Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура курсовой работы. Курсовую работу оценивают не только по теоретической научной ценности, актуальности темы, но и по уровню общеметодологической подготовки
Курсовую работу оценивают не только по теоретической научной ценности, актуальности темы, но и по уровню общеметодологической подготовки, что, прежде всего, находит отражение в её структуре. Традиционно сложилась определенная структура курсового исследования, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие: 1. Титульный лист. 2. Содержание. 3. Перечень условных обозначений, символов и терминов (если в этом есть необходимость). 4. Введение. 5. Основная часть. 6. Заключение. 7. Список использованных источников. 8. Приложения. На титульном листе указываются: учебное заведение, кафедра, автор, научный руководитель, тема исследования, место и год выполнения курсовой работы. Название курсовой работы должно быть по возможности кратким и полностью соответствовать ее содержанию. В оглавлении отражаются названия структурных частей курсовой работы и страницы, на которых они находятся. Оглавление целесообразно разместить в начале работы на одной странице. Наличие развернутого введения – обязательное требование к курсовой работе. Несмотря на небольшой объем этой структурной части, её написание вызывает значительные затруднения у студентов. Именно качественно выполненное введение является ключом к пониманию всей работы. Таким образом, введение – очень ответственная часть курсовой работы. Оно должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы. Применительно к курсовой работе понятие «актуальность» имеет одну особенность. От того, как автор курсовой работы умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения современности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Кроме этого во введении необходимо вычленить методологическую базу курсовой работы, назвать авторов, труды которых составили теоретическую основу исследования. Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, определять главное в современном состоянии изученности темы. Особенно важно ознакомиться с публикациями по избранной теме исследования, размещенными в специальных журналах. Во введении определяются также объект и предмет, цель и задачи, хронологические рамки исследования. Обязательным элементом введения является описание методов исследования, которые служат студенту инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в курсовой работе цели. Завершается введение изложением общих выводов о научной и практической значимости темы, степени ее изученности и обеспеченности источниками, выдвижением гипотезы. Автору курсовой работы следует ответственно формулировать вывод о неразработанности или недостаточной изученности той или иной проблемы. Мнение студента по спорным вопросам, как и оценка использованных публикаций должны быть аргументированы. Доказательность важна вне зависимости от того, какие взгляды и концепции подвергаются сомнению, критике или переосмыслению. Но как показывает практика, излишне самоуверенные выводы свидетельствуют скорее о недостаточном знании опубликованной по избранной теме литературы. Основная часть курсовой работы является наиболее объемной. Она может состоять из нескольких разделов (глав)*, каждый из которых имеет название, соответствующее содержанию. Разделы (главы) состоят из подразделов (параграфов), что позволяет более конкретно представить исследовательскую направленность работы, сфокусировать внимание на важнейших деталях общей научной проблемы. В основной части излагается суть проблемы, раскрывается тема, определяется авторская позиция, в качестве аргумента и для иллюстраций выдвигаемых положений приводится фактический материал. Автору необходимо проявить умение последовательного изложения материала при одновременном его анализе. Предпочтение при этом отдается главным фактам, а не мелким деталям. Необходимо, чтобы содержание разделов (глав) и подразделов (параграфов) строго соответствовало их названиям. По объему разделы (главы) должны быть примерно равными между собой, их следует завершать краткими выводами и обобщениями, что позволяет сформулировать итоги каждого этапа исследования. Курсовая работа заканчивается заключительной частью, которая так и называется «Заключение». Как и всякое заключение, эта часть курсовой работы выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез – последовательное, логически стройное из- __________________________________________ *Автор вправе сам выбирать форму структурирования курсовой работы на разделы или главы ложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкрет- ными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Заключение может включать предложения практического характера, тем самым повышая ценность теоретических материалов. Итак, в заключении курсовой работы должны быть: а) представлены выводы по итогам исследования в соответствии с поставленными целью и задачами; б) показана теоретическая и практическая значимость, новизна курсовой работы; в) указана возможность применения результатов исследования. После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей курсовой работы и отражает самостоятельную творческую работу автора курсовой работы. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в курсовой работы. Если ее автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно сослаться на источник. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте курсовой работы, и которые фактически не были использованы. Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, газеты. Если есть необходимость в ссылке на такие издания, то следует привести их в самом тексте курсовой работы. В список включаются все опубликованные работы автора по его теме курсового исследования, если такие имеются. Список использованных источников помещается в конце работы. Он оформляется в порядке появления ссылок в тексте курсовой работы. Во всех случаях указываются полное название работы, фамилия автора (или авторов) или редактора издания, если в написании книги участвовал коллектив авторов, данные о числе томов, название города и издательства, в котором вышла работа, год и количество страниц издания. Источники на языках, не использующих кириллический или латинские алфавиты, в списке литературы могут быть записаны кириллическим алфавитом на языке оригинала. В последнем случае допускается вписывание названий рукописным способом черной тушью. После библиографического описания источника в круглых скобках указывается название языка – оригинала, к примеру: (на кит. языке, на араб. языке). Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части курсовой работы, помещают в приложения. По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, отдельные положения из инструкций и правил, протоколов дел, ранее неопубликованные тексты, переписка и т.д. По форме они могут представлять собой тексты, таблицы, графики, фотоснимки, аудио- и видеозаписи. Приложения оформляются как продолжение курсовой работы на последних ее страницах и располагаются в порядке появления на них ссылок в курсовой работе. При большом объеме или формате приложения оформляют в виде самостоятельного блока в специальной папке (переплете) на лицевой стороне которой делают заголовок «Приложения» и затем повторяют все элементы титульного листа курсовой работы. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием посередине страницы слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в курсовой работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.
|