Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 8. Неомарксизм в социологии XX в.
Основные тенденции развития современной марксистской социологии. Критика и развитие Д.Лукачем и К. Коршем марксистской теории. Неомарксизм о новейшем этапе капитализма, природе государства, классовой структуре общества, сущности идеологии. Трудности в разработке проблем реального социализма. Роль А. Грамщи в развитии марксистской социологии, в частности теории общественного сознания («Тюремные тетради»). Структуралистский вариант неомарксизма (Л.Альтюссер). Развитие марксизма в работах А.Лефевра. Различные интерпретации идей Мида. Чикагская школа символического интеракционизма (Г.Блумер, А.Стросс). Систематизация социологического наследия Мида Блумером. Трактовка общения как процесса интерпретации и конструирования социального действия. Изучение коллективного поведения. Айовская школа символического интеракционизма (М.Кун, Т. Макпартленд). Разработка методов изучения социальной идентичности. Влияние символического интеракционизма на социологию 2-й половины XX века. Концепции К. Берка, И. Дензина, Х. Данкена. Концепция «социальной драматургии» и «управления впечатлениями» Э. Гоффмана. Франкфуртская школа неомарксизма (М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе, Э.Фромм, Л.Левенталь, Ф.Поллок). Теоретические истоки, процесс становления и этапы развития Франкфуртской школы. Основополагающие идеи «критической теории» М.Хоркхаймера. Статья «Традиционная и критическая теория» (1937) как программный документ Франкфуртской школы. Критика позитивизма и «научной» социологии. Философско-историческая концепция западной истории и критика западной рациональности в работе М.Хоркхаймера и Т.Адорно «Диалектика Просвещения» (1947). Понятия рациональной тотальности и рационализации как основы просвещения. Теория «неудавшейся цивилизации»: нарастание отчуждения и буржуазности, противостоящих природе. Развитие цивилизации как усиление социального безумия, утрата свободы, фашизм. Роль социологии искусства и культуры в трактовке социальных процессов в целом. Овеществление и фетишизация. Понятие «позднего» капитализма и связанные с ним новые формы отчуждения. Элитарные формы культуры. Апология авангарда в искусстве. Эстетическая альтернатива отчуждению и рациональности. Разработка концепции авторитарности теоретиками Франкфуртской школы. Изучение проблемы семьи и авторитета (М.Хоркхаймер). Исследование авторитарной личности (Т.Адорно, Д.Левинсон, Э.Френкель-Брюнсвик). Разработка франкфуртцами методологических проблем социального познания в 60-е гг. («Негативная диалектика» Т.Адорно). Критика научной генерализации как «апологетики». Невозможность истинности «целого» и любого теоретического понятия. Критика цивилизации и концепция «одномерного человека» Г.Маркузе. Франкфуртская школа и левое движение. Франкфуртская школа после событий 1968 г. «Теория коммуникативного действия» Ю.Хабермаса.
|