Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Россия на рубеже XVI-XVII веков






Обострение политических, экономических и социальных противоречий. На рубеже XVI-XVII вв. Россия переживала острейший системный политический, социально-экономический и духовно-нравственный кризис, который до основания потряс Русское государство. Выражением этого кризиса стало так называемое Смутное время.

Смутным временем чаще всего называют промежуток времени между началом правления Бориса Годунова и утверждением династии Романовых 1598-1613 гг. В Смутное время в стране по-существу происходила Гражданская война – наиболее острая форма социальной борьбы населения внутри государства за власть и решение основных жизненных проблем противоборствующих сторон.

В Смутное время решался вопрос о том, быть или не быть Российскому государству, так как страна переживала национальную катастрофу и оказалась на грани утраты национального суверенитета. Кровавые конфликты, беспринципная борьба за власть, резкое изменение моральных и поведенческих стереотипов, иностранная интервенция – эти и другие явления были непременными атрибутами Смуты. Смутное время вовлекло в свою орбиту буквально все слои российского общества, не оставив никого равнодушным к происходившим событиям: бояр и служилых людей, казаков и крестьян, холопов, посадских людей и духовенство.

Историческая литература о причинах и содержании Смутного времени. В разное время в литературе неодинаково объяснялись причины Смутного времени. Современники событий, церковная историография первопричину Смуты искали в духовной сфере, грехе гордыни, который явился искушением самовластья, соблазнившим соборную душу Руси. С.М. Соловьев считал одной из причин Смуты падение народной нравственности, явившейся результатом столкновения новых государственных начал со старыми, дружинными.

Н.М. Карамзин обращал внимание на политический кризис, вызванный пресечением царской династии в конце XVI в. и ослаблением монархии. С.М. Соловьев основное содержание Смуты видел в борьбе государственного начала с анархией, представленной казачеством. С.Ф. Платонов определял ее как сложное переплетение действий и устремлений разнообразных политических сил, социальных групп, а также личных интересов и страстей, осложненных вмешательством внешних сил. В советской исторической науке понятие «Смута» вообще отвергалось. События начала XVII в. советская историография характеризовала как «Первая крестьянская война, имеющая антикрепостническую направленность, осложненная внутриполитической борьбой феодальных группировок за власть и польско-шведской интервенцией».

Причины Смутного времени. Современной исторической науке присущ комплексный подход к выяснению причин Смутного времени.Как полагает часть историков, политические причины Смуты крылись в политическом кризисе общества, в борьбе за власть в элите московского общества различных боярских кланов. Пока на престоле находились государи старой привычной династии, прямые потомки Рюрика и Владимира Святого, боярство и население России в подавляющем большинстве своем безропотно и беспрекословно подчинялось своим «, природным государям». Но когда династии прекратили свое существование после смерти бездетного царя Федора Иоанновича, возник династический кризис, и государство оказалось «ничьим», люди растерялись и пришли в брожение. Высший слой московского населения, боярство, экономически ослабленное и морально приниженное политикой Ивана Грозного, начало Смуту борьбой за власть в стране, ставшей «безгосударственной». Подчеркнем еще раз, что именно политическим кризисом, пресечением правящей династии в конце XVI в., и ослаблением монархии, объяснял политические причины Смутного времени известный историк прошлого Н.М. Карамзин.

Главными экономическими причинами Смуты стали экономический кризис в конце XVI в. и усиление крепостнического гнета. Ливонская война и политика опричнины, проводившаяся жесточайшими методами Иваном Грозным, привели к хозяйственному разорению страны. В этих условиях государство и помещики усиливали эксплуатацию горожан и крестьян, что приводил к бегству последних на окраины. С открытием для русской колонизации обширных юго-восточных пространств Среднего и Нижнего Поволжья, сюда из центральных областей государства устремился широкий поток крестьянского населения, надеявшегося уйти от государева и помещичьего «тягла», и эта утечка рабочей силы привела к недостатку рабочих рук в центре. Чем больше уходило людей из центра, тем тяжелее давил государственный и помещичий гнет на оставшихся на прежнем месте крестьян. Недостаток рабочих рук вынуждал помещиков увеличивать крестьянские подати и повинности, и, стремиться всеми способами закрепить за собой крестьянское население своих имений.

С другой стороны, инициаторами крестьянского выхода были и сами феодалы. Они переманивали работников друг у друга либо просто силой захватывали крестьян у соседей. Это вело к неравномерному распределению трудовых ресурсов, ссорам и тяжбам, а также разорению помещиков, составлявших основу русского войска. Упадок поместного хозяйства привел в конце века к серьезному аграрному кризису.

Преодолевать кризис правительство предпочитало административными мерами. Уже в конце правления Ивана Грозного начали вводиться заповедные лета – период, в течение которого полностью запрещался переход крестьян от одного помещика к другому. В конце XVI в. указом, который предписывал обращать в кабальные холопы всех тех прежде вольных слуг и работников, которые прослужили у своих господ более полугода, было увеличено число кабальных холопов. Естественно, что создавшееся положение вызывало протест у закабаленных людей, превращало их в своеобразный горючий материал, готовый вспыхнуть от малейшей искры.

Смутное время было порождено и обострением социальных отношений в стране между различными социальными группами: крестьянами и помещиками, феодалами юга и центра, помещиками и вотчинниками, казаками и центральной властью.

За годы опричнины оказались расшатанными духовные и нравственные нормы жизни. Опричнина Ивана Грозного, потрясшая старый уклад жизни и привычные отношения, усилила общий разлад и деморализацию общества. Безрассудные казни и опалы в годы опричнины возвели произвол и насилие в норму, стали способом разрешения противоречий и в последующие годы. По словам С.М. Соловьева, в царствование И. Грозного «водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего».

Династический кризис. Иван Грозный умер 18 марта 1584 г. Его смерть фактически положила начало династическому кризису.

Как известно, ближайший преемник царя, его старший сын Иван Иванович, был убит своим отцом в 1582 г. в припадке сильного гнева. Но у Ивана IV было еще два сына – Федор и малолетний Дмитрий, которого вместе с матерью Марией Нагой в апреле 1584 г. отправили в Углич, данного ему в «удел».

Законным преемником Грозного стал второй сын Ивана Васильевича – Федор Иванович (1584-1598 гг.), который вступил на трон в полном соответствии с традицией престолонаследия и в согласии с завещанием. Однако ни по своим человеческим качествам, ни по своим способностям, новый царь не подходил на роль правителя страны. По словам Н.М. Карамзина, Федор «не имел и сановитой наружности отца, ни мужественной красоты деда: был роста малого, дрябл телом, лицом бледен; всегда улыбался, но без живости; двигался медленно, ходил неравным шагом от слабости в ногах…».

Федор был слабоумным, болезненным человеком. Его любимым занятием была раздача милости убогим и калекам, многочасовое стояние во время церковных служб, слушанье звона церковных колоколов, за что он получил презрительную кличку от своего отца – «Звонарь». «Федор, слабый, болезненный, запуганный отцовским террором, находил себе поддержку и утешение только в молитве и в постоянных хождениях и поездках в церкви и в монастыри на богомолье, - писал историк С.Г. Пушкарев. – Таким полумонахом, «избегающим мирской докуки, он остался и на царском престоле».

Сразу же после восшествия Федора на трон началась борьба вокруг царского престола за влияние на слабого царя, при котором был создан своего рода опекунский совет из пяти бояр. Постепенно, оттеснив всех своих соперников, фактическим правителем страны становится царский – шурин Борис Годунов.

Борис Годунов. Борис Годунов (1552-1605 гг.) вел свою родословную от исконно костромских бояр, издревле служивших московским князьям, но не входивших в число высшей знати Московского государства. Поэтому представители старых княжеских и боярских фамилий относились к Борису с недоброжелательностью и завистью, как к «выскочке».

Историки признают, что Борис Федорович Годунов обладал качествами великого государственного деятеля. Он был умным, способным, энергичным и честолюбивым боярином. Современники говорили о Годунове: «Муж зело чуден и сладкоречив», но имеет «ко властолюбию ненасытное желание». Незаурядный политик, Борис умел быть таким, каким требовали обстоятельства. В этом ему помогали природный ум и твердая воля. Осторожный и дальновидный, щедрый и миролюбивый, завоевавший симпатии широких слоев населения, он был коварен и вероломен, льстив и хитер – но именно благодаря этим качествам Борис Годунов сумел достичь вершин власти.

Восхождение Бориса началось после того, как он стал опричником и сблизился с любимцем Ивана Грозного – главой опричников Малютой Скуратовым-Бельским. При покровительстве последнего он получил у Грозного придворный чин сначала «стряпчего», а затем и «постельничего». Быстрой карьере Годунова способствовала и его женитьба на дочери главного царского сатрапа. Несколько позже царь Федор женился на сестре Бориса Годунова – Ирине. Это упрочило положение зятя Скуратова при царском дворе и гарантировало ему получение боярского чина. Став царским шурином, Борис Годунов сосредоточил в своих руках практически все государственные дела и фактически являлся правителем страны. К 1598 г. наиболее серьезные противники Годунова были либо уничтожены, либо пострижены в монахи, что было равносильно политической смерти.

В 1598 г. царь Федор безвременно ушел из жизни, не оставив наследника. «Последний царственный цвет Русской земли отошел от очей всех», – записал летописец.

Со смертью Федора Ивановича династия Рюриковичей прекратила свое существование. К этому времени в живых уже не было и еще одного реального претендента на царский престол – третьего сына Ивана Грозного – царевича Дмитрия. 15 мая 1591 г. восьмилетний мальчик погиб при тайных и до конца не выясненных обстоятельствах. Его нашли зарезанным на своем дворе.

Когда весть о гибели царевича стала распространяться по городу, ударил набат. На звон колоколов сбежалась толпа. Мать обвинила в убийстве городские власти. Разъяренные жители Углича совершили самосуд над предполагаемыми душегубами царевича, убив приставленных к царевичу для надзора дьяка Михайло Битяговского, Качалова и других лиц.

Для расследования всех обстоятельств гибели царевича из Москвы была направлена специальная комиссия, возглавляемая Василием Шуйским. Официальное заключение, вынесенное ею, гласило, что Дмитрий погиб во время приступа падучей (эпилепсии), когда он, играя в «тычку», смертельно ранил себя ножичком. Это объяснение удовлетворило Боярскую Думу, но не народ, в сознании которого укрепилась мысль, что царевич был убит по указанию Бориса Годунова, стремившегося, таким образом, покончить с последним законным наследником престола. Позже миф о чудом спасшемся Дмитрии был использован самозванцами для захвата власти в государстве. Современный анализ всех обстоятельств смерти и политической обстановки в стране показывает, что Годунову эта смерть могла только повредить. И не случайно во главе следствия он поставил представителя знатного княжеского рода, также претендовавшего на престол.

Правительство строго наказало угличан за самосуд, царицу Марью постригли в монахи, а ее братьев отправили в ссылку.

После смерти Федора в стране разразился династический кризис. Чтобы его преодолеть, многие потребовали венчать на царство царицу Ирину, но, неожиданно, для всех, она постриглась в монахи. И тогда патриарх Иов предложил возвести на престол Бориса Годунова. Последний от такого предложения отказывался, и дал согласие на занятие царского трона только под угрозой отлучения от церкви.

В 1598 г. Борис Годунов был избран на престол Земским собором. Состав Собора был широким. В нем приняли участие представители бояр, дворян, приказных людей, купцов, крестьянства. Точное число участников Собора неизвестно. Н.М. Карамзин писал о 500-х представителях, С.М. Соловьев – о 476-ти. В.О. Ключевский называл цифру 512. Современные исследователи считают, что на Соборе присутствовало около 600 участников. Решающую роль в избрании Бориса Годунова на царство сыграла поддержка служилых людей и патриарха Иова. В истории России это был первый факт принародного избрания царя, что должно было стать основой авторитета его власти.

В сентябре 1598 г. Годунов венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Во время торжественной церемонии он дал обещание, что в его царстве не будет нищих и бедных, что он поделится со всеми последней сорочкой. И поначалу, казалось, эти слова сбываются.

Царствование Бориса Годунова. Годунов сразу же повел продуманную и взвешенную политику, направленную на укрепление государственности и крепостного права. Еще, не будучи царем, Годунов сумел добиться относительной политической и социально-экономической стабилизации.

В 1589 г. Борис Годунов учредил в России патриаршество, сделав русскую православную церковь юридически независимой от константинопольской, что повысило авторитет русской церкви и государства. В 1597 г. правительство Годунова обнародовало указ об «урочных летах» – сроке, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Первоначально срок сыска ограничивался пятью годами. В том же году был подписан указ, по которому люди, попавшие в долговую кабалу (кабальные холопы), или служившие по вольному найму (добровольные холопы), прикреплялись к своему хозяину до его смерти. При Годунове была продолжена практика раздачи земель служилым людям за счет владений, отобранных в казну у монастырей и опальных бояр. Начинается также регистрация землевладельцев и опись обрабатываемых ими земель. Информация заносилась в писцовые книги, где обозначалась принадлежность селян к владениям того или иного помещика. Так процесс закрепощения крестьян получил законодательную основу.

Борис Годунов стремился несколько облегчить положение посадских людей. Многие местности были освобождены им на 3-5 и более лет от податей. От пошлины освобождались и столичные купцы. Служилым людям было выдано двойное годовое жалованье. Годунов пытался развивать российскую промышленность, устранить произвол местных властей, предоставлял торговые льготы для иностранцев. При нем шло активно строительство новых городов, особенно в Поволжье, таких как Самара, Саратов, Царицын. Продолжалось освоение Сибири.

Задолго до Петра Великого Годунов сделал попытку ликвидировать культурную отсталость России от стран Западной Европы. В страну приезжало много иностранных специалистов – военных и врачей, разведчиков полезных ископаемых (рудознатцев), мастеров. В Англию, Францию и Германию «для науки разных языков и грамотам» впервые было отправлено несколько молодых дворян. Успешно развивалось книгопечатание, благоустраивалась столица, в которой планировалось открытие университета. Некоторые историки считают, что если бы в распоряжении Бориса Годунова оказалось несколько спокойных лет, то реформы, которые мы связываем с именем Петра Великого, были бы проведены на сто лет раньше. Однако этого не произошло.

Во внешней политике Борис Годунов стремился к победам не столько на поле брани, сколько за столом переговоров. В 1600 г. было подписано русско-польское перемирие сроком на 20 лет. Успешно развивались отношения с государствами Средней Азии. Укреплялась оборона южных границ. Годунов поддерживал мирные отношения с крымским ханом и турецким султаном. В 1591 г. близ Москвы был отбит последний крупный набег крымских татар на столицу. 18 мая 1595 г. в Тявзине (близ Иван-города) был заключен мирный договор между Россией и Швецией, положивший конец русско-шведской войне 1590-1593 гг. Россия, согласно договору, вернула себе Иван-город, Ям, Копорье и волость Корелу, т.е. те территории, которые были захвачены у нее в Ливонскую войну. Вернув часть утраченных территорий, что дало ей возможность снова получить выход к морю.

Вместе с тем, находясь на престоле, Борис Годунов обнаружил недостаток нравственного величия и трусливую подозрительность. Опасаясь боярских интриг и крамол, он завел систему шпионажа, поощрял доносы, награждал доносчиков и преследовал подозреваемых или обвиняемых в измене бояр. В 1601 г. подверглись ссылке и заточению несколько бояр, в том числе и реальные претенденты на престол братья Романовы, которые доводились двоюродными братьями Федору Ивановичу. Самый способный и популярный из них, Федор Никитич, под именем Филарета, был подстрижен в монахи.

У Годунова было много различных замыслов, но их осуществлению помешали неблагоприятные обстоятельства. В 1601 г. из-за дождей и ранних заморозков на корню погиб урожай. В стране вспыхнул страшный голод, который продолжался три года. Причиной голода была не только погода. Расшатанное тяжелыми налогами и феодальной эксплуатацией крестьянское хозяйство потеряло устойчивость, не имело резервов.

Борис Годунов боролся с голодом как мог. Он раздавал бедным деньги, организовывал для них платные строительные работы. Спасая людей от голода, Борис Годунов разрешил временный переход отдельных категорий крестьян от одного владельца к другому, к тому, кто мог прокормить голодных людей, но мысль об отмене крепостного права царю даже не приходила в голову. Надеясь показать пример феодалам, Годунов распорядился бесплатно раздавать хлеб из государственных хранилищ, но житницы бояр, монастырей и даже патриарха оставались закрытыми. От голода в стране погибло около 500 тыс. человек. Только в Москве число умерших людей составило 127 тыс.

Ухудшение положения народных масс привело к усилению социальной напряженности в стране. В народе росло недовольство политикой Годунова. Распространялись слухи о греховности Бориса. Ему вменялось страшное преступление – детоубийство в 1591 г. Недовольны были и бояре, часть из которых подверглась при Борисе гонениям и опале. Наблюдалось массовое бегство людей из голодных мест. Широкомасштабный характер приняли народные восстания. Нередко голодные люди сбивались в шайки, которые занимались грабежом и разбоем. В окрестностях Москвы под предводительством Хлопка Косолапа в 1603-1604 гг. действовали взбунтовавшиеся казаки и военные холопы, грабившие обозы с продовольствием. Для усмирения отчаявшихся людей под руководством окольничего И.Ф. Басманова были направлены царские войска, которые с большим трудом сумели разбить восставших, но успокоить страну не удалось.

Феномен самозванства и Лжедмитрий I. Смутное время принесло в Россию такое специфическое явление как самозванство. Самозванство – это такое явление, когда человек выдает себя за другое лицо (как правило, знатного рода), и пытается таким образом прийти к власти.

Благоприятную почву для возникновения самозванства в России создала боярская крамола, распространявшая ложные слухи о чудом спасшемся царевиче Дмитрии. У самозванства были и духовные истоки – это кризис религиозно-нравственного сознания у части русского общества. Самозванство в России можно рассматривать и как проявление определенных качеств социальной психологии народных масс, ожидавших прихода «избавителя», их веры в «доброго царя», способного защитить народ от притеснений «лихих бояр» и оградить его от социальной несправедливости.

Появление самозванства в России связано со следующими событиями. В 1602 г. в Польше появился молодой человек, который выдавал себя за чудом спасшегося сына Ивана IV Грозного – Дмитрия. Когда о появлении мнимого царевича узнали в Москве, правительство Бориса Годунова произвело тщательное расследование, после чего заявило, что самозванец является беглым монахом (дьяконом) Чудова монастыря Григорием Отрепьевым (в миру Юрий).

Юрий Богданович Отрепьев родился в 1577 г. в небогатой дворянской семье. Его отец служил в стрелецких войсках и рано умер в чине стрелецкого сотника. Воспитанием Юрия занималась мать. Будущий Лжедмитрий I рано остался сиротой.

Юрий Отрепьев был человеком редких способностей, однако имел мало шансов сделать карьеру из-за незнатного происхождения. Поэтому молодой честолюбец переезжает в Москву и поступает на службу к боярину Федору Никитичу Романову. Последнее обстоятельство едва не погубило его. Когда в 1600 г. Борис Годунов начал гонения на Романовых, которые считались единственными законными претендентами на царский престол (они приходились двоюродными братьями последнего царя из династии Рюриковичей), Юрию, как одному из ближайших слуг, грозили пытка и виселица. Спасаясь от смерти, двадцатилетний Юрий, под именем Григория, постригся в монахи, и бежал в провинцию. Вскоре после скитания по провинциальным обитетелям он вернулся в Москву и был принят по протекции своего деда Елизария Замятни в московский Чудов монастырь, где занимался перепиской книг и получил чин дьякона. Умом и литературным дарованием он добился высокого положения при патриаршем дворе (он стал личным секретарем патриарха Иова), но духовная карьера не удовлетворила юного честолюбца, и в начале 1602 г. он бежал в Польшу, где начал выдавать себя за царевича Дмитрия – младшего сына Ивана Грозного. По меткому выражению В.О. Ключевского, исследовавшего метаморфозу – превращения инока Григория в царевича Дмитрия, Лжедмитрий I был «только испечен на польской печке, а заквашен в Москве».

В Польше Лжедмитрий I обратился к польским магнатам, в частности, к сандомирскому воеводе Юрию Мнишек, а затем к королю Сигизмунду III, с просьбой помочь взойти на московский престол. Ради поддержки Лжедмитрий I тайно принял католичество и обещал сделать эту религию на Руси государственной, а также пообещал уступить Речи Посполитой Чернигово-Северскую и Смоленскую земли.

Польский король не смог оказать претенденту официальную военную помощь, но разрешил ему набрать армию из наемников и добровольцев. Было получено и благословение папы римского. Юрий Мнишек ссудил Лжедмитрия деньгами и, в случае успеха мероприятия, обещал выдать за самозванца свою дочь Марину. Вскоре под знаменами самозванца стали собираться польские авантюристы и искатели легкой наживы, политические московские эмигранты, к которым позже примкнули недовольные Б. Годуновым донские и запорожские казаки, беглые холопы и крестьяне, а также перешедшие на сторону Лжедмитрия царские войска и московские бояре, желавшие с его помощью свергнуть ненавистного царя Бориса.

В октябре 1604 г. «сын Ивана Грозного» с немногочисленным отрядом (4 тыс. человек, из которых 1 тыс. составляли поляки) переправился через Днепр и перешел российскую границу около Чернигова, который без сопротивления сдался претенденту. Гарнизоны многих пограничных крепостей практически не оказывали авантюристу сопротивления. На его сторону переходили воеводы других городов. 21(31) декабря 1604 г. под Новгород-Северским произошло первое крупное сражение между отрядом Лжедмитрия и правительственным войском, в ходе которого самозванец одержал победу. Но уже 21(31) января 1605 г. у села Добрыничи царские войска разбили армию Лжедмитрия I. Поляки покинули его, да и сам он собирался бежать уже в Польшу. Однако, несмотря на разгром, движение, вызванное появлением самозванца в России, не заглохло. Вскоре Лжедмитрий вновь набрал немало сторонников.

Не последнюю роль в том, что самозванец, несмотря на разгром, сумел продолжить борьбу, сыграла его поддержка народом. Низы общества надеялись получить от него защиту, а служилые люди и казачество – льготы и привилегии. Фактически население юго-запада заставило продолжать его борьбу.

13 апреля 1605 г. в возрасте 54 лет Борис Годунов неожиданно умирает. По официальной версии, Бориса Годунова постиг апоплексический удар. Некоторые уверяли, что царь лишил себя жизни сам, приняв яд. По другой версии, он был отравлен своими политическими противниками. Народ присягнул его сыну – шестнадцатилетнему Федору, который, как отмечается в современной литературе, был достаточно образован и хорошо подготовлен к выполнению своих царских обязанностей.

Сложившаяся ситуация была использована противниками Годунова в своих интересах. 7 мая под Кромами царское войско, подстрекаемое П.Ф. Басмановым, переметнулось на сторону претендента. 1 июня на сторону Лжедмитрия I перешла Москва и 20 июня 1605 г. он торжественно въехал в столицу.

Оказавшись в Москве, самозванец совершает молебен в Архангельском соборе у гроба мнимого своего отца Ивана Грозного. Он поспешил также заручиться поддержкой инокини Марфы (Мария Нагая), которая «признала» в нем своего сына Дмитрия. Объяснение этого поступка со стороны жены Грозного историки находят в страхе и в желании Марфы вернуть себе прежнее положение царицы.

Приверженцы Лжедмитрия сурово расправились со сторонниками Годуновых. Патриарха Иова сослали в дальнюю Старицкую обитель, а на его место был возведен архиепископ рязанский, грек Игнатий, который 21 июля и венчал Лжедмитрия на царство в Успенском соборе. По распоряжения самозванца его эмиссарами были убиты жена Бориса Годунова – царица Мария и 16-летний сын Федор. Царицу Ксению (дочь Годунова) Лжедмитрий I сделал сначала своей наложницей, а затем приказал постричь ее в монахи и заточить во Владимирский монастырь.

Правление Лжедмитрия I. Лжедмитрий I (1605-1606 гг.) оказался деятельным и энергичным правителем. По мнению ряда историков, его правление могло бы оказаться неплохим шансом для страны. Он не поддался попыткам подчинить Россию Речи Посполитой. Ни Смоленск, ни Северскую землю он не отдал польскому королю, а предлагал только заплатить за них выкуп. Православие по-прежнему оставалось государственной религией России. Однако такая его политика привела к потере поддержки со стороны внешних сил.

Лжедмитрий I принял титул «императора» и попытался создать большой союз европейских держав для борьбы против Турции. Кроме того, весной 1606 г. он объявил призыв на службу и стал готовиться к походу на Крым, что вызвало недовольство многих служилых людей. При Лжедмитрии было подтверждено крепостное право и лишь было дано разрешение крестьянам, ушедшим от своих крестьян в голодные годы, оставаться на новых местах. Лжедмитрий I возвратил сосланных при Годунове бояр, удвоил жалованье служивым людям, освободил на 10 лет от налогов южные районы страны, но его «милости» тяжелым бременем ложились на монастыри. Чтобы заручиться поддержкой дворян, Лжедмитрий I щедро раздавал им земли и деньги, которые занимал у монастырей. Однако сделанные займы, вместе с просочившейся информацией о тайной католической вере царя, не на шутку встревожили духовенство и боярство. Лжедмитрий терял поддержку и внутриполитической элиты и внутри государства.

Рост казачества за счет выходцев из разных слоев общества, его нежелание возвращаться к производительному труду, жизнь за счет грабежей и стремление получить статус привилегированного служилого сословия, заставили Лжедмитрия вывести казачьи отряды из Москвы, что ослабило его позиции.

Лжедмитрий I запретил взятки в приказах, заявил, что сам лично, два раза в неделю, в среду и субботу, будет в Кремле принимать жалобы от населения. Высказываются мнения, что он намеревался освободить крестьян от крепостной зависимости. Лжедмитрий I обдумывал проекты учреждения в России Академии и школ, проповедовал свободу совести. При нем была введена свобода торговли, невиданная в Московском государстве, сняты запреты на игру в шахматы, карты, на пляски и песни.

Лжедмитрий пренебрегал и старомосковским этикетом. Он одевался по-польски, не спал после обеда, разгуливал по улицам столицы, допускал вольности в обращении с боярами, запросто общался с людьми на улицах. Все это вызывало недовольство со стороны консервативно настроенной русской аристократии. Особенно вредило самозванцу его нежелание посещать православные храмы. Число недовольных людей новым царем росло. В этой ситуации нужна была лишь искра для того, чтобы произошел взрыв.

В начале мая 1606 г. к Лжедмитрию I из Польши приехала его невеста Марина Мнишек. Он обвенчался с ней и короновал ее как царицу, хотя Марина отказалась перейти в православие, что возмутило москвичей. Прибывшие на свадьбу поляки вели себя вызывающе и заносчиво, задирали и обижали москвичей. Тогда 17 мая князь Василий Иванович Шуйский, братья Голицыны, М. Скопин-Шуйский и др. набатным звоном подняли жителей Москвы на восстание. В результате заговора Лжедмитрий I был убит, а его руководитель – В.И. Шуйский «был даже не избран, а выкрикнут царем».

Беда Лжедмитрия заключалась в том, что он был авантюристом, человеком, который ставил перед собой цели, превышавшие средства для их достижения. Как видим, ни один социальный слой внутри страны, ни одна сила за ее рубежами не имели оснований поддерживать царя. В результате им оказались недовольны крестьяне, феодалы, польский король, православное духовенство. Поэтому-то он легко был свергнут с престола.

Василий Шуйский. Василий Иванович Шуйский правил с 1606 по 1610 гг. Новый царь был маленьким стариком, 53-х лет от роду, с подслеповатыми глазами, начитанный, умный. В жизни его было немало моментов, когда он проявил ценные человеческие качества: мужество и самоотверженность. Почти одновременно с В. Шуйским был возведен на престол и новый патриарх Московский и всея Руси – бывший казанский митрополит Гермоген.

Взойдя на престол, новый царь принес клятву своим подданным, которую закрепил целованием креста в Успенском соборе, дал «крестоцеловальную запись». Василий Шуйский обещал, что без боярского суда отныне никого не приговорит к смерти, не будет отбирать вотчины и имущество у родственников осужденных, слушать ложных доносов, а будет управлять страной с общего совета бояр. По мнению некоторых ученых, таким образом, был создан прецедент ограничения самодержавной власти и сделан шаг к правовому государству. В.О. Ключевский писал, что Василий Шуйский превращался из государя холопов в правомерного царя подданных, правящего по законам. В истории российского государства это был первый случай публичной присяги московского царя, но на практике самодержец редко считался с принародно данной клятвой. Правление В.И. Шуйского положило начало новому этапу Смутного времени.

24 мая (3 июля) 1606 г. из Углича в Москву были доставлены и выставлены на всеобщее обозрение в Архангельском соборе останки царевича Дмитрия, который был канонизирован как святой. Однако в стране не прекращались распространяться слухи о чудесном спасении царевича, чему в немалой степени способствовали враги В.И. Шуйского. Сосланный за преданность Лжедмитрию в Путивль князь Г.П. Шаховский, названный в последующем «всей крови заводчиком», привел в смятение жителей города известием о том, что Дмитрий жив и скрывается от врагов. Путивль забурлил. В городе поднялся мятеж против центральной власти. Вслед за Путивлем восстали и другие северские города. Неспокойно было и в Москве, где после убийства самозванца говорили о том, что царевич Дмитрий вновь чудесным образом спасся от рук убийц.

Василий Шуйский не стал общенациональным лидером. Его умения хватило на организацию придворного заговора против самозванца, но не на управление страной, раздираемой социальными противоречиями. Из мероприятий правительства Шуйского наиболее значимым был указ от 1607 г., который увеличил срок сыска беглых крестьян до 15 лет. Побег крепостного рассматривался теперь как уголовное преступление. Время правления Шуйского было отмечено и крупным социальным взрывом под руководством И. Болотникова.

Иван Болотников. Иван Исаевич Болотников, год рождения которого точно не установлен, был холопом князя А.А. Телятевского. В молодости он бежал к казакам, был захвачен в плен татарами и продан в рабство на турецкие галеры. В результате поражения, нанесенного турецким галерам немецкими кораблями, Болотников освободился из неволи и оказался в Венеции, откуда через Германию и Польшу возвратился в Россию.

При возвращении на родину через Польшу, он явился в Самборе к некоему Михаилу Молчанову, выдававшему себя за спасшегося царевича Дмитрия. М. Молчанов отправил Болотникова с письмом в Путивль к князю Шаховскому. Последний и доверил ему отряд в 12 000 человек, с которым Иван Болотников отправился в Комарницкую волость, где стал распространять слухи о том, что сам видел Дмитрия, назначившего его воеводою. В южных районах России, под Москвой, Калугой и Тулой, руководитель повстанческой армии повсюду называл себя воеводой «чудесным образом спасенного царевича Димитрия».

Социальный состав движения был очень противоречив и разнообразен, и он почти не отличался от состава сил, поддерживавших Лжедмитрия I. К восставшим присоединились юго-западные области России, жители Нижнего и Среднего Поволжья (около 70 городов), холопы, крестьянство, посадские люди, казачество, стрельцы. Восстание было поддержано антиправительственным выступлением дворянских отрядов. В то же время значительно реже в войске Болотникова можно было встретить аристократов: князей и бояр. Однако увеличилась роль казаков, как главной военной силы движения.

В восстании Болотникова проявился противоречивый характер всего народного движения. Лозунги восставших были направлены не на уничтожение существовавших общественных порядков, а на замену одних обладателей власти и имущества другими.

Войско Болотникова не раз одерживало победы над царскими войсками (под Кромами, Ельцом, на реках Угра, Лопасня и др.). 22 октября 1606 г. Иван Болотников остановился в селе Коломенское, в семи верстах от Москвы. Здесь он построил острог и стал рассылать по Москве и разным городам грамоты, настраивая народ против богатых и знатных, и призывая целовать крест законному государю Дмитрию Ивановичу. В октябре-декабре 1606 г. стотысячное войско Болотникова осадило Москву. К столице подошли также отряды из Тулы и Рязани во главе с дворянами Истомой Пашковым и Прокопием Ляпуновым, выступившими против Шуйского. Но в решающий момент из-за противоречий среди командования повстанцев руководители рязанских и тульских дворянских отрядов Ляпунов и Пашков перешли на сторону правительства, что и предопределило поражение. сторонников «царя Дмитрия». Единое войско Болотникова стало распадаться. Сыграло свою роль и проклятие в адрес восставших со стороны патриарха Гермогена. С Болотниковым остались только князья Григорий Шаховский и Андрей Телятевский, поддерживавшие его до конца.

В связи с переходом дворян на сторону правительства, 2 декабря 1606 г. близ Коломенского Иван Болотников потерпел поражение от войск от талантливого полководца, племянника царя М.В. Скопина-Шуйского (1586-1610 гг.).

И. Болотников отступил к Калуге, а потом в мае 1607 г. к Туле, соединившись там с казачьими отрядами другого самозванца – «царевича Петра Федоровича». За несуществовавшего сына царя Федора выдавал себя терский казак Илейка Муромец.

Царские войска начали осаду города, продолжавшуюся немногим более трех месяцев. По предложению муромского боярского сына Кравкова Тула была затоплена сооруженной запрудой реки Упы. В городе наступил голод. Начались переговоры о сдаче. Болотников явился перед Шуйским, снял с себя саблю, положил ее перед царем, ударил ему челом до земли и произнес клятвенное обещание служить царю верно, до гроба, если тот, согласно целованию, не прикажет его умертвить. Однако Шуйский своего обещания не сдержал. Руководители восстания были взяты под стражу и позже казнены. В октябре 1607 г. Болотников был сослан в Каргополь, где и был ослеплен, а затем утоплен.

Причины неудачи восставших историки видят в отсутствии у Болотникова четкой социальной программы. Его главный лозунг, звучавший примерно так: «бей бояр, бери их земли, чины, имущества и жен», по сути своей не означал не свержения существовавших общественных порядков, а замену одних обладателей власти и имущества другими. Отдельные отряды так и не смогли объединиться в хорошо организованную и дисциплинированную армию. Основная причина поражения восстания – его стихийность и локальность.

Исследователи по-разному оценивают выступление Ивана Болотникова. Часть историков полагает, что Болотников являлся вождем первой крестьянской войны в России (И.И. Смирнов, В.И. Корецкий, А.А. Зимин). Другие считают, что это восстание – один из ярких эпизодов первой российской гражданской войны (С.М. Соловьев, Р.Г. Скрынников). Но как бы не называлось это движение, бесспорно, что в его основе лежала социальная борьба (В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, С.М. Соловьев).

Лжедмитрий II. Восстание под руководством Ивана Болотникова было подавлено, но Смута не прекращалась, так как основные противоречия не были устранены. В начале июня 1607 г. в Стародубе появился новый самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия. Под его знаменами собрались представители угнетенных народных низов, а также часть служилых людей, казаки и большие отряды польских авантюристов, остатки болотниковских войск. Марина Мнишек, чудом спасшаяся во время переворота 17 мая 1606 г., согласилась стать женой Лжедмитрия II.

Кем был этот новый самозванец, доподлинно неизвестно. Данные о нем противоречивы. Есть мнение, что в роли Лжедмитрия II выступал безвестный учитель из Шклова, что в Белоруссии. Затем последовал его переезд в Могилев, где он прислуживал местному священнику. Лжедмитрий II был человек грубый, невежественный, жестокий и хитрый. Все повадки изобличали в нем темного авантюриста.

Похождения Лжедмитрия II получила различную оценку в российской историографии. Н.М. Карамзин и В.О. Ключевский считали, что Лжедмитрий II был ставленником польско-литовской шляхты и в борьбе с В. Шуйским он опирался главным образом на польские отряды. С.М. Соловьев и Н.И. Костомаров, напротив, подчеркивали, что самозванец водворился в Стародубе без помощи извне, и поляки играли роль наемников в его лагере. И.И. Смирнов называл Лжедмитрия II авантюристом, выдвинутым враждебными Русскому государству панскими кругами Польши. А.А. Зимин писал, что Лжедмитрий II «был просто марионеткой в руках польских авантюристов», хотя первоначально он полностью еще не разоблачил себя как их ставленник. Аналогичную оценку дал самозванцу И. С. Шепелев, автор специальной монографии о борьбе земщины с тушинским лагерем, и другие авторы. Однако в исследованиях Я. Мацишевского, Б.Н. Флори и В.Д. Назарова приведены данные, которые ставят под сомнение традиционную точку зрения.

Весной 1608 г. самозванец двинулся на Москву. 1 июня его войско приблизилось к столице и стало лагерем в подмосковном селе Тушино (отсюда и прозвище авантюриста, под которым он вошел в историю – «Тушинский вор»).

В тушинском стане самозванца создавались собственные государственные органы (приказы, Боярская дума). Лжедмитрий начал назначать в провинцию своих воевод, раздавать поместья, должности и жалованье тем, кто переходил к нему на службу. Тушинцы ринулись захватывать деревни и города, заставляя население подчиняться новой власти. В Тушино потянулись представители разных сословий в надежде повысить свой социальный статус и получить привилегии. К самозванцу приходят донские казаки И. Заруцкого, многие московские дворяне и бояре. Среди влиятельных лиц в тушинском лагере оказался и провозглашенный патриархом Московским и всея Руси Филарет – отец будущего царя Михаила Романова.

В первую очередь тушинцы решили захватить Троице-Сергиев монастырь, который находился по дороге из Москвы в северные города, и в конце сентября 1608 г. 15 тысяч сторонников самозванца, казаков и поляков, под руководством гетмана Сапеги и полковника Лисовского подошли к стенам монастыря. Началась знаменитая осада святой обители. Русский гарнизон (около 2200-2400 чел.) под руководством воевод Г. Б. Долгорукова-Рощи и А. И. Голохвастова состоял из дворян, стрельцов, монастырских слуг, монахов и крестьян. В начале октября 1608 осаждавшие начали интенсивный артиллеристский обстрел и подкопные работы. Общие штурмы в октябре - ноябре были отбиты с большими потерями для поляков. Осажденные производили частые вылазки, в одной из которых (9 ноября) крестьяне Шипов и Слоба ценою жизни взорвали подкоп под монастырскую башню и разрушили батареи на Красной горе. С конца ноября 1608 по май 1609 активных военных действий не велось, однако потери осажденных из-за цинги сократили гарнизон более чем в 3 раза. В мае - июле 1609 был отбит ряд штурмов интервентов. 19 октября и 4 января 1610 в крепость прорвались вспомогательные отряды Д. Жеребцова (900 чел.) и Г. Валуева (500 чел.). Василий Шуйский, понимая, что своими собственными силами ему не одолеть самозванца, и опасаясь покидать Москву, отправил в Новгород Михаила Скопина-Шуйского, поручив ему вступить в переговоры со шведским королем Карлом ХII.

В феврале 1609 г. со Швецией был заключен договор о предоставлении военной помощи Российскому государству. Согласно договору, Россия, в обмен на присланный 15-ти тысячный шведский военный отряд под командованием Якова Делагарди, обязывалась щедро платить шведским наемникам, отдавала на севере Швеции Корельский уезд и допускала свободное обращение в стране шведской монеты. Содержание шведских отрядов повлекло за собой увеличение налогового бремени, что усилило в народе недовольство правлением В. Шуйского.

Пополнив свое войско местными ополченцами, М. Скопин-Шуйский снял длившуюся 16 месяцев осаду с Троице-Сергиевого монастыря. 12 марта 1610 г. М. Скопин-Шуйский вступил в Москву, но в апреле 1610 г. полководец неожиданно скончался. По слухам его отравили родные царя, считавшие популярного полководца главным конкурентом в борьбе за престол в случае смерти бездетного Василия.

Заключенный договор со Швецией, с которой Польша находилась в состоянии войны, дал повод польскому королю Сигизмунду III начать открыто военные действия против России. В сентябре 1609 г. Сигизмунд III с двенадцатитысячным войском перешел границу и осадил сильную русскую крепость Смоленск. Началась героическая оборона Смоленска. Смоляне в течение 21 месяца под руководством своего воеводы Шеина оказывали полякам упорное и героическое сопротивление. 24 июня 1610 г. брат царя, князь Дмитрий Шуйский, отправившись на выручку Смоленска, был наголову разбит гетманом Жолкевским у села Клушино. Это поражение губительно отразилось на положении московского царя. Василий Шуйский окончательно потерял всякое доверие и авторитет. 17 июля 1610 г. он был свергнут с престола боярской оппозицией, а затем насильственно постригли в монахи. Когда в октябре 1611 г., по взятии Смоленска, Сигизмунду III устроили торжественный въезд в Варшаву, во главе русских пленников везли низложенного Василия Шуйского, который и умер в польском заточении в 1612 г.

Начиная осаду Смоленска, польский король отдал приказ, согласно которому, все поляки, воевавшие под знаменами царя Дмитрия Ивановича», должны были прибыть в смоленский лагерь. Тушинский лагерь распался. Самозванец тайно бежал в Калугу, где 11 декабря 1610 г. и был убит во время охоты своим приближенным - татарским князем Урусовым.

Семибоярщина (1610-1613 гг.). После низложения Василия Шуйского власть в Москве захватили семь знатных бояр, поэтому период межцарствия, продолжавшийся с 1610 по 1613 гг., называется «семибоярщиной». Это был третий период Смуты, главным содержанием которого стало развертывание национально-освободительного движения.

В состав правительства из семи бояр вошли Федор Мстиславский, Иван Воротынский, Василий Голицын, Федор Шереметев, Иван Романов, Андрей Трубецкой, Борис Лыков. Возглавил боярство князь Мстиславский. По существу это было правительство национальной измены, одним из первых постановлений которого было не избирать царем представителей русских знатных родов.

«Семибоярщина» стала добиваться, чтобы поляки выступили на Москву и защитили ее от Лжедмитрия II. Однако представители польской знати выдвинули встречное требование: посадить в Москве на царский престол сына короля Сигизмунда III Владислава. Бояре согласились. 17 августа 1610 г. они подписали договор о признании царевича Владислава русским царем, власть которого, впрочем, была сильно ограничена Боярской думой. При этом подтверждались условия «крестоцеловальной записи» В. Шуйского и гарантировалось сохранение русских порядков. Не урегулированным оставался вопрос о принятии Владиславом православия.

Семь бояр присягнули Владиславу на верность и стали ожидать его приезда в Москву. К королю Сигизмунду под Смоленск с просьбой ускорить отправку сыны в Москву было направлено великое посольство, во главе которого стояли митрополит Филарет и князь Василий Голицын. Однако планы Сигизмунда были иные: он не хотел отпускать сына в Москву, тем более не хотел позволить принять ему православие; он намеревался сам занять московский престол, но до поры, до времени, держал свои планы в секрете.

В ночь на 21 сентября 1610 г. бояре совершили предательство, тайно впустив захватчиков в столицу. Польские отряды во главе с гетманом Жолкевским вошли в Москву и заняли Кремль. Жолкевский вскоре покинул столицу, передав начальство над польским гарнизоном Александру Гонсевскому, увезя с собой в Польшу в качестве пленного низложенного русского царя В.И. Шуйского. Фактически власть оказалась в руках наместника несовершеннолетнего Владислава. В октябре 1610 г. Гонсевский арестовал некоторых сопротивлявшихся его власти бояр. Город оказался на военном положении, а русское посольство под Смоленском было взято под стражу.

Национально-патриотическое движение. Первое ополчение. Шведские войска, освобожденные от договорных обязательств после свержения В. Шуйского, захватили значительную часть севера России. В то время как шведы захватили Новгород и другие города, поляки оккупировали почти всю страну, свозя награбленное в Польшу. Таким образом, борьба за политическую власть в итоге поставила страну на грань национальной катастрофы.

Патриотически-настроенные силы российского общества не могли смириться с порабощением Родины и поднялись на борьбу с иноземными захватчиками. С призывом к борьбе против интервентов выступил престарелый патриарх Гермоген, который стал рассылать по городам России грамоты с призывом к согражданам начать вооруженную борьбу против «литовских и польских людей». За организацию подобных обращений его вскоре взяли под стражу. Умер Гермоген в заточении в начале 1612 г. Когда патриарх был подвергнут заключению, его дело продолжили Троице-Сергиев и Кирилло-Белозерский монастыри.

Под влиянием призывов патриарха из разных концов обширного государства к Москве двинулись войска. Под знаменами этого Первого ополчения сошлись городские ратники, дворянские отряды и казаки из бывших тушенцев. Руководителями собравшейся весной 1611 г. армии были известный рязанский воевода П.П. Ляпунов, а также служившие раннее Лжедмитрию II князь Д.Т. Трубецкой и казачий атаман И.М. Заруцкий.

Когда ополчение подошло к Москве, поляки, опасаясь восстания, решили изгнать москвичей из хорошо укрепленных Кремля и Китай-города, а остальную часть столицы сжечь. От польских сабель и огня погибли многие жители столицы. Город выгорел. Несмотря на этот «успех», положение засевших в центре Москвы поляков было тяжелым, им трудно было выдержать длительную осаду. Не надеясь на свои силы, они решили действовать хитростью, попытаться спровоцировать конфликт между двумя главными силами ополчения - дворянством и казачеством. Сделать это было легко, т.к. трения между ними носили объективный характер. Казачество, пополнявшееся главным образом за счет беглых крестьян, с неприязнью относилось к дворянам-помещикам. В свою очередь ополченцы, дворяне и горожане, не доверяли казакам из-за их склонности к грабежам и насилиям. Поляки составили фальшивую грамоту от имени П.П. Ляпунова, призывавшую истребить казаков. Рязанский воевода был вызван на казачью сходку – «круг» и убит. Лишившись лидера, дворяне покинули ополчение. Под Москвой остались только казаки, сил которых было недостаточно для правильной осады и штурма города. Положение осложнилось тем, что 31 июня 1611 г. после почти двухлетней осады поляки штурмом овладели Смоленской крепостью. Сигизмунд III заявил, что он сам станет царем России, которая должна войти в состав Речи Посполитой. Возникла серьезная угроза суверенитету России.

Неудача первого ополчения не остановила набиравшее силу национально-освободительное движение. Судьбу «безгосударственной» страны взяли в свои руки здоровые силы нации, «земские люди», которые выступили не только против иноземцев, пытавшихся подчинить себе Россию, но и против русских «воров» заинтересованных в продолжении Смуты и безвластия. Многие города вступили в это время в переписку, призывая быть всем «в любви и в совете и в соединении друг с другом», освободить Москву и избрать нового царя.

Второе ополчение. Движение по сбору средств на новое ополчение возглавил земский староста из Нижнего Новгорода Козьма Минин. Кроме добровольных взносов решено было ввести чрезвычайный налог на каждого домовладельца. Воеводой народного ополчения стал стольник Суздальского уезда князь Дмитрий Михайлович Пожарский, хорошо зарекомендовавший себя во время первого ополчения.

Второе ополчение было собрано зимой 1612 г. Оно было более однородно, чем первое и состояло преимущественно из служилых, земских людей Северо-Восточной Руси. Выдвинутая программа: освобождение столицы и отказ от признания на русском престоле государя иноземного происхождения позволила отбросить узкокорыстные притязания ради спасения Отечества.

23 февраля второе ополчение двинулось к Ярославлю, где из-за недостаточности сил и средств было вынуждено простоять всю весну и лето. Здесь стали восстанавливаться органы государственного управления. В Ярославле был созван Земской собор – «Совет всея земли». Первоначально предполагалось избрать здесь и нового царя, чтобы во главе с ним выступить на освобождение страны.

В Ярославле ополченцам стало известно о том, что к столице на помощь польскому гарнизону идет крупный отряд гетмана Ходкевича. Тогда Пожарский заторопился к Москве. 14 августа ополченцы подошли к Троице-Сергиеву монастырю, где совершили торжественный молебн у мощей святого Сергия, прося у него помощи и защиты. 18 августа 1612 г. армия двинулась к Москве.

Кремль был осажден. 22-24 августа был разгромлен двенадцатитысячный отряд гетмана Ходкевича, шедшего с 400 обозами на помощь осажденному польскому гарнизону. После отступления польского гетмана положение польского гарнизона в Кремле стало безнадежным. 22 октября штурмом был взят Китай-город. 26 октября 1612 года вся Москва была освобождена, польский гарнизон сдался, поляки оказались полностью разбиты.

Сложность политической обстановки в Речи Посполитой и отсутствие средств для продолжения военных действий заставили Сигизмунда III на время отказаться от своих претензий на русский престол. Таким образом, второе народное ополчение выполнило свою задачу и появилась возможность в более спокойной обстановке избрать нового царя.

Начало династии Романовых. После освобождения Москвы по городам и волостям были разосланы грамоты с приглашением собраться на Земской собор, который должен был избрать царя, нового главу государства.

Открывшийся в январе 1613 г., Земский собор был наиболее крупным из всех соборов в истории России. В его заседаниях участвовали 700 представителей. Здесь были не только церковные иерархи и бояре, горожане и дворяне, но и казаки, свободные крестьяне. Не было здесь только холопов и помещичьих крестьян.

Дискуссии на соборе происходили бурно, выдвигались различные кандидатуры на московский престол. Среди претендентов на российский престол были польский королевич Владислав, шведский принц Карл-Филипп, представители русской знати князь В.И. Мстиславский и князь В.В. Голицын, и даже сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II, прозванный в народе «Воренком». Но в итоге выбор остановился на компромиссной фигуре – Михаиле Федоровиче Романове – сыне находившегося в польском плену митрополита Филарета.

16-летний юноша, человек средних дарований, ничем не заслужил столь высокой оценки своей личности. Сыграли свою роль родственные связи Романовых с прежней московской династией. Романовы в наибольшей степени устраивали все сословия, что давало возможность достичь примирения. Не последнюю роль сыграла также личная популярность Филарета, не предавшего под Смоленском государственные и религиозные интересы России. Многих из представителей правящей элиты устраивало и то обстоятельство, что Михаил Романов был «умом молод, не дошел» и, следовательно, не мог играть самостоятельную активную политическую роль. Кроме того, юношеский возраст и нравственный облик Михаила отвечали народным представлениям о царе-пастыре, заступнике перед Богом, способном замолить грехи народа.

21 февраля 1613 г. Земский собор единодушно утвердил избрание на царство Михаила Федоровича Романова. «В торжественный день, в неделю православия, – писал В.О. Ключевский, – в первое воскресенье великого поста были назначены выборы, каждый член собора дал особое письменное мнение, и во всех мнениях значилось одно имя Михаила Федоровича. Тогда несколько духовных лиц были посланы на Красную площадь, и не успели с Лобного места спросить собравшийся во множестве народ, кого они хотят в цари, как все закричали: «Михаила Федоровича». Таким образом, государственная власть в стране была восстановлена. Началось правление династии Романовых.

Молодой царь во время собора находился в Ипатьевском монастыре близ Костромы. Когда прибывшие послы сообщили Михаилу Федоровичу волю собора, он первоначально отказался занять престол. В этом его поддержала и мать – инокиня Марфа. Русские люди «измалодушествовались», говорила она, давали клятвы прежним государям, а затем нарушали их. Помня о судьбе Годунова, Лжедмитрия I и Шуйского, нетрудно понять, почему царский венец для человека робкого и нечестолюбивого был в тех условиях мало привлекателен. «Отказ, внушенный смирением и сознанием своей юности, – писал один из дооктябрьских историков, – оставался неодолимым, пока Михаил и Марфа не услышали таких грозных слов владыки Феодорита: «Да будет по вашему, бедствуй русская земля! Пусть настанет прежнее безначалие, пусть плачет снова народ, опозорятся церкви! Но пред сим святым образом говорю тебе, Царь Михаил, что отныне на тебя падет бедствие Отчизны. И ты, инокиня благочестивая, ты будешь отвечать пред судом Божиим за кровь и слезы христиан». Только это заклятие поколебало юношу и его мать; только оно могло заставить новую династию согласиться на занятие престола». Так, по словам А.С. Пушкина, в Ипатьевском монастыре закончилась величественная драма, начавшаяся в Угличе. 12 мая 1603 г. Михаил Романов торжественно въехал в Москву, а 11 июля он был торжественно венчан на царство в Успенском соборе Кремля.

Окончание Смуты. Перед правительством Михаила Федоровича стояла труднейшая задача – ликвидация последствий интервенций. Большую опасность для него представляли отряды казаков, бродившие по стране и не признававшие нового царя. Среди них наиболее грозным был Иван Заруцкий, к которому перебралась Марина Мнишек со своим сыном. Яицкие казаки выдали Заруцкого московскому правительству. Заруцкий и «Воренок» были повешены, а Марина Мнишек была заточена в Коломне, где вскоре, вероятно, умерла.

Другую опасность представляли шведы. После нескольких военных столкновений, а затем переговоров в 1617 г. был заключен Столбовский мир (в деревне Столбово, недалеко от Тихвина). Швеция возвращала России новгородскую землю, но удерживала за собой Балтийское побережье и получала денежную компенсацию. Король Густав-Адольф после Столбовского мира говорил, что теперь «Россия не опасный сосед…, ее отделяют от Швеции болота, крепости, и русским трудно будет перейти через этот ручеек» (река Нева – авт.)

Польский королевич Владислав, стремившийся получить русский престол, организовал в 1617-1618 гг. поход на Москву. Он дошел до Арбатских ворот Москвы, но был отбит. В селе Деулино близ Троице-Сергиева монастыря в 1618 г. Было заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой, за которой оставались Смоленские и Черниговские земли. Произошел обмен пленными. Владислав не отказался от претензий на русский престол.

Последствия Смуты. Смута начала XVII в. нанесла огромный материальный ущерб стране, не успевшей восстановить свои силы после экономической разрухи царствования Ивана IV. Громадные территории, особенно в центральных уездах, запустели, пахотные земли заросли лесом, а жители разбежались или погибли от голода и сабель «воровских людей». По некоторым данным погибло до трети населения страны.

Не менее значительными оказались и политические последствия Смуты. Старое боярство, влияние которого оказалось подорванным репрессиями Ивана IV, вынуждено было окончательно расстаться со своими претензиями на особую политическую роль. Амбиции поредевших рядов Рюриковичей и Гедиминовичей не шли теперь дальше успешной служебной карьеры, венцом которой было место в Боярской думе. Одновременно с падением значения старой аристократии шел процесс возвышения дворянства, сыгравшего наряду с городским посадским населением главную роль в ликвидации Смуты.

Не осталось без изменения и положение монарха. В результате победы в России возродилось самодержавие. Но представители новой династии не могли, по крайней мере, первое время, обойтись без поддержки «земли», которая возвела их на трон. Поэтому характерной чертой общественной жизни того времени стал регулярный созыв Земских соборов.

Немаловажными были также и культурно-психологические последствия Смуты. Русские люди, перед лицом катастрофы, собравшись с силами, воссоздали разрушенное государство, наглядно показав, что оно – не царская вотчина, а предмет общей заботы и общего дела «всех городов и всяких чинов людей великого Российского царства». Смута преподала важный урок русскому народу. Призыв Козьмы Минина – не искать личных выгод, а отдавать все на общее дело – имел отклик у большинства простых людей, символизируя поворот общества к нравственному гражданскому началу. Произошло то, что С.М. Соловьев назвал «подвигом очищения», когда «народ, не видя никакой внешней помощи, углубился во внутренний духовный мир свой, чтобы оттуда извлечь средства спасения». Во время Смуты обанкротилась правящая верхушка, а народ спасая государство, обнаружил «такое богатство нравственных сил и такую прочность свих исторических и гражданских устоев, какие в нем и предполагать было невозможно» (И. Забелин). Народная энергия не увяла от «безнарядья», продолжая питать государственное творчество.

Несмотря на Смуту, в это время активно осваивают Поволжье, Урал, Сибирь. Именно в эти годы возникают Пелым, Верхотурье, Нарым, Томск, Магадан, Туринск. Усилив, с одной стороны, недоверие к Западу, Смута вместе с тем вызвала кризис идеологии московской исключительности («Москва – третий Рим»), показала необходимость расширения всесторонних, особенно военно-технических связей с остальной Европой. В жизни России начинают обозначаться те процессы, которые в конце века получили логическую развязку в царствование Петра I.

Период Смутного времени выявил уникальный феномен русского народа (такого не знала Западная Европа) – проявление в трудную для страны минуту государственного сознания. В результате удалось не только сохранить в стране относительный порядок и организовать разгром иностранных интервентов, но и восстановить русскую государственность, подкрепив исполнительную власть – легитимную монархию – мнением народа.

Говоря о негативных последствиях Смуты, следует также отметить ухудшение международного положения страны. Россия оказалась в политической изоляции, ослаб ее военный потенциал долгое время практически беззащитными оставались южные рубежи.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключались основные политические, экономические, социальные и духовно-нравственные причины Смутного времени?

2. Что такое Гражданская война?

3. При каких обстоятельствах Борис Годунов сумел достичь вершин власти, в чем заключались его величие и трагизм?

4. Что такое самозванство и в чем заключались его прчины возникновения в России?

5. Охарактеризуйте время правления Лжедмитрия I, Василия Шуйского, Лжедмитрия II.

6. Почему «семибоярщину» можно назвать правительством национальной измены?

7. Охарактеризуйте основные этапы национально-освободительной борьбы в России в период Смутного времени.

8. В чем для России заключались трагические последствия Смутного времени?

Рекомендуемая литература:

1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А.. История России с древнейших времен до конца ХХ века: Учебное пособие. М.: Право и закон, 2001.

2.Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2000.

3.История России в вопросах и ответах: Учебное пособие. Составитель С.А. Кислицын. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2001, изд. 3-е, испр. и доп.

4.История Российского государства: Учеб. пособие для вузов/ Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов, Н.Д. Эриашвили и др. Под ред. проф. Ш.М. Мунчаева. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001.

5.История России и мировых цивилизаций / Под ред. А.Ф. Бичехвоста. Саратов, СГАП. 1999.

6.Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., Наука. 1983.

7.Скрынников Р.Г. Россия накануне «Смутного времени». М., Мысль. 1985.

8.Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. ЖЗЛ. М., Молодая гвардия. 1981.

9.Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века: Григорий Отрепьев. Новосибирск, Наука, 1991.

10.Скрынников Р.Г. Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников. Л., Наука. 1988.

11.Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. Смута. М., Мысль. 1988.

12.Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. М., 1937 (1-е изд. – 1899 г.).

13.Шефов Н.А. Тысячелетие русской истории. Хроника истории российской с кратким описанием знаменательных событий. М.: Вече, 2001.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.036 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал