помещается в списке сразу после Конституции Российской Федерации. В раздел «Книги и статьи» (основные и дополнительные) включаются все использованные монографические, публицистические и другие источники, располагаемые в алфавитном порядке. Описание каждого конкретного источника приводится в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1 – 84. В библиографическом списке рекомендуется использовать следующие элементы описания: фамилия автора с инициалами, название, источник публикации, место издания, издательство, год издания, количество страниц. Для статей из журналов, сборников указывают фамилию и имя автора, название статьи, название журнала или сборника, год издания, номер (или выпуск), страницы. Например, Витрянский В. Договор банковского счета // Хозяйство и право. 2006. № 4. С. 19 – 25. При описании газетной статьи кроме названия и года издания указывают дату. Например, Чурсина В. Совет Федерации кардинально меняется // Новая газета. 2006. 01 февраля. Примеры библиографических описаний различных литературных источников приведены в приложении № 3. Текст полностью написанной и оформленной работы подлежит тщательной проверке. Ошибки и описки в тексте, цитатах, научно-справочном аппарате отрицательно сказываются на оценке работы. Все страницы курсовой работы должны быть пронумерованы, прошиты. Работа должна быть оформлена аккуратно. После этого курсовая работа сдается для регистрации и проверки на кафедру. Работа с рецензией и устранение замечаний. Работа с рецензией и последующая защита курсовой работы – это завершающая часть исследования. Получив письменную рецензию на представленную курсовую работу, студент должен внимательно изучить ее, обратить внимание на замечания рецензента, указанные в тексте работы и в рецензии. Замечания, требующие письменного дополнения, устраняются в согласованные с научным руководителем сроки. Отдельные замечания, указанные в рецензии, могут требовать лишь уточнений или подкрепления отдельными аргументами, которые приводятся при защите, т.е. устно. Если содержание работы не соответствует предъявляемым требованиям (не раскрыто содержание вопросов, переписано из одного источника и т.д.), то курсовая работа направляется рецензентом на доработку. Получив «допуск к защите» курсовой работы, студент должен обновить в памяти содержание работы, выделить основные вопросы и найти дополнительные аргументы на высказанные замечания. Целесообразно подготовить текст публичного выступления на защите, обратив особое внимание на замечания рецензента и советы научного руководителя. Защита курсовой работы проводится в установленные кафедрой сроки и принимается комиссией в составе двух – трех преподавателей, включая научного руководителя. В течение 5 – 7 минут, в соответствии с планом кратко и убедительно излагается содержание работы, делается обзор использованной научной литературы, обобщаются основные выводы, вытекающие из темы исследования. Даются полные и аргументированные ответы на замечания рецензента и заданные в ходе защиты вопросы. Оценка за курсовую работу выставляется с учетом качества выполненной работы, ее научно-теоретического уровня, степени самостоятельности в изложении материала, логики и результатов ее защиты. При этом окончательная оценка на защите может не совпадать с предварительной оценкой в рецензии. Оценка «отлично» ставится, если курсовая работа выполнена на высоком теоретическом уровне, тема раскрыта полно, содержание вопросов изложено логично, последовательно, использован фактический материал, судебная практика, сделаны конкретные выводы, предложения. Оценка «хорошо» - работа выполнена на достаточном теоретическом уровне, сделаны конкретные выводы, предложения. Оценка «удовлетворительно» - работа соответствует плану, содержит теоретические положения, обобщения, материал изложен в логической последовательности, однако есть серьезные недочеты. На уровень оценки курсовой работы влияют степень раскрытия темы, стиль изложения, поверхностное или непоследовательное изложение материала, непродуманный план, несоответствие содержания плану, чрезмерное количество цитат или неточное их приведение, «старая» литература, объем использованной научной литературы, нормативно-правовых актов, юридической практики, небрежное оформление, орфографические и стилистические ошибки. При несоблюдении вышеперечисленных требований к курсовой работе она оценивается «неудовлетворительно». Причинами неудовлетворительной оценки курсовой работы могут быть следующие недостатки: - работа выполнена только на базе учебника или учебного пособия и представляет их дословное изложение; - работа выполнена путем механического списывания из учебника, учебного пособия, статей без какого-либо обобщения и выводов; - работа написана неграмотно, оформлена неряшливо, независимо от содержания В случае оценки курсовой работы на «неудовлетворительно» студент должен подготовить работу заново по той же или другой теме по согласованию с научным руководителем. Тема курсовой работы и ее оценка указываются в зачетной книжке, а затем в приложении к диплому. Студент, не написавший курсовую работу, считается не выполнившим учебный план и имеющий академическую задолженность.
Приложение 1 Образец титульного листа ___________________________________________________
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный экономический университет»
кафедра права
Курсовая работа по трудовому праву Тема: Источники российского трудового права
Исполнитель: студент экономического факультета гр. ЭкПБ-03 Иванов Сергей Александрович_______________________________ (дата, подпись)
Научный руководитель к.ю.н. доцент Антонова В.И. ___________________________ (оценка, подпись)
г. Екатеринбург
Приложение 2
Образец плана ___________________________________________________
Введение……………………………………………………с. 3 1. Понятие и виды источников трудового права………………………..………………………………с. 4 2. Трудовое законодательство…………..………………с.10 3. Подзаконные нормативно-правовые акты………….с. 15 4. Международные договоры…………………………..с. 19 Заключение……………………………………………..…с. 24 Библиографический список …………………………..…с. 26
Приложение 3
Пример оформления библиографического списка ________________________________________________________
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. О Конституционном суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 12.07.1994 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26.09. 1997 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. С. 4465. Об утверждении положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища: указ Президента Российской Федерации от 21.07.1997 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3601.
Основная литература
Гражданское право: В 2 т. Т.1: Учебник / Под ред. проф. Е.А.Суханова. М.: Изд-во БЕК, 2000. – 816 с. Ковтун Н.Н. Постановления Конституционного суда Российской Федерации как источники прецедентного (статутного) права // Российское право в период социальных реформ. Н.Новгород, 1998. – 146 с. Конституционное право России: Учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во НОРМА, 2000. – 408 с. Омельченко О. Закон и печать в дооктябрьской России // Советское государство и право. 1991. № 3. С. 5-17.
Дополнительная литература
Лакшина Е. Налоговые сюрпризы // Российская газета. 2006. 29 апреля. Муниципальное право: Учебник для вузов / Под ред. Ю.А.Дмитриева. М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 1200 с. Погосян Н.Д. Счетная палата Российской Федерации (конституционно-правовой статус). Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1998. – 20 с. Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. Тюмень: Изд-во «Ажур», 1997. – 88 с.
|