Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исходные данные
ТЕОРИЯ В экономической литературе, ABC-анализ (метод АВС) описывается как инструмент оперативного управления, используемый для определения рыночных сегментов, стратегических направлений развития в товарной политике, поставщиков, товаров, товарных групп и других аналитических измерений с целью дальнейшего анализа, мониторинга и разработки эффективных экономических решений. Анализ практического опыта различных предприятий, показывает, что относительно небольшое количество потребителей или товаров из общего количества приносит большее количество объемов продаж и прибыли. Идея метода АВС состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы. ПРИМЕР Признаком дифференциации ассортимента на группы А, В и С является доля годовых продаж по отдельной товарной позиции в общем объеме продаж. Товарный ассортимент предприятия, годовая реализация представлены в табл. 1. Таблица 1 Исходные данные для проведения АВС – анализа
Расчет доли отдельных позиций ассортимента в общей реализации представлен в табл. 2.
Таблица 2 Расчет доли товара в общей реализации
Построение ассортиментных позиций в порядке убывания доли в общей реализации приведены в табл. 3. С этой целью каждой позиции упорядоченного списка присваивался порядковый номер, указанный в графе 5. Общее число позиций – 12. Следовательно, первая позиция упорядоченного списка составляет 8, 3 % от общего числа позиций. Две верхние позиции упорядоченного списка составят 16, 7 % от общего числа позиций. На их долю приходится 79, 2% всего оборота продукции (71, 4+7, 8=79, 2). По данному принципу рассчитывались показатели графы 6 и 7. Таблица 3 АВС – анализ
Построение кривой АВС производилось на основании данных табл. 3, где ось Х – графа 6, ось У – графа 7. Результаты разделения исследуемого множества товарного ассортимента на группы А, В и С проиллюстрировано на рис. 1.
Рис. 1. Разделение исследуемого множества на группы А, В и С с помощью касательной к кривой АВС Далее предлагается разделить анализируемый ассортимент на группы А, В и С, предположив, что среднестатистическое процентное соотношение групп следующее (табл. 4): Таблица 4 Среднестатистическое процентное соотношение групп А, В и С
Данное соотношение не может отражать специфики конкретного предприятия, поэтому определение границы А, В и С производилось графическим методом на кривой АВС анализа, как видно из рис. 1, согласно которого, процентное соотношение этих групп следующее (табл. 5). Таблица 5 Процентное соотношение групп А, В и С ассортимента
Таким образом, определена стратегическая группа товаров предприятия — группа А, в которую входит брусчатка размером 100х100х100. На наш взгляд, работе с этим товаром руководство предприятия должно уделять особое внимание, постоянно использовать процедуры контроля (мониторинга) и планирования. Небольшие изменения показателей рентабельности, оборачиваемости, изменение условий производства для этой группы могут привести к значимым изменениям в финансовых результатах работы ООО «Лигран». Группа B — товары, которые характеризуются средними показателями продаж: монументальные изделия, плиты полированные, термообработанные, брусчатка размером 50х50х50 и технические изделия. Лидеры в этой группе, в зависимости от оборота и по степени важности для предприятия, могут быть определены как возможные кандидаты в группу А, с соответствующими условиями контроля. Остальные товары этой группы можно отнести к товарам «среднего» класса с обычными процедурами контроля. Группа C —самая многочисленная группа товаров предприятия, которая характеризуется небольшими объемами продаж. При невысокой рентабельности продаж, операционные затраты по некоторым товарам в этой группе могут оказаться слишком высокими. Для этой группы необходимо использовать упрощенные процедуры контроля. Наряду с анализом АВС эффективным считается проведение XYZ-анализа, который позволяет произвести классификацию ресурсов предприятия в зависимости от стабильности их потребления и точности будущего прогнозирования. С помощью этого метода можно определить товары, имеющие постоянный спрос, товары, продажи которых подвержены колебаниям (сезонность) и, товары, потребность в которых носит случайный характер. Основная идея XYZ-анализа состоит в группировании объектов анализа по мере однородности анализируемых параметров. Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации спроса (υ) по этой позиции. Среди относительных показателей вариации коэффициент вариации является наиболее часто применяемым показателем относительной колеблемости [8]. Использование XYZ-анализа позволяет точнее настроить систему управления товарными ресурсами и за счет этого снизить суммарный товарный запас. Порядок проведения анализа XYZ следующий [44]: 1. Определение коэффициентов вариации по отдельным позициям ассортимента. 2. Группировка объектов управления в порядке возрастания коэффициента вариации. 3. Построение кривой XYZ-анализа. 4. Разделение совокупности объектов управления на три группы: группа X, группа Y и группа Z. Расчет коэффициентов вариации спроса по отдельным позициям ассортимента (υ) рассчитывается по формуле: , где хi — значение спроса по оцениваемой позиции за i-тый квартал, — среднеквартальное значение спроса по оцениваемой позиции, n — число кварталов, за которые проведена оценка. Результаты расчетов коэффициентов вариации спроса по позициям ассортимента ООО «Лигран» приведены в табл. 7. Таблица 7 Расчет коэффициентов вариации спроса
Построение ассортиментных позиций в порядке возрастания значения коэффициента вариации приведены в табл. 8. Вновь организованный список (с указанием значения коэффициента вариации) размещен в графах 2 и 3 табл. 8. В графе 4 указаны новые порядковые номера, присвоенные каждой позиции упорядоченного списка. Графа 5 табл. 7. заполняется аналогично графе 6 табл. 4.
Таблица 8 Товары предприятия, выстроенные в порядке возрастания коэффициента вариации реализации
Предлагаемый алгоритм разделения ассортимента на группы Х, У и Z представлен в табл. 9. Таблица 9 Разделение ассортимента на группы Х, У и Z
Построение кривой XYZ-анализа позволяет визуально определить группы товаров, в пределах которых поведение коэффициента вариации спроса имеет характерные особенности. Разделение товаров ООО «Лигран» на группы X, Y, Z визуально представлено на рис. 2. Рис. 2. Распределение товаров ООО «Лигран» методом XYZ-анализа
Согласно рис. 2, вначале кривая XYZ-анализа весьма плавно поднимается наверх, что свидетельствует о том, что в ассортименте имеется группа с относительно стабильным спросом. Затем подъем графика активизируется – появляются нестабильные позиции, а с ними и проблемы управления. Последний участок графика резко уходит наверх. Это группа явно проблемных позиций с резкими колебаниями спроса. Таким образом, применение XYZ-анализа позволяет разделить весь ассортимент на группы в зависимости от стабильности продаж. По полученным результатам целесообразно провести работу по выявлению и устранению основных причин, влияющих на стабильность и прогнозируемость продаж. При комплексном анализе состояния системы управления товарными ресурсами наиболее продуктивно отражается при совмещении результатов АВС и XYZ-анализа. Для совмещения результатов проведенного исследования методом АВС и XYZ анализа целесообразным является построение матрицы АВС-XYZ анализа. Матрица АВС-XYZ составляется по форме табл. 10. Таблица 10. Матрица АВС-XYZ
Итак, использование совмещенного АВС и XYZ - анализов позволяет: - повысить эффективность системы управления товарными ресурсами; - повысить долю высокоприбыльных товаров без нарушения принципов ассортиментной политики; - выявить ключевые товары и причины, влияющие на количество товаров хранящихся на складе; - перераспределить усилия персонала в зависимости от квалификации и имеющегося опыта.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
|