Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Неомарксизм в социологии XX в.






Основные тенденции развития современной марксистской социологии. Критика и развитие Д.Лукачем и К. Коршем марксистской теории.

Неомарксизм о новейшем этапе капитализма, природе государства, классовой структуре общества, сущности идеологии. Трудности в разработке проблем реального социализма.

Роль А. Грамщи в развитии марксистской социологии, в частности теории общественного сознания («Тюремные тетради»). Структура­листский вариант неомарксизма (Л.Альтюссер). Развитие марксизма в работах А.Лефевра.

Различные интерпретации идей Мида. Чикагская школа символи­ческого интеракционизма (Г.Блумер, А.Стросс). Систематизация социологического наследия Мида Блумером. Трактовка общения как процесса интерпретации и конструирования социального действия. Изучение коллективного поведения. Айовская школа символического интеракционизма (М.Кун, Т. Макпартленд). Разработка методов изучения социальной идентичности.

Влияние символического интеракционизма на социологию 2-й половины XX века. Концепции К. Берка, И. Дензина, Х. Данкена. Концепция «социальной драматургии» и «управления впечатле­ниями» Э. Гоффмана.

Франкфуртская школа неомарксизма (М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе, Э.Фромм, Л.Левенталь, Ф.Поллок). Теоретические истоки, процесс становления и этапы развития Франкфуртской школы.

Основополагающие идеи «критической теории» М.Хоркхаймера. Статья «Традиционная и критическая теория» (1937) как програм­мный документ Франкфуртской школы. Критика позитивизма и «научной» социологии.

Философско-историческая концепция западной истории и критика западной рациональности в работе М.Хоркхаймера и Т.Адорно «Диалек­тика Просвещения» (1947). Понятия рациональной тотальности и рационализации как основы просвещения. Теория «неудавшейся цивилизации»: нарастание отчуждения и буржуазности, противостоящих природе. Развитие цивилизации как усиление социального безумия, утрата свободы, фашизм. Роль социологии искусства и культуры в трактовке социальных процессов в целом. Овеществление и фетишиза­ция. Понятие «позднего» капитализма и связанные с ним новые формы отчуждения. Элитарные формы культуры. Апология авангарда в искусстве. Эстетическая альтернатива отчуждению и рациональности.

Разработка концепции авторитарности теоретиками Франкфурт­ской школы. Изучение проблемы семьи и авторитета (М.Хоркхаймер). Исследование авторитарной личности (Т.Адорно, Д.Левинсон, Э.Френкель-Брюнсвик).

Разработка франкфуртцами методологических проблем социаль­ного познания в 60-е гг. («Негативная диалектика» Т.Адорно). Критика научной генерализации как «апологетики». Невозможность истинности «целого» и любого теоретического понятия.

Критика цивилизации и концепция «одномерного человека» Г.Маркузе. Франкфуртская школа и левое движение.

Франкфуртская школа после событий 1968 г. «Теория коммуника­тивного действия» Ю.Хабермаса.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал