Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сендер А.Н.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Учреждение образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» Юридический факультет ПОДГОТОВКА, ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ Методические Рекомендации для студентов специальностей юридического факультета дневной и заочной форм обучения Брест 2008 УДК 1 (072) ББК 67 Авторы-составители: Старший преподаватель Василькович В.П. Кандидат социологических наук, доцент Григорович Е.Н. Кандидаты философских наук, доцент Займист Г.И. Рецензент Доктор педагогических наук, профессор Сендер А.Н. Печатается по решению редакционно-издательского совета БрГУ им. А.С. Пушкина Подготовка, оформление и защита курсовой работы: Метод. рекомендации / Сост. В.П. Василькович, Е.Н. Григорович, Г.И. Займист. – Брест: Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2008. – 34 с.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Инструкцией по подготовке, оформлению и представлению к защите дипломных работ (проектов) в высших учебных заведениях, утвержденной приказом Министра образования Республики Беларусь от 27.06.1997 г., № 356, с учетом требований ГОСТа 7.1– 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» и Правил проведения Республиканского конкурса научных работ студентов высших учебных заведений Республики Беларусь от 24.05.2004 г. № 38, а также Инструкции о порядке организации научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений Республики Беларусь, утвержденной постановленим Министерства образования Республики Беларусь от 31.03.2006 г. № 27. Методические рекомендации содержат необходимую студентам и преподавателям информацию о планировании процесса выполнения курсовой работы, её структуре, оформлении и подготовке к защите.
© Издательство БрГУ им. А.С. Пушкина, 2008
Учебное издание
ПОДГОТОВКА, ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Методические рекомендации для студентов специальностей юридического факультета дневной и заочной форм обучения
Авторы-составители: Старший преподаватель Василькович В.П., кандидат социологических наук, доцент Григорович Е.Н., кандидат философских наук, доцент Займист Г.И.
Редактор Г.И. Займист содержание 1 Курсовая работа как форма учебно-исследовательской деятельности студентов………………………………………………....4
2 Научный аппарат курсовой работы……………………………….....6
3 Основные этапы выполнения и защиты курсовой работы................9
4 Структура курсовой работы ……………………….………………...11
5 Требования к оформлению курсовой работы…………. …………..15
6 Критерии оценки курсовой работы....................................................18
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….......24
1 КУРСОВАЯ РАБОТА КАК ФОРМА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Курсовая работа – творческая деятельность студента, которая предполагает его научно–исследовательский поиск по решению теоретических и прикладных проблем в определённой отрасли научного знания. В силу этого курсовая работа является важнейшей составляющей учебного процесса в высшей школе. Курсовая работа, являясь моделью научного исследования, представляет собой самостоятельную работу, в которой студент учится решать проблемы теоретического или практического характера, применяя научные принципы и методы данной отрасли научного знания. Результат данного научного поиска может обладать не только субъективной, но и объективной научной новизной, и поэтому может быть представлен для обсуждения научной общественности в виде научного доклада или сообщения на научно-практической конференции, а также в виде научной статьи. Результатом выполнения курсовой работы является не только материальный продукт – текст работы, но изменения в студенте как субъекте научно-исследовательской деятельности. В ходе выполнения курсовой работы формируются, закрепляются и углубляются навыки самостоятельного решения исследовательских задач, систематизируются и обобщаются теоретические знания, совершенствуются умения, полученные на практических и лабораторных занятиях. Студент должен научиться видеть решаемую проблему в целом, в контексте всех доступных для обобщения достижений данной отрасли научного знания, а также уметь выделять частные проблемы и прогнозировать следствия их решения. Выполнение курсовой работы предполагает формирование умений анализировать научную литературу, сравнивать, обобщать и систематизировать знания, использовать методы научного познания, адекватные специфике решаемой проблемы. Качественное выполнение курсовой работы развивает у студента способность к системному подходу в решении любых задач, что является базовым качеством, обеспечивающим успех любой деятельности. Целеустремлённость, инициативность, познавательный интерес, ответственность за результаты своих действий, добросовестность, компетентность – качества личности, характеризующие субъекта научно-исследовательской деятельности, соответствующей идеалам и нормам современной науки. Курсовая работа выполняется под руководством научного руководителя. Научный руководитель оказывает студенту помощь консультативного характера и оценивает процесс и результаты его деятельности. Он предоставляет примерную тематику курсовых работ, уточняет совместно со студентом проблему и тему исследования, помогает спланировать и организовать научно-исследовательскую деятельность студента, назначает время и рациональное количество консультаций. Научный руководитель принимает текст курсовой работы на проверку не менее чем за десять дней до защиты. Студенту следует знать, что руководитель не соавтор и не редактор его работы, его задача — оценка аргументации, обоснованности выводов и достоверности полученных данных, написание отзыва. К защите допускаются только те работы, которые оформлены в соответствии с требованиями (стандартами), вычитаны (отредактированы), сброшюрованы, имеют письменный отзыв руководителя. Курсовая работа является этапом в изучении специальных дисциплин на соответствующем курсе. Студенты обязаны выполнить и защитить курсовые работы по выбору из числа дисциплин, определяемых учебным планым для данного курса. В случае, если студент заинтересован в продолжении работы над темой курсовой работы и собирании материала для дипломной работы, то по решению кафедры ему такое разрешение может быть дано. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя. Темы курсовых работ выбираются студентами из перечня, разработанного в соответствии с основным содержанием учебной дисциплины (или группы дисциплин), рассмотренного и утвержденного на заседании кафедры. Тема должна соответствовать накопленному студентом теоретическому и практическому опыту, уровню подготовки, научным интересам и личным наклонностям. В качестве курсовой работы решением комиссии по защите курсовых работ может быть зачтена опубликованная научная работа, выполненная студентом на актуальную тему.
2 НАУЧНЫЙ АППАРАТ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Научная проблема – это вопрос, для ответа на который в науке знания отсутствуют или их недостаточно. Научная проблема предполагает выявление дефицита информации и формулировку вопроса на языке научных терминов. Формулированию научной проблемы предшествует описание проблемной ситуации на обыденном языке. Сама проблема формулируется в научных терминах, обычно в виде вопроса. Другим источником научной проблемы могут быть противоречия, возникающие в ходе развития самой науки. Такими, например, являются противоречия между фактами и их интерпретацией, установленными разными авторами и в различных школах. Четко сформулированная проблема является основой для определения объекта и предмета исследования. Объект исследования – это элемент реальности, на которую направлен процесс познания, обозначение того, какое именно явление хочет изучить исследователь, та часть реального мира, которая познается, исследуется и (или) преобразуется в ходе написания курсовой работы. Объект исследования формулируется кратко и по возможности определенно, так как неопределенность объекта ведет к неопределенности предмета, способствует отклонению от темы исследования. Предмет исследования – это те или иные стороны, свойства, характеристики объекта, которые представляют научный интерес в связи с решаемой проблемой. Перечень явлений, которые могут быть взяты в качестве предмета исследования, по объему значительно шире перечня объектов. Предмет исследования – это часть, свойство, сторона отношения реальных объектов, т.е. отдельные свойства, состояния, процессы, виды, функции, особенности, характеристики объекта исследования. Предмет исследования определяет цель и назначение работы, уточняет тот угол зрения, который интересует исследователя. Когда предмет четко определен, исследование проводится целенаправленно и более эффективно. Поэтому определению предмета исследования следует уделить максимум внимания. Формулировка объекта и предмета исследования предполагает не просто словесное их обозначение, а изучение того, какое содержание вкладывается в понятия, используемые для определения объекта и предмета. И объект, и предмет исследования должны быть отражены в формулировке темы исследования. Предмет исследования определяет общую цель работы и промежуточные цели в виде задач исследования. Определение предмета исследования, т.е. вопроса, ответ на который хочет найти студент, требует описания цели, задач, гипотезы исследования. Цель исследования – желаемый конечный результат научно-исследовательской деятельности студента. Цель исследования в рамках
курсовой работы содержит формулировку того, что именно будет изучаться. Частично определение цели содержится уже в самом названии курсовой работы. Определение цели вытекает из определения объекта и предмета исследования, оно также строится на основе изучения литературы, в которой представлены данные о современном состоянии проблемы. Цель отражает некоторое «белое пятно» в изучаемом предмете, то есть цель направлена на поиск знания о том, что пока еще неизвестно. Конкретный же будущий результат может быть теоретико-познавательным, прикладным, практическим. Определение задач исследования. Порядок проведения, этапы исследования, характер результатов определяются задачами исследования. Поэтому формулированию задач уделяется большое внимание. Задачи должны быть конкретными и сформулированы таким образом, чтобы для их решения можно было бы подобрать или разработать соответствующие средства и метод и представить, каким требованиям должен отвечать результат их решения (что мы намерены получить). Задача представляет собой конкретизацию цели в зависимости от условий ее достижения и предполагает выбор средств для достижения цели исследования. Выбор и формулировка задач курсовой работы обусловлены делением цели исследования на подцели. Содержание задач конкретизирует цель исследования. Задачи отражают характер работы, а не описывают последовательность шагов в научном исследовании (анализ литературы по проблеме, сбор и обработка данных, анализ и обобщение результатов – это этапы, а не задачи исследования). Чаще всего в начале формулировки задачи стоят глаголы «описать», «объяснить», «изучить», «разработать», «провести сравнение», «проверить» и др. При формулировке задач исследования следует обращаться к словарям, где описывается структура интересующего нас объекта исследования, его ближайшие взаимосвязи. Их дальнейшее изучение часто и составляет содержание задач исследования. Для описания проблемы, подпроблем, задач, результатов исследования используется единый понятийный аппарат. В свою очередь, он определяется той теорией, в русле которой проводится исследование. Гипотеза – главный и самый важный методологический инструмент исследования. Именно с ее помощью исследователь добывает новое знание, формулирует новые идеи. Это предполагаемый ответ на проблему, обозначенную в цели исследования. Гипотеза описывается на языке терминов соответствующей науки, в ней обязательно указывается на объект и предмет исследования. Проведение исследования направлено на сбор фактов, которые позволят подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования. В результате проведенного исследования гипотеза может подтвердиться или быть опровергнутой. Не следует бояться отрицательных результатов, не
подтверждающих гипотезу, ибо они тоже вносят свой вклад в познание. Гипотеза может стать научной теорией после должной проверки и подтверждения ее соответствующими фактами. Метод – способ познания, состоящий из строгого набора правил и процедур получения нового знания. В научном познании функционирует сложная, динамичная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действия, направленности и т.п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий и предмета исследования. Многообразные методы классифицируются в зависимости от сферы их применения, роли и места в процессе познания. По степени общности и широте применения выделяют: философские, общенаучные и частнонаучные методы. К философским методам относятся: диалектический, метафизический, феноменологический, герменевтический, метод структурного анализа и др. В современном научном познании важную роль играет диалектический метод, основными принципами которого являются объективность, конкретность, всесторонность развития, историзм, принцип противоречия и др. Общенаучные методы, опосредующие взаимопереход философского и частнонаучного знания, базируются на принципах системности, формализации, моделирования и др. В структуре общенаучных методов различают: общелогические методы (анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, идеализация, аналогия, индукция и др.); теоретические методы (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный и др.); эмпирические методы (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). Общенаучные методы применяются во всех науках с учетом особенностей предмета каждой из них, а также специфики познания природных, социальных и духовных явлений. Например, метод наблюдения широко используется в медицине, следственной практике, но не находит применения в исторических науках. В гуманитарных науках ограничено применение математических методов, которые находят широкое применение в естествознании. В социально-гуманитарных науках кроме философских и общенаучных методов применяются специфические средства, конкретные методики и операции, обусловленные особенностями предмета этих наук (например, анализ документов, опрос, тестирование, игровые методы и т п.).
|